Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

О раннем развитии

 

Вы никогда не задумывались, почему авторы методик раннего интеллектуального развития, в основном, мужчины – Глен Доман, Николай Зайцев, Борис Никитин , Массару Ибука, Павел Тюленев и др. При прочтении книг, посвященных раннему развитию детей, невольно заражаешься идеями их авторов.

Действительно, они очень убежденно, можно сказать, вдохновенно рассказывают о скрытых колоссальных возможностях человеческого мозга. О невероятных успехах детей, обучавшихся по их методике.

Для большинства родителей все это звучит очень и очень заманчиво. Но, к сожалению, не все, кто «загорелся» желанием стать последователями их идей задумываются, нет ли здесь попытки обмануть человеческую природу? Учитывают ли авторы методик раннего интеллектуального развития психофизиологические закономерности развития ребенка?

 

Инстинкт материнства

 

Любая мама знает, сколько требуется ежедневных душевных, да и физических, сил, чтобы общаться со своим ребенком посредством эмоций и чувств, в тесном контакте на языке любви. Не каждый мужчина на это способен, и наверно недаром испокон веков воспитанием детей до определенного возраста занимались женщины.

С самого рождения между матерью и ее ребенком существует тесная эмоциональная связь, которая остается загадкой для мужчин. Именно женщину природа наделила инстинктом материнства, который помогает ей чувствовать и понимать истинные потребности своего малыша. И женщина инстинктивно понимает и знает, как эти потребности удовлетворить. 
 

Отцовский подход

 

 У мужчин, естественно, тоже есть родительский, отцовский инстинкт. Но он направлен, в первую очередь, на защиту малыша и его матери. Настоящий интерес к своему ребенку у большинства отцов, как известно, проявляется тогда, когда тот становится уже более или менее "сознательным человеком", годам к трем - четырем. Как раз тогда, когда ребенка уже можно учить таким вещам, которые близки и интересны мужчине.
 В древние времена отец приобщал сына к своему ремеслу, учил обращаться с оружием, ездить на лошади.  То есть испокон веков в общении отца со своим ребенком преобладало обучение тем навыкам, которые нужны во взрослой жизни. И не случайно в древние времена учителями были мужчины.

Возможно именно поэтому мужчинам - "первооткрывателям" захотелось сместить на более нижнюю планку возраст "обучения" и заменить все эти "ненужные" "обнималки", "целовалки", "уси-пуси", массажики, "ладушки - ладушки" - бесстрастным показом карточек, молчаливыми головоломками, музыкальными записями с пропеванием "складов", чтением таблиц, игрой на скрипке и т.п.

А чего стоят такие идеи, как научить двухмесячного ребенка сидеть (и что будет со спиной?), в шесть месяцев - самостоятельно ходить (а как же опорно-двигательный аппарат?), в 10 месяцев  - знать все буквы и в цифры (как абстрактные символы), а в год - читать (правда, ребенок еще и говорить-то толком не умеет) ...
 

А что дальше

 

Да, ребенок может механически запомнить весь алфавит и даже выучить, что дважды два - четыре, но что с этим делать дальше – ведь для него это пустая абстракция, т.е. приобретаемые им понятия ничего не значат. Или малыш может уже в год безошибочно показывать на карточках красный, синий, зеленый, желтый и еще два десятка цветов. Но если вы попросите его определить цвет мячика – он даже не поймет, чего вы от него хотите. Если приложить усилия, можно выучить с двухлеткой весь телефонный справочник, но когда понадобится вызвать врача –вряд ли он подскажет вам номер скорой помощи .

Ведь ребенок еще не научился анализировать, классифицировать, обобщать и сопоставлять заложенную в нем информацию.

Таким образом, вся ненужная информация «оседает» в мозгу ребенка как неподъемный груз. Из-за этого у чувствительных и восприимчивых детей часто возникают нервные перенапряжения, которые, безусловно, травмируют их психику.

