Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Бабушкина кладовая

Воспитывая ребёнка, мы приобретаем множество бесценных знаний, но, как правило, передавать дальше их некуда — детей в семьях мало, разрыв между поколениями слишком велик, к зрелости и обзаведению внуками память очищается от невостребованной информации. Таким образом, с появлением ребёнка взрослые должны «изобретать велосипед», совершенствуя и оттачивая своё родительское мастерство, которое вряд ли ещё будет нужно.

grandmother and grandchildren.jpgВоспитывая ребёнка, мы приобретаем множество бесценных знаний, но, как правило, передавать дальше их некуда - детей в семьях мало, разрыв между поколениями слишком велик, к зрелости и обзаведению внуками память очищается от невостребованной информации. Таким образом, с появлением ребёнка взрослые должны изобретать велосипед, совершенствуя и оттачивая своё родительское мастерство, которое вряд ли ещё будет нужно.

Современная бабушка тоже не всегда может оказать действенную помощь молодой семье с первенцем. Ведь та, кого принято называть бабушкой, обычно оказывается не доброй старушкой в платке, знающей все сказки на свете, готовой часами рассказывать стишки и петь песенки любимым внукам, а вполне бодрой работающей женщиной, занятой своими проблемами. То ли дело в старину в больших деревенских семьях с патриархальным укладомКаждый ребёнок, едва успев родиться, тут же попадал в умелые руки мамок, нянек, бабок.

Потешки, песенки, стишки, приговорки передавались веками практически без изменений, на них росли поколения детей и, взрослея, передавали их дальше.

Современному прогрессивному молодому поколению телевизор с видеомагнитофоном вполне может заменить бабушкины сказки, а вот совсем маленьким крошкам ничто не заменит тепла родных рук и музыки родного голоса.

То, что с новорожденным нужно разговаривать, знают все. Малыш ещё в утробе сроднился со звуком и тембром маминого голоса, легко отличает голос папы. Но некоторых смущает необходимость разговоров с таким крошечным человечком: «он же совсем ничего не понимает!...» Мысль читать ему детские книжки кажется ещё более абсурдной, а в собственной памяти ничего подходящего, кроме “сороки - вороны”, не находится. Хорошо, если вы знаете массу взрослых стихов или умеете петь песни и с удовольствием читаете и поёте для своего малыша. Ведь ребёнку пока не очень важен смысл того, что он слышит, - любовь и нежность не обязательно должны быть облечены в понятные слова. Но много ли родителей умеют это делать? Зачастую общение с новорожденным из взаимного наслаждения перерастает в проблему. Детские журналы и интернет – конференции завалены вопросами: «Чем же с ним заниматься, когда он не спит? Какие песни петь? Какие стихи читать?».

Ответы на эти вопросы найдутся у каждого родителя. Но позже, когда малыш уже вырастет, в доме появятся сотни детских книг, а папина и мамина голова будет умещать такое количество детского фольклора, что хватило бы для воспитания нескольких поколений.

А ведь детские стишки и песенки – не просто фон, предназначенный заполнить бодрствование младенца. Это то самое раннее развитие, занимать которым никогда не рано и начинать которое никогда не поздно. Настоящее психическое, эмоциональное и физическое развитие без материальных затрат. Обычные детские стишки с чёткой рифмой и простыми словами хорошо подходят к ритму жизни малыша. И растут вместе с ним.

Стоит нам только погрузиться в материал малых фольклорных форм, как ласковый тон и напевность рождаются сами собой. Всё это помогает родителям создать вокруг малютки ауру защищённости. Разнообразные потешки и приговорки успокаивают, умиротворяют. Их можно найти буквально для каждого момента жизни крохи: на сон грядущий, при пробуждении, во время умывания, в часы кормления, пеленания, знакомства с окружающим миром. Внимая их неспешному звучанию, кроха учится вслушиваться в речь, у него появляется слуховое сосредоточение.

Малыши очень любят ритуалы. Повторяющиеся слова быстро становятся знакомыми и узнаваемыми. Таким образом, у ребёнка начинает откладываться и накапливаться пассивный словарный запас, необходимый для развития речи.

Мать даёт младенцу жизнь, материнская поэзия – душу. А начинается всё с колыбельной песни, которой убаюкивают, усыпляют ребёнка. Её главная стихия – любовь и нежность, её главный мотив – пожелание крепкого сна, здоровья и хорошей жизни. Проснувшегося младенца мать, распеленав, ласкает, поглаживает вдоль тельца, приговаривая пестушку. Затем идут потешки – первые игры, забавы. За ними прибаутки и игровые песенки, интересные прежде всего своим занятным содержанием. Позднее наступает черёд закличек и приговорок – песенок-обращений. И, наконец, приходит пора первых сказок.

