Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Бабушкина кладовая: часть 4

Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребёнок осознаёт себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет...

                                                   Гимнастические стишки

   Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребёнок осознаёт себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.

У новорожденного крошки ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребёнка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств.

Поэтому первым учителем и помощником в знакомстве малыша со своим телом должна стать его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития крохи физический контакт, она часто гладит своего ребёнка, целует его.
    Пока кроха не умеет играть самостоятельно, его забавляют взрослые, сопровождая забавы речетативными стихами. Это не что иное, как пестушки (от “пестовать” - няньчить) и потешки.
    В старину русские женщины пользовались пестовальной гимнастикой для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.

Одна из особенностей такой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьёзные занятия. Тем не менее этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Другая особенность пестовальной гимнастики – строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, “Ладушки” не делают раньше, чем ребёнок начнёт сам пытаться хлопать в ладоши, а играть в “Тюшки - тютюшки” не стоит до того, как станет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребёнка. Ещё одной особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребёнком проводятся под короткие стишки – пестушки или потешки.

Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая ребёнка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена на психоэмоциональное и речевое развитие ребёночка.

                                                     Сначала только поглаживания!
 

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идёт адаптация женщины к новой для неё роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания.

Малыш, которого пока ещё не интересует окружающий мир, нуждается в тесном контакте с мамой и постоянном сосании. Потому в этот период обеспечьте ребёночку практически непрерывный физический контакт, который необходим ему для идентификации психики и тела и формирует  у него ощущение надёжности окружения.

Помогите младенцу почувствовать своё тело и дайте ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого нужно делать поглаживания и ощупывания. Нежно гладим всё детское тельце, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

                                                    Упражнения для малышей от 1,5 до 3 месяцев.
 

Приступать к непосредственным занятиям гимнастикой следует не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6-й неделе жизни ребёнок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До того малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, “Потягунюшки” можно делать всякий раз после того, как ребёнок проснулся. Хорошее настроение ребёнка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.
 

“Потягунюшки”.

Цель – помочь крохе почувствовать своё тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была ещё и заклинанием благополучного роста и развития ребёнка. Разворачивая проснувшееся дитя, ласково оглаживайте его, как бы очерчивая контуры тела; называйте вслух и обозначайте части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунюшки – порастунюшки! 673818eb15f00c949844bb12a95d476e.png
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
Поперёк – толстунюшки,
А в ушки – слышунюшки,
А в глазки – глядунюшки,
А носику – сопунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растём, растём, растём!

 

Поколачивание ножек.

Массаж ног усиливает  кровообращение и способствует интеллектуальному развитию. Легонько поколачиваем по пяточке с нежными приговорами:


Куй, куй, каблучок!
Подай, бабка, башмачок.
Не подашь башмачка –
Не подкуём каблучка.


Куй, куй, ковалёк,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок!


Идёт кузнец из кузницы,
Несёт кузнец два молота.
Тук-тук-тук,
Да ударил разом вдруг!


Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Бегут по дорожке,

                

Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ-топ,
Приехали!


Топаем ножками по кровати (ребёнок лежит на спине):

Паты, паты, паты, паты,
Вышли валенки из хаты,
Погуляли по двору,
Поплясали на пиру,
Легли на печь
Пироги стеречь.

 

Упражнения для рук.

Призваны снять напряжение и помочь в работе мышцам – разгибателям. Известно, что развитие детских рук благотворно влияет на развитие ребёнка в целом, и особенно на его речь.

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Каждый пальчик имеет обширное представление в коре больших полушарий мозга. Если поглаживать, похлопывать, щекотать пальчики и ладошки крохи, то разовьются тактильные и кинестетические ощущения.

Аккуратно разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещиваем на грудке.

И батюшке – сажень,
И матушке – сажень,
И бабушке – сажень,
(перечисляют несколько близких родственников),
а нашему мальчику – долга, долга, долга, долга!
(Или “а нашей девочке…”)

 

На словах последней строчки делаем ручками ребёнка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны. Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то подождите, пока он чуть-чуть подрастёт.

Делайте массаж ручек, приговаривая:

Пальчик пальчиком погладим,
Пальчик пальчиком потрём.
Отдохнём с тобой немножко,
А потом опять начнём.


“Бокс”.

Сгибаем ручки ребёнка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперёд, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем:

Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.

                 
А можно так:

Ри-та-та, ри-та-та,
Рыба лучше, чем вода.
Рыба посуху не ходит,
Рыбе водушка нужна.


Завершаем упражнение “обхватыванием”, которое делают на последнем слове потешки.

Можно использовать и другую приговорку:

3ca0b310348c6f95a55fe5f1352e8939.png
Дашу  тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

Или так:
Настю тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.
Щучки в кучки,
Плотвички в полички,
Один ершок,
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Ребятишек накормлю.
Кушайте, детки,
Не плачьте.

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

 

Массаж спинки.

Цель нежных поглаживаний – дать ощутить малышу его спинку, активизировать кровообращение. Ласково и аккуратно гладим спинку ребёнка широким движением от ягодиц вверх – тыльной стороной кисти, от плеч вниз – ладонью (повторяем так 5-7 раз). При этом приговариваем:

Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам
Дарит по лаптёнкам.

Били лён, били.
Топили, мочили.
Колотили, колотили.
Мяли, мяли, мяли, мяли.
И трепали, и трепали.
Чесали, чесали.
Белы скатерти ткали,
На столы накрывали.


                                                    Упражнения для крохи от 3 до 8 месяцев.

 

“Вьюшки”.

Цель – совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребёнок пытается скоординировать движения рук, но пока ещё держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачки ребёнка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.


Упражнение делается 2-4 раза или до тех пор, пока ребёнку нравится.