Если занятия с ребенком продолжают набирать обороты - ситуация усугубляется и далее, особенно в кризисные периоды, могут начать проявляться стрессовые симптомы: агрессия, тревожность, частые истерики, тики, энурезы, нарушения аппетита и сна и т.д. Так, например, родители никак не связывает между собой многочисленные кружки ребенка с его агрессивным поведением и ночным недержанием мочи. А одна мама удивляется: «Ребенок умный, показывает все цифры, буквы, цвета, геометрические формы, но … в его активном словаре только два слова «нет» и «баба»» или «Ребенок всё знал, всё умел, а теперь ничего ему не надо, всё будто бы забыл, даже посчитать до пяти не может» и т.п.

 

Строим «дом»

 

Мозг ребенка развивается постепенно и так же постепенно и последовательно он должен заполняться: от простого к сложному, от нежных колыбельных к образным рассказам. Т.е. каждая последующая ступень развития строится с опорой на предыдущую.

Сначала у детей на основе эмоционального взаимодействия со взрослыми возникает потребность в манипуляциях с предметами – «ручной» интеллект. У ребенка накапливается практическая база знаний о мире или если сравнить мозг ребенка со строящимся домом – его фундамент. Если же в данный период вместо фундамента, начать «заносить» блоки с информацией, то, куда их размещать? Мишель Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем хорошо наполненный». Т.е. сначала надо построить крепкий дом, а потом заносить мебель.

Итак, на основе крепкого «фундамента» ближе к году, когда начинает доминировать наглядно-действенного мышление (оно является ведущим до 3х лет), мозг ребенка систематизирует полученную до года информацию и на её основе готов к более точному и осмысленному восприятию новой информации.

Простые манипуляции с предметами начинают сменяться осознанной предметной деятельностью, в этот период ребенок начинает понимать, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.

Ребенок жаждет новых знаний и совместные игры с родителями в предметы и сюжетные игрушки  – становятся ведущей деятельностью. Благодаря этой игровой деятельности у ребенка развивается кора головного мозга – т.е. идет строительство «стен дома». В 2,5 – 3 года на первый план выступает наглядно – образное мышление, возраст «почемучек». Дети пытаются познать устройство предметов и явлений и найти их взаимосвязь. Наступает время рассказов и показов. Так стоит ли пытаться подменять знания об окружающем мире решением примеров с непонятными для ребенка символами и чтением ничего не значащих ЖА и ТЕ?

 

Только в 5 – 5,5 лет, когда все зоны мозга практически сформированы, а стены нашего дома выстроены, у ребенка начинает преобладать словесно-логическое или другими словами абстрактное мышление. Теперь у ребенка активно развиваются мыслительные операции – и наступает самое время строить «крышу дома», т.е. можно начинать знакомить ребенка со знаковой символикой, сопоставлению начертания слова с его звучанием; учить чтению и вычислениям.

 

Делаем выводы

 

Соответственно, упор в развитии необходимо делать на то мышление, которое доминирует в данный период. Иначе есть опасность того, что в развитии ребенка возникнет «перекос». Если ребенок не приобрел то, что должен был приобрести в определенном возрасте, то он уже не сможет получить этого в полной мере.

Когда родители, например, не вовремя развивают логическое мышление своих малышей, страдает не только чувственно-эмоциональная сфера, но и развитие образного мышления. Да, в школе такие дети, возможно, будут хорошо справляться с вычислениями, но с трудом решат простую текстовую задачу и не поймут, о чем написан рассказ, потому что не смогут себе представить написанное.

Они не посочувствуют реальным людям или героям книги (так как у них не развито воображение и имеются пробелы в эмоционально-чувственной сфере). Тогда спрашивается, стоит ли интеллектуализация ребенка подобных жертв? Ведь мы теряем уйму времени, обучая годовалого ребенка читать, тогда как в 6-7 лет он научится этому всего за пару недель.

Всё вышесказанное означает, что с детьми, конечно надо заниматься, но в меру и тем, что им на данном этапе интересно, необходимо и соответствует их возрасту и естественной физиологии.

Иногда родителям кажется, что их годовалому ребенку на самом деле интересны и необходимы буквы и цифры с «пеленок». Но следует понимать, что ребенок, ради того, чтобы мама уделила ему внимание – готов на многое, в том числе и на рассматривание бесконечных карточек или занятие игрой на скрипке. Потому что он знает, что как только занятия закончатся – он отправится играть в куклы или машинки в гордом одиночестве.