Увы, многое утеряли мы из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики. Целые поколения вырастают без материнских колыбельных песен и пестушек, без бабушкиных сказок и присказок. А может, ещё не всё потеряно?...

Сразу учить наизусть большое количество стихов для всех случаев жизни вовсе не обязательно. Просто запишите стишки на маленьких листочках и расклейте в подходящих местах (ванной, детской, кухне и т.д.). Тогда, каждый, кто занимается с ребёнком, может соблюдать заведённые вами ритуалы, радовать и успокаивать малыша знакомой музыкой звуков.  Очень скоро понятливый малыш начнёт улыбаться при звуках знакомых стихов и вторить вам радостным гулением.

Бабушкин наказ

Подходите к детской кроватке спокойно, без суеты и “нервов”.Разговаривайте ласково, доброжелательно не только с малышом, но и друг с другом.

Заключайте своих малышей в объятия, согревайте своим теплом, не боясь их избаловать или “приучить к рукам”. Поверьте, ребёнок не будет сидеть у вас на руках всю жизнь. Подрастая, он делает это всё реже. Но сейчас, когда кроха только родился, постарайтесь восстановить контакт, который уже существовал девять месяцев.

Иногда кладите ребёнка к себе на живот “кожа к коже”, при этом улыбайтесь и разговаривайте с ним. Берите малыша на руки, когда он просыпается. В такие минуты тактильный контакт обеспечивает ребёнку три важных момента: ощущение безопасности, связь с миром людей, начало процесса коммуникации.

Помните, что мальчикам необходимо такое же проявление любви, как и девочкам. По возможности реже используйте переноску, лучше возьмите ребёнка на руки или посадите в слинг.

Делайте малышу массаж ежедневно, начиная с первых дней жизни. Хотя бы несколько минут погладьте спинку, ножки, ручки и животик крохи.

web_0_2_baby_and_gramma.jpg

Постарайтесь понять, какие прикосновения особенно приятны малышу. Если у него повышенное артериальное давление, ему нужны нежные, но более твёрдые прикосновения. Если у крохи немного замедлена реакция, сеанс можно несколько продлить.

Особое внимание уделите детским пальчикам. Массируйте ладошку и каждый пальчик (во время общего массажа или в часы кормления; когда меняете грудь, меняйте и ручку). Несколько раз в день в качестве приветствия пожмите малышу обе ручки.

Давайте крохе подержать различные предметы: погремушки, лоскутки (гладкие и ворсистые, тонкие и плотные). Это массаж и одновременно способ познания окружающей действительности. Читая ребёнку, обязательно держите его на руках.

С добрым утром!

Вот кроха проснулся утром и улыбнулся. И мы ему расскажем «просыпальные» стишки:

 

Кто, кто в этой комнатке живёт?

Кто, кто вместе с солнышком встаёт?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала!
                                        (А.Барто)

 

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке-

Доброе утро, доброе утро!

Утро с шутками, прибаутками!

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай –

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

 

Тимка,Тимошка, глянь-ка в окошко!

Вышло солнышко гулять,                            

И тебе пора вставать,

Просыпайся скорей, Тимофее-е-ей!
    

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Здравствуй, солнышко, колоколнышко!
      

Солнышко встало, в небе засияло.

Нашей малышке “Здравствуй” сказало.

Птички прилетели, на окошко сели.

Нашей Настюшке песни запели.
 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Даше спать не даёшь?

 

Кто, кто по утру раненько встаёт?

Кто, кто поутру песенки поёт?

Машенька рано у нас

встаёт,                                                                                                           

Машенька песни у нас поёт!

    

 

Автор: Воложенина Оксана

  •  

     

                                        


  • 4261
    Комментарии (10)
    mama-logoped
    27 июля 2011
    Спасибо! Я тоже когда - то готовила лекцию для будущих мам на тему "Использование фольклорных форм для развития речевых навыков". Самое интересное, что аудитория восприняла это как открытие, а ведь это "хорошо забытое старое". Невозможно прочитать потешку или пестушку без интонации, сам слог заставляет приплетать к словам чувства - как раз то, что нужно младенцам.
    ответить
    Lana42
    05 декабря 2010
    Полезно, сразу представила, с какой теплотой и удовольствием будет начинаться утро!
    ответить
    Елена
    16 октября 2010
    Обалденная статья!
    ответить
    еще 1 ответ
    Оксана
    14 июля 2010
    Спасибки!Читайте на здоровье.Надеюсь вам пригодиться мой труд.
    ответить
    еще 1 ответ
    Алена
    08 июля 2010
    Очень хорошая статья,такая теплая и настоящая))))))))))
    ответить
    Почитать ещё