Поглаживая и загибая пальчики, говорите:

Большак-здоровяк, где ты был?
С братцем Указкой в лес ходил.
С братцем Серёдкой щи варил,
С братцем Сироткой песни пел,
С братцем Мизинчиком кашу ел.


Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел
.
                                              
Возьмите правую ручку ребёнка, сжатую в кулачок, постучите им по другой ладошке:

Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки:
Ай, туки, туки, туки!


А теперь постучите своей ладонью по локоткам крохи:

Заиграли локотки:
Туки-туки, туки-туки!
Туки-туки, туки-ток,
Скоро Сашеньке годок!


Помогите малышу переворачиваться в одну сторону и в другую, подталкивая совсем чуть-чуть, затем погладьте животик по часовой стрелке:

Ах ты, котенька,
Ты мой серенький,
Как тебя не любить,
Хвостик беленький!
Ты пшеничку размолол,
Молочком её развёл,
Насте кашку сварил,
Кашкой Настю накормил,
После спать уложил.


                                                    Упражнения с 8 до 12 месяцев.
 

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно развлекать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает весёлое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с крохой носят произвольный характер.
 

“Ладушки”.

Это продолжение упражнения “Вьюшки”. Когда ребёнок в хорошем расположении духа и начинает сам хлопать, прокомментируйте его игру словами известной потешки. Этим упражнением можно отвлечь ребёнка от каких-то огорчений. Только помните, что приговорка не должна быть слишком длинной, её надо проговаривать поскорее.

Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели,
Ладушки запели.



Ладушки – ладушки,
Где были? – У Аннушки.
Что ели? – Оладушки
А у Панечки – прянички,
А у Дуняшки – кулажки,
А у Акульки – жамульки,
А у Микешки – орешки,
 А у Трошки – крошки,
А у Сенечки – семечки.
Провожали нас веничком.


Ладушки – ладошки
Были у Тимошки.
- Что ели? – Крошки.
Ели – поедали,
Пили – попивали,
На Маню поглядали
.
                     
 
Ладушки – ладушки,
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки,
Да у нашей бабушки!

       
- Ладушки – ладушки,
- Где были? – У бабушки.
- Что ели? – Кашку.
- Что пили? – Бражку.
- Что на закуску? – Хлеб да капустку.
- Что на заедку? – Сладкую репку.


При последних словах мама вскидывает ручки ребёнка на голову.

А можно по-другому:

Ладушки, ладушки,
Не политы грядушки.
Недосуг поливать:
Надо в ладушки играть!

                       
Ладушки, ладушки,
- Где были? – У бабушки.
- Что ели? – Кашку.
Разбили чашку.
- Чем бабушка била,
Чем колотила?
- Венечком, помелом,
Сковородничком!

 

“Коза рогатая”.

Это и лёгкий массаж живота, который стимулирует активную зону вокруг пупка; и развлечение, стремление потешить ребёнка, вызвать у него радостный смех. Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу (“идёт”, перебирая указательным и средним пальцами по ножке крохи).

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!


На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

Есть и другой вариант:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт –
Того забодает, забодает, забодает!

 

Попрыгушки.

Посадите ребёнка на колени лицом к себе и покачивайте его, подражая качке при езде, приговаривая:

Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Поехали, поехали… (и так далее, меняя порядок строчек).


Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По гладенькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По оврагам, по оврагам,
По оврагам… в ямку бух!


Ехали, ехали,
Ехали с орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким бугорочкам.
В ямку, в ямку, в ямку – бух!
Раздавили сорок мух!


А чу, чу, чу, чу, чу, чу,
Я горошек молочу,
На чужом точку, на прилепочку.
Ко мне курочки летят,
Они рябенькие,
Они рябенькие,
Конопатенькие.


Подпрыгивай, подпрыгивай,
Любимый мой малыш.
Подпрыгивай, подпрыгивай,
Любимый мой крепыш.
Высоко мы полетаем – ух!
Низко ножки опускаем – бух!
Вверх, вниз, вверх, вниз,
Прыг – ух! Прыг – бух!

 

“Тюшки - тютюшки”.

Подкидывая малыша на руках, мама произносит следующее:

Тюшки, тютюшки,
Овсяные лепёшки,
Пшеничный пирожок
На опаре замешён,
Высокохонько взошёл!


Покатайте кроху, усадив к себе на плечи, приговаривая:

Лучина, лучина,
Я тебя сушила.
Гори, гори жарко,
Приедет Захарка.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Слуги на запятках.


Пощекочите малыша с такими словами:

Дарики, дарики,
Вились комарики,
Вились, кружились,
За носик (ушко, бочок…) схватились.


Поднимите вашу крошку вверх за ручки и аккуратно раскачайте, удерживая сначала только за ручки, потом за ножки, наконец, попарно, за одну ручку и ножку, приговаривая при этом:

Мы растём, растём, растём,
Эх, стараемся!
Завтра встанем и пойдём,
Улыбаемся!

Ай, Лели, Лели,
Висят в саду качели,
Пока детишки спят,
Качает кот котят.

 

Автор статьи: Воложенина Оксана


Предыдущие статьи Бабушкиной Кладовой:

Бабушкина кладовая: часть 3

Бабушкина кладовая продолжение

Бабушкина кладовая

11489
Комментарии (5)
Оксана
02 августа 2010
Спасибо.Только это не отдельная статья, а целая книжка.Набралось про все понемногу.Из-за большого объема Дарья ее разбила на части.Здесь всего и отовсюду(подборки из журнальных статей, книг,газет).
ответить
еще 1 ответ
Оксана
31 июля 2010
Пожалуйста!Пользуйтесь на здоровье.
ответить
еще 1 ответ
Нина
30 июля 2010
Оксана! Спасибо большое. Так здорово всё рассписано!
ответить
Почитать ещё