А вот если бы мама играла с ним в ЕГО простые игры - ему ни скрипка, ни карточки были бы не нужны. Получается, что мы, неосознанно, но, возможно, подменяем детские желания - своими. В итоге дети, потребности которых не удовлетворяются – должны тратить огромное количество энергии на сдерживание своих истинных желаний. В итоге, мы рискуем получить несчастных, нервозных, безынициативных интеллектуалов, которые возможно, еще и не смогут добиться тех головокружительных успехов, которые мы пророчим им.

Ведь может статься так, что уже в школе ребенок, ранним развитием которого так усердно занимались его родители, может оказаться «непризнанным гением» со всеми вытекающими отсюда последствиями и разочарованиями. 

Кроме того, даже необычные дети Никитиных, которые, благодаря непрерывным занятиям по специальным развивающим методикам их знаменитых родителей, в дошкольный период сильно обгоняли своих ровесников по развитию, а в школе учились, перепрыгивая через класс, выросли, в итоге, самыми обычными людьми. Так стоило ли лишать детей настоящего детства и полноценного общения со сверстниками.

У каждого ребёнка свой путь в жизни и свои темпы развития. Гениальность же или талантливость дается человеку от природы! Родители не в силах сделать своего ребенка более одаренным, но в силах сделать так, чтобы те способности, которые заложены в него от рождения, были максимально реализованы.

 

