В самых простых игровых действиях с сюжетами обычно отражаются знакомые детям бытовые эпизоды: кушанье, укладывание спать, купание и т.п.
В таких играх между взрослым и ребенком происходит активное взаимодействие, у ребенка расширяются социально-коммуникативные способности, формируются знания об окружающем мире, закрепляются навыки самообслуживания.
В процессе игры поясняйте малышу свои и его действия, называйте предметы посуды (тарелка, чашка), мебели (стул, стол), одежды (платье, шапка), обихода (мыло, расческа) и т.д., знакомьте с особенностями их использования, учите понимать простейшие причинно-следственные отношения (лечатся, чтобы выздороветь; одеваются, чтобы не было холодно; моются, чтобы быть чистыми и т.д.).
Знакомство с куклой
Возьмите куклу и покажите её ребенку. Поговорите от имени куклы: «Привет! Я кукла Таня. А как тебя зовут? Мне два года. А тебе сколько годиков?»
Скажите ребенку: «Покажи, где у куклы Тани глазки. А у тебя где глазки: А где у Тани нос? А у тебя где нос? Далее спросите про рот, уши, ручки, ножки, волосы и т.д. Обратите внимания малыша во что одета кукла, а во что он.
Кукла прячется
Предложите ребенку поиграть с куклой в прятки. Малыш отворачивается, закрывает глаза или выходит из комнаты. Вы кладете куколку на видное место (в дальнейшем на полу видное место). Малыш отправляется на поиски пропажи.
В следующий раз куколка может отправиться искать спрятавшегося ребенка.
Наша куколка умеет
Возьмите себе куклу и ребенку дайте другую куколку. Говорите и показывайте:
- Наши куколки умеют прыгать
(вы и ребенок несколько раз поднимаете вверх и опускаете вниз каждый свою куколку),
- Наши куклы умеют ходить
(постучите ножками куклы об пол)
- Наши куколки умеют бегать
(побегайте вместе с куколками),
- Наши куклы умеют ложиться спать
(покачайте на руках свои куклы)
- Наши куклы умеют сидеть
(посадите своих кукол на пол).
Кукла хочет спать
Скажите малышу, что кукла хочет спать. Помогите ему её раздеть, завернуть в одеялко, покачать на руках, убаюкивая «А-а-а… А-а-а». Можно уложить куклу в кроватку или повозить её в коляске.
Кукла моется
Скажите малышу, что кукла уже грязная и её надо помыть. Разденьте куклу, вместе с малышом помойте её в маленькой ванной или тазу, вытрите полотенцем, расчешите волосы. Можно почистить кукле «зубы», подстричь «ногти». Потом уложите куклу спать.
Гости
Расставьте на столе посуду – к вам сегодня придут гости (кукла, мишка, зайка). Дзинь-дзинь. Гости пришли. Вместе с ребенком поздоровайтесь с гостями, пройдитесь по квартире, покажите, где у вас кухня, где можно помыть руки, сходить в туалет. Усадите гостей за стол, распределите, кому какая чашка, блюдце, ложка. Покажите ребенку, как нужно помочь гостям попить чай, покормить их из ложки.
Едем кататься
Предложите малышу покатать гостей на машине. Вместе с ребенком посадите в кузов куклу, мишку, зайку и повозите их по комнате. Затем отвезите каждого гостя до его дома (на место). Верните игрушки на полки, где они всегда сидят.
Моем посуду
Налейте малышу в глубокий таз теплой водички и покажите, как можно мыть игрушечную посуду и вытирать её полотенцем.
Доктор
Поиграйте с дочкой/сыном в доктора. Желательно иметь игрушечный набор «Доктор».
С помощью «медицинских» инструментов послушайте ребенка, проверьте уши, горло, нос, сделайте «укол» и т.д. Затем поменяйтесь ролями – теперь вас будет лечить ваш малыш.
Мишка заболел
Обыграйте ситуацию, будто игрушечный мишка заболел. Покажите малышу мишку, озвучьте его грустным рычанием. Погладьте мишутку, пожалейте, приговаривая:
Мишка бедный заболел
Мишка бедный заболел.
Много меду вчера съел.
Мишке больно и неловко,
Всё болит: живот, головка.
(А.Барто)
Предложите полечить мишку: поставить градусник, дать лекарство, сделать укол и т.д.
Магазин
Разложите на прилавке (детском столике) игрушки. Вы будете продавцом. А ребенок покупателем. Дайте ему сумку, в которую он сможет складывать то, что ему нравится. С ребенком постарше можно придумать заменители денег – нарезанные бумажки, старые билетики, шашки и т.п.
Автор: Дарья Колдина