Вы никогда не задумывались, почему авторы методик раннего интеллектуального развития, в основном, мужчины – Глен Доман, Николай Зайцев, Борис Никитин , Массару Ибука, Павел Тюленев и др. При прочтении книг, посвященных раннему развитию детей, невольно заражаешься идеями их авторов.
Действительно, они очень убежденно, можно сказать, вдохновенно рассказывают о скрытых колоссальных возможностях человеческого мозга. О невероятных успехах детей, обучавшихся по их методике.
Для большинства родителей все это звучит очень и очень заманчиво. Но, к сожалению, не все, кто «загорелся» желанием стать последователями их идей задумываются, нет ли здесь попытки обмануть человеческую природу? Учитывают ли авторы методик раннего интеллектуального развития психофизиологические закономерности развития ребенка?
Инстинкт материнства
Любая мама знает, сколько требуется ежедневных душевных, да и физических, сил, чтобы общаться со своим ребенком посредством эмоций и чувств, в тесном контакте на языке любви. Не каждый мужчина на это способен, и наверно недаром испокон веков воспитанием детей до определенного возраста занимались женщины.
С самого рождения между матерью и ее ребенком существует тесная эмоциональная связь, которая остается загадкой для мужчин. Именно женщину природа наделила инстинктом материнства, который помогает ей чувствовать и понимать истинные потребности своего малыша. И женщина инстинктивно понимает и знает, как эти потребности удовлетворить.
Отцовский подход
У мужчин, естественно, тоже есть родительский, отцовский инстинкт. Но он направлен, в первую очередь, на защиту малыша и его матери. Настоящий интерес к своему ребенку у большинства отцов, как известно, проявляется тогда, когда тот становится уже более или менее "сознательным человеком", годам к трем - четырем. Как раз тогда, когда ребенка уже можно учить таким вещам, которые близки и интересны мужчине.
В древние времена отец приобщал сына к своему ремеслу, учил обращаться с оружием, ездить на лошади. То есть испокон веков в общении отца со своим ребенком преобладало обучение тем навыкам, которые нужны во взрослой жизни. И не случайно в древние времена учителями были мужчины.
Возможно именно поэтому мужчинам - "первооткрывателям" захотелось сместить на более нижнюю планку возраст "обучения" и заменить все эти "ненужные" "обнималки", "целовалки", "уси-пуси", массажики, "ладушки - ладушки" - бесстрастным показом карточек, молчаливыми головоломками, музыкальными записями с пропеванием "складов", чтением таблиц, игрой на скрипке и т.п.
А чего стоят такие идеи, как научить двухмесячного ребенка сидеть (и что будет со спиной?), в шесть месяцев - самостоятельно ходить (а как же опорно-двигательный аппарат?), в 10 месяцев - знать все буквы и в цифры (как абстрактные символы), а в год - читать (правда, ребенок еще и говорить-то толком не умеет) ...
А что дальше
Да, ребенок может механически запомнить весь алфавит и даже выучить, что дважды два - четыре, но что с этим делать дальше – ведь для него это пустая абстракция, т.е. приобретаемые им понятия ничего не значат. Или малыш может уже в год безошибочно показывать на карточках красный, синий, зеленый, желтый и еще два десятка цветов. Но если вы попросите его определить цвет мячика – он даже не поймет, чего вы от него хотите. Если приложить усилия, можно выучить с двухлеткой весь телефонный справочник, но когда понадобится вызвать врача –вряд ли он подскажет вам номер скорой помощи .
Ведь ребенок еще не научился анализировать, классифицировать, обобщать и сопоставлять заложенную в нем информацию.
Таким образом, вся ненужная информация «оседает» в мозгу ребенка как неподъемный груз. Из-за этого у чувствительных и восприимчивых детей часто возникают нервные перенапряжения, которые, безусловно, травмируют их психику.
Если занятия с ребенком продолжают набирать обороты - ситуация усугубляется и далее, особенно в кризисные периоды, могут начать проявляться стрессовые симптомы: агрессия, тревожность, частые истерики, тики, энурезы, нарушения аппетита и сна и т.д. Так, например, родители никак не связывает между собой многочисленные кружки ребенка с его агрессивным поведением и ночным недержанием мочи. А одна мама удивляется: «Ребенок умный, показывает все цифры, буквы, цвета, геометрические формы, но … в его активном словаре только два слова «нет» и «баба»» или «Ребенок всё знал, всё умел, а теперь ничего ему не надо, всё будто бы забыл, даже посчитать до пяти не может» и т.п.
Строим «дом»
Мозг ребенка развивается постепенно и так же постепенно и последовательно он должен заполняться: от простого к сложному, от нежных колыбельных к образным рассказам. Т.е. каждая последующая ступень развития строится с опорой на предыдущую.