Книги для развития малыша

Противники раннего развития

Возрастные особенности развития


Автор: Дарья Колдина

Комментарии 46

Отзывы 46

14.03.2011 12:06:13
Получение информации и знания - это разные вещи. У неподготовленных к ней детей обильная информация вызовет только стресс.
Раннее развитие еще  можно сравнить с употреблением пищи. Ведь мы не закидываем всё подряд, а едим маленькими порциями, пережевываем, усваиваем, вырабатываем отходы.
Так же и с информацией: её надо получить, переработать. усвоить, освободиться от лишнего
15.03.2011 11:49:12
nina, да, можно и такую аналогию провести - с едой :-)
14.03.2011 21:42:50
Статья хорошая и есть над чем задуматься НАМ мамочкам,которые хотят скорее развивать своих деток!Но не являюсь сторонником подобных мыслей....хороша середина......и даже карточки скучные,могут стать интересными,если мама постарается,а не просто покажет и не в 3 месяца,а в год!Все разумно и вовремя!
15.03.2011 11:53:06
matvei, по своему опыту знаю, что когда появляется первый ребенок хочется дать ему ВСЁ (в основном в интеллектуальном плане) во чтобы то ни стало. Со вторым уже начинаешь понимать, что половина из того, что давалось первому - никому (а ему-то тем более) не нужно! а многое оказалось за бортом. Наверно именно по этому старший у меня хоть и круглый отличник, но... имеет проблемы с эмоциональностью и общительностью. Зато второй сын (он пока только в первым классе) и в принципе тоже на высоте, но с эмоциональностью, отзывчивостью, доброжелательностью у него всё в порядке :-)
15.03.2011 12:05:01
koldina, это конечно верно!и я не говорю о поголовном увлечении развитием детей,но я часто вижу "присутствие" мам дома с детьми...это я так называю...которым даже читают редко....вокруг  почти все такие и это грустно!
15.03.2011 13:37:16
matvei,  просто сейчас очень жалею, что пыталась быть слишком идеальной мамой с первым сыном :oops:
И занималась с ним только тем, что лежит на поверхности и может дать ощутимый результат. Они даже рисуют по разному! У старшего в рисунках сплошные прямые линии, а у второго сына кружочки и завитушки  :-)
15.03.2011 13:40:56
koldina, Даша,вы по-моему слишком уж много связываете с разницей воспитания.....:eek:просто это разные дети!Главное,что вы делали все любя,а не заставляли его насильно развиваться...
15.03.2011 13:53:58
matvei, конечно, многое заложено природой. Но понимаете, над природной неэмоциональностью ребенка  можно было должным образом "поработать" , а можно было полностью угасить её :sad:
15.03.2011 08:33:50
Даша, очень хорошая статья! Я когда только родила, начиталась про методики раннего развития, в частности Гленна Домана. Но я слишком несобранная для таких занятий. А потом поняла, что все не так просто. Считаю, что мамино сердце лучше всего знает, что нужно малышу, а что нет. Кроме того, лично моя задача - не вырастить самого развитого ребенка, а вырастить СЧАСТЛИВОГО человека!
15.03.2011 11:55:08
valek, спасибо за ваш отзыв.
Да, именно счастливого человека надо растить! Наш ребенок может вырасти нервозным профессором - букой, а может стать обычным инженером, у которого и в семье всё благополучно, и сам он - душа компании:-)
15.03.2011 11:37:00
Спасибо! Очень взазумительная и полезная статья :-)
15.03.2011 11:55:35
diana, спасибо большое:-)
15.03.2011 12:51:44
Во многом согласна с тезисами статьи! Развитие ребенка должно быть гармоничным.
Особенно понравилось про мужчин-авторов методик. А ведь я как-то и не обращала внимания на это!!! В этом суть мужчин: всё обобщить и предложить в виде карточек, палочек, фигурок. А вот про эмоции частенько забывают.
Я вот своего сына балую - обниму и поцелую лишний раз, потому что люблю его очень. Но совсем не согласна с мамочкой моей знакомой, которая говорит, что сына надо воспитывать в строгости, что не вырос слюнтяем.
15.03.2011 13:06:27
sveta-pss, меня кстати,тоже возмущает такое отношение к воспитанию мальчиков!У меня свекровь говорит,что по-разному надо....и всегда сыну твердит-"Не плачь....ты же мужчина!"Меня это раздражает!
15.03.2011 13:12:30
matvei, сейчас они прежде всего - ДЕТИ!!! Их любить надо. Ласки и душевной теплоты итак не хватает нам всем. И поэтому я не буду лишать её своего сына.
Зато потом наши сыновья будут на рукаха нас носить!!!!!!!!
15.03.2011 13:14:13
sveta-pss, эт точно!;-)
15.03.2011 13:38:00
sveta-pss, спасибо, приятно :-)
Мальчикам нужно точно так же знать, что они любимы, как и девочкам :-)
16.03.2011 07:40:50
koldina, а мне кажется, что мальчикам в детстве даже больше нужно любви и ласки, чем девочкам. Ведь нам, девочкам, всю жизнь потом и любовь, и ласка, а мальчик вырастает - и все, мужчине не положено то, не положено это. Плакать нельзя, надо быть сильным, надо быть смелым, надо защищать слабых, и т.д. Мне кажется, маденькому мужчине надо авансом дать любви и ласки на всю жизнь в детстве, чтобы потом он не ощущал ее недостаток.
16.03.2011 10:51:55
valek, я против стереотипов: мужчинам нельзя плакать, надо быть сильными и т.д. Поэтому всё-таки любовь нужна и девочкам и мальчикам в одинаковой степени. Ведь девочки, когда вырастут будут дарить своим детям столько любви, сколько они получили в детстве :-)
16.03.2011 16:18:58
koldina, Дарья, спасибо за статью,согласна с Вами от первой до последней строчки,недавно вычитала ,что обучение детей до 3-х лет чтению и счету тормозит развитие мозолистого тела и др.отделов гол.мозга.
16.03.2011 18:09:19
lyza, спасибо большое за поддержку. Честно - несколько раз пыталась научить своих детей читать года в 3-4 и поняла. что они до этого просто не доросли, не понятно им, что М + А = МА и что МА+МА = МАМА. А просто зубрить слоги и слова не хотелось
16.03.2011 18:33:43