Сначала у детей на основе эмоционального взаимодействия со взрослыми возникает потребность в манипуляциях с предметами – «ручной» интеллект. У ребенка накапливается практическая база знаний о мире или если сравнить мозг ребенка со строящимся домом – его фундамент. Если же в данный период вместо фундамента, начать «заносить» блоки с информацией, то, куда их размещать? Мишель Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем хорошо наполненный». Т.е. сначала надо построить крепкий дом, а потом заносить мебель.
Итак, на основе крепкого «фундамента» ближе к году, когда начинает доминировать наглядно-действенного мышление (оно является ведущим до 3х лет), мозг ребенка систематизирует полученную до года информацию и на её основе готов к более точному и осмысленному восприятию новой информации.
Простые манипуляции с предметами начинают сменяться осознанной предметной деятельностью, в этот период ребенок начинает понимать, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
Ребенок жаждет новых знаний и совместные игры с родителями в предметы и сюжетные игрушки – становятся ведущей деятельностью. Благодаря этой игровой деятельности у ребенка развивается кора головного мозга – т.е. идет строительство «стен дома». В 2,5 – 3 года на первый план выступает наглядно – образное мышление, возраст «почемучек». Дети пытаются познать устройство предметов и явлений и найти их взаимосвязь. Наступает время рассказов и показов. Так стоит ли пытаться подменять знания об окружающем мире решением примеров с непонятными для ребенка символами и чтением ничего не значащих ЖА и ТЕ?
Только в 5 – 5,5 лет, когда все зоны мозга практически сформированы, а стены нашего дома выстроены, у ребенка начинает преобладать словесно-логическое или другими словами абстрактное мышление. Теперь у ребенка активно развиваются мыслительные операции – и наступает самое время строить «крышу дома», т.е. можно начинать знакомить ребенка со знаковой символикой, сопоставлению начертания слова с его звучанием; учить чтению и вычислениям.
Делаем выводы
Соответственно, упор в развитии необходимо делать на то мышление, которое доминирует в данный период. Иначе есть опасность того, что в развитии ребенка возникнет «перекос». Если ребенок не приобрел то, что должен был приобрести в определенном возрасте, то он уже не сможет получить этого в полной мере.
Когда родители, например, не вовремя развивают логическое мышление своих малышей, страдает не только чувственно-эмоциональная сфера, но и развитие образного мышления. Да, в школе такие дети, возможно, будут хорошо справляться с вычислениями, но с трудом решат простую текстовую задачу и не поймут, о чем написан рассказ, потому что не смогут себе представить написанное.
Они не посочувствуют реальным людям или героям книги (так как у них не развито воображение и имеются пробелы в эмоционально-чувственной сфере). Тогда спрашивается, стоит ли интеллектуализация ребенка подобных жертв? Ведь мы теряем уйму времени, обучая годовалого ребенка читать, тогда как в 6-7 лет он научится этому всего за пару недель.
Всё вышесказанное означает, что с детьми, конечно надо заниматься, но в меру и тем, что им на данном этапе интересно, необходимо и соответствует их возрасту и естественной физиологии.
Иногда родителям кажется, что их годовалому ребенку на самом деле интересны и необходимы буквы и цифры с «пеленок». Но следует понимать, что ребенок, ради того, чтобы мама уделила ему внимание – готов на многое, в том числе и на рассматривание бесконечных карточек или занятие игрой на скрипке. Потому что он знает, что как только занятия закончатся – он отправится играть в куклы или машинки в гордом одиночестве.
А вот если бы мама играла с ним в ЕГО простые игры - ему ни скрипка, ни карточки были бы не нужны. Получается, что мы, неосознанно, но, возможно, подменяем детские желания - своими. В итоге дети, потребности которых не удовлетворяются – должны тратить огромное количество энергии на сдерживание своих истинных желаний. В итоге, мы рискуем получить несчастных, нервозных, безынициативных интеллектуалов, которые возможно, еще и не смогут добиться тех головокружительных успехов, которые мы пророчим им.
Ведь может статься так, что уже в школе ребенок, ранним развитием которого так усердно занимались его родители, может оказаться «непризнанным гением» со всеми вытекающими отсюда последствиями и разочарованиями.
Кроме того, даже необычные дети Никитиных, которые, благодаря непрерывным занятиям по специальным развивающим методикам их знаменитых родителей, в дошкольный период сильно обгоняли своих ровесников по развитию, а в школе учились, перепрыгивая через класс, выросли, в итоге, самыми обычными людьми. Так стоило ли лишать детей настоящего детства и полноценного общения со сверстниками.
У каждого ребёнка свой путь в жизни и свои темпы развития. Гениальность же или талантливость дается человеку от природы! Родители не в силах сделать своего ребенка более одаренным, но в силах сделать так, чтобы те способности, которые заложены в него от рождения, были максимально реализованы.
Возрастные особенности развития
Автор: Дарья Колдина