koldina, у меня опыта маловато,но я пока интуитивно чувствую,что Лизе это пока рано и не нужно:-)
Где-то год назад моя родственница показывала Лизе слово мама ,так она на все крупные  буквы( на обложках и т.д.) говорила М-А- М-А,без смысла:-)
22.03.2011 11:01:23
Спасибо огромное! Статья замечательная и поучительная! Всегда подозревала ,что что то не то с этими "мужскими методиками".А ещё я заметила ,что ,чем счастливее и увереннее в себе родители ,тем меньше они мучают детей всякими методиками и ранним интеллектуальным развитием.
22.03.2011 13:16:37
marmeladka, :-), спасибо. А вы чем и как  занимаетесь со своим малышом?
23.03.2011 09:04:07
Дома занимаемся по пособиям Школы Семи Гномов и по другим сериям изд-ва Мозаика-Синтез.Мне кажется, что там всё в полном объёме и весело:-) А в основном просто играем - в ролевые игры, в настольные ,подвижные ,в кукольный театр... Конечно читаем, учим стишки. Что читать и во что играть дочь выбирает сама.
Смотрим мульты, слушаем аудиосказки, рисуем ,лепим клеим, аппликации.
Дочь в последнее время становится более самостоятельной: я и папа уже меньше её интересуем, а вот подружки постепенно переходят на первый план. Даже появился "жених" в дет.саду:roll:
23.03.2011 10:11:28
marmeladka, это вы стОлько всего успеваете переделать после садика! А "жених" - это здорово, есть лишний стимул, зачем нужно ходить в детский сад :-)
23.03.2011 11:33:50
koldina, ой ну что Вы!Мы же не всё сразу делаем за один вечер :-) Всё от настроения зависит и пожеланий дочки. Бывают такие дни что вообще ничего не делаем. Просто валяемся на диване и смотрим мульты :-)
24.03.2011 07:27:34
marmeladka, нормальный ребенок - иногда и не нужно заставлять что-то делать. Вместе просто поваляться на диване - тоже хорошо, главное - рядом с любимыми родителями :-)
24.03.2011 11:05:43
sveta-pss, это я так себя всегда успокаиваю, когда вроде надо бы чем-то развивающим заняться, а мы целый день с сыном "балду пинаем" :-) Давно где-то прочитала фразу из книжки про раннее развитие: Если вы не можете обеспечить ребенку занятий по этой системе - просто ЛЮБИТЕ ребенка, этого будет достаточно для его гармоничного развития. :-)
24.03.2011 13:08:25
valek, меня, конечно, тоже гложат такие мысли, если мы "балду пинаем" :oops: Но, как говориться, всего на свете не успеть... Будем ЛЮБИТЬ наших деток :-):-):-)
24.03.2011 08:12:10
marmeladka, всё равно молодцы :-)
28.03.2011 12:54:35
Очень хорошая статья! Сама не раз об этом думала - что мы перегружаем детей... кружками, секциями... а в итоге ничего не выходит!
28.03.2011 13:20:52
LenaAlena, спасибо:-)
08.04.2011 13:37:45
Дарья, большое спасибо за статью и ваши личные комментарии о сыновьях. Меня она заставила задуматся , что я порой действительно из самых лучших побуждений даю ей много ненужной информации, а порой и тороплю события. Я решила, что инициатива должна исходить от нее, а я буду стараться улавливать ее интересы и сигналы, чем бы ЕЙ хотелось заниматся.
08.04.2011 20:23:24
MamaDar, спасибо за ваш комментарий и ваше мнение. А сколько дочке?
09.04.2011 01:23:03
Сейчас 2.3. Начиталась я что "После трех уже поздно" и решила, что надо не упустить момент.
09.04.2011 09:26:13
MamaDar, понятно? и чем занимались?
11.04.2011 17:06:26
Пробовала научить дочку читать по Доману, не пошло у меня. Не смогла по нескольку раз в день показывать карточки, ей было непонятно и неинтересно, хотя я честно пыталась каждый раз придумывать что-то новенькое. Пыталась приобщать к искусству, смотреть с ней репродукции великих художников, тоже ей не понравилось, пришлось отказаться пока. Ближе к двум годам, я начала ее учить считать, как оказалось рано. Она только сейчас поняла и может посчитать до 5. А вот география у нас пошла хорошо, у нас висит карта мира и дочка уже знает все континенты, океаны, какие живеотные на каких континентах живут. Сейчас в итоге мы 2 раза в неделю ходим на занятия в Монтессори центр и занимаемся по пособиям школы 7 гномов. Книжки читаем, рисуем, лепим. Думаю этого достаточно.
12.04.2011 08:34:00
MamaDar, мне кажется вы на правильном пути :-)
ребенок должен сначала получить опыт, а потом уже знания. Когда ребенку сначала рассказывают, а потом он это ощущает и испытывает - он уже не воспринимает это в должной мере, а скорее прислушивается к тому, что ему об этом говорили взрослые. Так что сначала собственное восприятие, а потом теория
12.04.2011 16:40:39
Дарья, спасибо! Будем стараться идти избранным курсом. :-)
25.05.2011 09:38:47
Прочитал статью. Не согласен с общими положениями статьи. Общее впечатление - разочарование.
Автором намешано всё в кучу по Геббелевскому принципу "Ври-ври, что-нибудь, да останется" в голове у читающего. Даже нет обычного моего желания по пунктам разобрать всю статью, настолько всё притянуто "за уши"!!
Пассажи на тему "материнского" и, в противовес, "отцовского" "инстинкта" вообще возмущают своей несправедливостью!
В целом я бы ответил, если бы автор удосужился прочесть мой ему ответ, то, что, как и во всяком деле, а, в процессе раннего развития ребёнка - в особенности, очень важна "золотая середина". И никто не говорит о том, чтобы развитие шло по-принципу "ВМЕСТО", на чём настаивает автор статьи. Развитие, несомненно, обязано строиться по-принципу "ВДОБАВОК, НЕ В УЩЕРБ ЕСТЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ, ФИЗИКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЯДА И ПР.".
Но, и автор прекрасно это осознаёт, если ПРИНЯТЬ такую посылку, то ВСЯ статья яйца выеденного не стоит, так, как, в этом случае, все возражения автора по существу, просто ОТПАДАЮТ сами собой и ему не о чем будет писать. ))))
Спасибо.
25.05.2011 12:28:27
sloboda, спасибо за ваше мнение о статье.

Главная идея статьи была в том, что всему своё время. Если  в 6 лет можно научить ребенка читать за неделю, то в 2-3 года на это понадобится как минимум 6 месяцев. А это лишнее время, которого у дошкольника итак не очень много!
25.05.2011 09:54:29
А последний пассаж о семье Никитиных вообще безобразен!
Никитины никогда и не заявляли никому, что они пытались вырастить гениев!!!
Никитины своим каждодневным трудом обеспечивали ежедневную СЧАСТЛИВУЮ жизнь своим детишкам!
И их дети своими успехами в школе, а, затем - и в ВУЗах, лишь доказали то, что всё было построено их умными и любяшими родителями правильно, С УЧЁТОМ ИМЕННО ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. нИКАКОГО УЩЕРБА, В ПРОЦЕССЕ ТАКОГО РАЗВИТИЯ, ОНИ НЕ ПОЛУЧИЛИ.А, лишь, приобрели. И это является несомненным доказательством и примером для всех тех родителей, кто прекрасно понимает, что, кроме них самих, никто другой - ни детсад, ни школа, отдельно от родительского активного участия в развитии детей (как хотите называйте - раннее, или ещё какое) - не сможет обеспечить!
Не "интеллектуально" , как обмолвился автор статьи, а - подчёркиваю - "затрагивающее все стороны развития", раннего, если хотите, развития, ребеночка.
Спасибо.
25.05.2011 12:27:06
sloboda,  я согласна с вами, что кроме родителей никто не сможет дать своим детям полноценного развития.
P.S. Правда, я тоже, вроде, не писала о том, что Никитины растят из своих детей гениев (смотрите статью). Более того, насколько мне известно, ни один из детей Никитиных не стал растить своих детей по "никитински"
15.01.2012 23:39:10
Спасибо за статью. Были сомнения на счет раннего развития ребенка (именно чтение, счет и т.д.). Сомнения как раз такие, как описано в статье. Читали с мужем, муж согласился с автором. Еще раз спаибо.
16.01.2012 10:18:44
Larchik23, рада, что статья оказалась для вас полезной :-)
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос