
Адекватная оценка, внимание к деталям, внутренняя дисциплина
Люди этого склада часто склонны недооценивать сложность или трудность стоящей перед ними задачи и не всегда задумываются о результатах своих действий. Не только ребенок, но и взрослый сангвиник может иной раз совершить что-то, повинуясь импульсу, а потом, столкнувшись с серьезными последствиями, виновато скажет: «Я не подумал. Я не знал, что так получится».
Чтобы эти предпосылки не превратились в будущем в серьезную проблему, следует учить ребенка трезво и критично оценивать и соотносить внешние обстоятельства и свои возможности, заранее думать о результате своих действий.
Старайтесь почаще просить ребенка о помощи в тот момент, когда вы чем-то заняты, и по ходу дела комментируйте ваши действия, обращая внимание малыша на последовательность действий, объясняя, что и зачем вы делаете, почему так, а не иначе. Расскажите попутно, а при возможности лучше продемонстрируйте, что будет, если сделать по-другому.
Например, вы задумали почистить кресло: оно пыльное и на нем оказались следы от каши. Скажите ребенку, что в результате работы кресло должно быть чистым и не очень мокрым, иначе оно будет долго сохнуть. Объясните, почему сначала лучше убрать пылесосом пыль, а потом оттирать мокрой губкой следы каши. Дайте ему возможность самому намочить и отжать губку. Скажите ребенку, чем отжатая губка отличается от неотжатой.
Пусть он на чем-нибудь, например, на старой тряпке, проведет эксперимент и сам убедится, что мокрая губка оставляет очень много воды. Пусть малыш поможет вам и пылесосить кресло, и оттирать его. Конечно, это может показаться утомительно и долго, столько всего объяснять и показывать. Но от вас никто и не требует проделывать подобное каждый раз, принимаясь за какую-нибудь домашнюю работу, но совершенно необходимо время от времени привлекать ребенка к подобным совместным делам, сопровождая их краткими и неутомительными объяснениями.
В каких- то случаях, приступая совместно к какому-либо делу (это может быть что угодно: домашние дела, работа на садовом участке или в гараже), просите, чтобы малыш уже сам объяснил, зачем это нужно делать, спрогнозировал, к какому результату вы должны придти, и рассказал, каким способом можно это сделать. Если возможно, пусть он укажет несколько способов и выберет из них оптимальный.
В процессе работы обратите его внимание на то, как в действительности все это происходит, тактично помогите ему сопоставлять действительность с его изначальными представлениями.
Если ребенок собирается что-то сделать сам (аппликацию, игрушку из «Лего»), также попросите его рассказать, каким он видит результат своего творчества и что он намеревается для этого предпринять. Если его фантазия улетела слишком далеко, родителям нужно осторожно спустить фантазера с небес на землю, но сделать это необходимо так, чтобы у ребенка не пропал интерес к предстоящей работе.
Это на первый взгляд очень простые советы: просить объяснить, рассказать. Но прежде чем рассказать и объяснить что-то для вас, ребенок сначала должен будет задуматься и самостоятельно найти объяснения для самого себя, постепенно он будет привыкать фиксировать свое внимание на тех деталях, которые часто оставляет без внимания.
Время от времени совершайте что-то, выходящее за рамки повседневности. Во-первых, малыш получит от этого настоящее удовольствие (ведь он обожает все новое и непривычное), а во-вторых, это полезно для его воспитания, так как в этом случае он столкнется с новой для себя ситуацией, которую ему еще не приходилось просчитывать. Например, отправьтесь в маленький поход в соседний парк. Сначала вместе составьте простой план: когда лучше начать путешествие, как вы туда попадете, что с собой нужно взять (зонтик, кораблик или мяч, а может быть, спички?). Пусть малыш поможет собрать вещи. Обязательно обратите внимание ребенка, если что-то получилось плохо оттого, что вы забыли взять какую-то вещь или что-то не продумали.
В повседневной жизни, дома или на прогулке, при чтении книг, обращайте внимание малыша на причинно-следственные связи событий, также обращайте его внимание, трудное или легкое какое-то дело или работа; при случае отмечайте их особенности: бабушке понадобилось много терпенья, чтобы связать этот шарф, ведь это однообразная работа, Иван-царевичу пришлось приложить все-все силы, чтобы победить Змея Горыныча, это было очень тяжело, шоферу автобуса нужно быть очень внимательным (замечать все дорожные знаки, одновременно следить за дорогой, следить за посадкой и высадкой пассажиров…), а вот собирать букет из листьев – легко и приятно. Если речь не идет о литературном герое, старайтесь говорить о конкретных вещах или людях, чью работу он сейчас наблюдает.
Учите малыша обращать внимание на результат чьих-либо действий или каких-то событий (ударил мороз, и дерево обледенело. Это красиво, но оно согнулось от тяжести. Мы вовремя повесили белье на веревку, поэтому оно успело высохнуть до вечера).
Усидчивость и терпение, работа на результат
Маленькому ребенку, как правило, тяжело долго заниматься одним делом, выполнять монотонную работу и он не слишком усидчив; к ребенку-сангвинику это относится в особенности. Люди этого темперамента обычно легко берутся за что-то, но закончить начатое дело, довести его до конца у них не всегда хватает терпения, они похожи на бегуна-спринтера или уж, в крайнем случае, на бегуна на среднюю дистанцию, но никак не на марафонца.
Родителям необходимо это учитывать. Не ругайте малыша, если он плохо справляется с монотонной и однообразной работой. Ненавязчиво приучайте его к этому, постепенно тренируйте, но отдавайте себе отчет, что выполнение такого рода дел все равно останется утомительным для него.
В целях формирования привычки помнить о недоделанной работе и умения к ней возвращаться (что и для взрослого сангвиника бывает трудновато) вы можете иногда намеренно не доделать какое-либо начатое совместно, интересное для малыша дело, отложив продолжение работы на следующий день. Но имея в виду его утомляемость от деятельности одного вида, не предлагайте дорисовать отложенную вчера картину, если он только что занимался разукрашиванием картинок.
Давайте ему какое-либо простое рукоделие. Мальчику тоже не зазорно немного уметь вязать, шить, вышивать или нанизывать бусины.
Например, маленькие дети могут пальцами вязать разноцветные шнурочки из толстых шерстяных ниток, протягивая петельку в петельку (как вяжется крючком первый ряд).
Это очень полезно как для развития мелкой моторики пальцев, так и для развития усидчивости, так как подобная работа довольно монотонна.
Потом вы вместе из этих получившихся разноцветных шнурочков можете придумать и сделать красивую картину-панно, разложив и закрепив их соответствующим образом на куске ткани. Когда ребенок рукодельничает, старайтесь находиться поблизости и помогите ему довести дело до конца, если заметите, что он утомился. Не ждите до тех пор, когда он, окончательно заскучав и устав, будет готов бросить начатое. Очень важно, чтобы малыш увидел хороший результат своего труда. Не забудьте похвалить его. Так он постепенно будет тренировать свою усидчивость и учиться преодолевать себя.
Или вот такой пример. Малыш решил помочь вам помыть пол. Примите его помощь, но если вы просто дадите ему мокрую тряпку, чтобы он тер пол рядом с вами, он не увидит результата своих собственных усилий. Выделите ему свой, для начала небольшой, участок пола.
Можно предположить, что сначала малыш с азартом примется за дело и вымоет первую половину хорошо и добросовестно, со второй же половиной дело будет обстоять несколько хуже. Спокойно и без раздражения покажите ему разницу и попросите домыть пол на второй половине также чисто. Если плохо вымытая часть окажется слишком большой для ребенка, то есть он будет перемывать пол с явным трудом и неохотой, в следующий раз дайте ему для мытья участок меньше, чем в первый раз, чтобы маленький торопыга сам мог контролировать качество своей работы. Очевидно, что со временем вы сможете увеличивать участок его работы. Это поможет малышу научиться работать на результат. Вы без труда придумаете и подберете для ребенка и другие виды несложных дел, где результат работы так же легко заметен, а саму работу можно дозировать, исходя из возможностей малыша.
Во всех случаях помощи обязательно благодарите ребенка.
Взаимоотношения с людьми
Сангвиник сам не склонен к злопамятности и легко прощает людей, возможно поэтому он может сам не замечая того обидеть другого человека.
Он не всегда учитывает, что этот другой может оказаться легко ранимым меланхоликом или вспыльчивым холериком. Поэтому родителям ребенка-сангвиника нужно обращать его внимание на особенности окружающих людей, настраивать на дружелюбное отношение к ним и объяснять, что и по какой причине может показаться обидным другому ребенку или взрослому человеку.
Пример: Две девочки шести лет, Аня и Катя, играли вместе. Набрав всевозможных тряпочек, коробочек, игрушечную мебель, они увлеченно делали домик для своих «дочек». Аня по своему темпераменту – сангвиник, а Катя – меланхолик, поэтому Аня взяла на себя роль лидера в игре. И хотя Катя тоже высказывала много идей по устройству домика, окончательное решение чаще принимала Аня (хотя, если Катина идея была интересней или Кате очень хотелось сделать так, а не иначе, Аня легко соглашалась и не настаивала на своем). Когда домик был достроен, вдруг выяснилось, что обе «дочки» одновременно «захотели покататься» на игрушечной лошадке. В качестве аргумента, что первенство должен быть за её куклой, Аня говорит: «Тучка (имя игрушечной лошадки) твою дочку сейчас не хочет возить!». «Почему?» - несколько обиженно и удивленно спрашивает Катя. «Твоя дочка некрасивая совсем! У нее волосы кудрявые, как у моей собаки. И к тому же она неумная: не знает английских слов!», - поясняет девочка. Обиженная и расстроенная, Катя молчит, а потом отказывается продолжать игру. Расстроенная теперь уже не меньше, чем подруга, Аня идет к маме и обиженно жалуется ей: «Мы только все так хорошо устроили, а Катя не хочет дальше играть!».
Через два дня, встретив Катю на детской площадке, Аня радостно бежит к ней. Катя вежливо здоровается, но на предложение Ани поиграть в куклы отвечает отказом. Аня озадачена. (Впрочем ненадолго, через минуту девочка уже затевает другую игру и деловито произносит считалочку, поставив несколько ребятишек в круг).
Слова Ани глубоко и сильно задели Катю, но Аня этого не понимает – она не желала обидеть подругу, она все лишь хотела доказать, что ее кукла должна кататься первой. Аня расстроилась и обиделась на Катю оттого, что та прервала игру, но через 2 дня, она уже и думать забыла о произошедшей ссоре - ей не свойственно долго «застревать» на одном переживании. Поэтому Катино поведение при встрече - произошедшей через 2 дня – целая вечность! - совершенно не понятно девочке.
В этом случае мама должна постараться объяснить Ане, отчего Катя прервала игру, что и почему девочке могло показаться обидным.
Сделать это можно, например, так: «Когда ты играешь, Анечка, ведь ты и в самом деле считаешь, что кукла – твой ребенок. Верно? Так же и Катя. Поэтому ей обидно было услышать, что её ребенок, её дочка – некрасивая и неумная. Ведь ни о каком ребенке так нельзя говорить!».
Или такими словами: «Вам было, ведь, очень интересно играть вместе?! Если Катя не захотела играть дальше, значит твои слова действительно очень её обидели! Я не могу сказать точно, почему ей это показалось обидным, но могу предположить. Ты так сказала про её куклу, а если задуматься, она могла в твоих словах услышать: «Твои родители, Катя, купили тебе некрасивую куклу! Ты, Катя, не знаешь английских слов, ты – неумная. Ты – хуже меня». Это, пожалуй, многим было бы обидно услышать».
Так же девочке следует объяснить, что к Кате нужно относиться особенно бережно и осторожно, потому что ей легко причинить боль: «Все люди очень разные. Катя до сих пор не хочет играть с тобой, твои слова сильно обидели её. Кате легко причинить боль. Нужно особенно внимательно следить за своими словами, когда ты играешь с ней, чтобы невзначай не обидеть девочку».
Мы уже упоминали, что сангвиник обычно без труда сходится с новыми людьми и завязывает новые отношения. Это чудесное качество имеет и оборотную сторону, сангвиники могут не ценить уже имеющиеся отношения, и их отношения с людьми не всегда отличаются глубиной и постоянством.
Поэтому ребенка-сангвиника с детства нужно приучать внимательно относиться к людям и учить по-настоящему дружить. Если у ребенка есть бабушка, живущая в другом доме, почаще предлагайте ему поговорить с ней по телефону или съездить навестить. Напоминайте ему, как она любит своего внука, как скучает по нему. Старайтесь, чтобы среди большого количества приятелей у малыша были постоянные друзья, с которыми он может чаще, чем с остальными детьми, видеться и играть.
Рассказывайте, как должен поступать настоящий друг в тех или иных случаях. Если друг вашего ребенка заболел или по другим причинам не может выйти гулять, предложите ему позвонить этому другу, напомните, как это скучно сидеть дома и не играть с друзьями. Приучайте ребенка заботиться о близких людях, справляться об их делах, вспоминать о них, если долго не случалось встреч.
Выбор друзей
Носители этого темперамента, легко завязывая приятельство, иной раз не слишком разборчивы в выборе друзей. И перед родителями маленького сангвиника стоит непростая задача – в течение детства и отрочества учить своего ребенка разбираться в людях и выбирать друзей. Нет, конечно же, родители не должны решать за своего ребенка, с кем ему дружить.
Но его нужно учить присматриваться к своим поступкам и поступкам других людей. С малышом можно говорить о том, хороший или не очень поступок совершил он сам или другой человек, какие у этого поступка были последствия. Можно обсуждать поступки литературных героев. Спрашивайте малыша о том, что произошло сегодня в детском саду, как поступил он, как поступили другие дети и что из этого вышло.
Когда он станет старше, обсуждайте с ним мотивы поступков, ваших, его, других людей и литературных героев. Показывайте на примере, как за внешне дурным поступком могут крыться благородные мотивы и наоборот.
Сангвиник не обидчив по своей натуре, и в этом кроется некоторая опасность того, что он может начать общаться с неподобающей компанией в отроческом или юношеском возрасте.
Не нужно говорить: «Не играй с этим мальчишкой. У тебя должно быть чувство собственного достоинства. Ты должен обидеться». Но постарайтесь объяснить ребенку, что нельзя терпеть, если кто-то обижает или унижает его, делает объектом своих насмешек. Объясните, что не обязательно вступать при этом в ссору и конфликтовать, можно просто молча отойти в сторону, и можно продолжать общаться с таким ребенком (или взрослым) только при условии уважительного обращения с его стороны.
Если же эти «выпады» против вашего ребенка периодически повторяются, вмешайтесь в эту ситуацию. А ребенку скажите, что даже в случае одномоментного доброжелательного отношения со стороны этого человека общаться с ним не нужно, потому что по-настоящему доброго отношения у него нет.
Внутренний стержень
Мягкий по натуре, сангвиник легко воспринимает и принимает чужие идеи, но часто не имеет твердого стержня внутри. Старайтесь воспитывать в своем ребенке моральную устойчивость. Для этого приучайте его к прислушиванию к себе.
Он должен научиться знать, чего он хочет, а чего нет, ставить перед собой цели (близкие и дальние), иметь свою позицию и принципы. Для этого вы должны периодически доверительно разговаривать со своим ребенком, рассказывать о событиях вашей жизни, о вашем отношении к ним, о своих поступках в различных ситуациях, объясняя почему вы поступили так, а не иначе. Не бойтесь давать оценку своим прежним поступкам.
Это не уронит вас в глазах ребенка, зато даст ему хороший пример. (Естественно, что не все события вашей жизни годятся для обсуждения с ребенком). Когда он станет постарше, можно обсуждать политические, исторические и другие «мировые» проблемы, делитесь своими мнениями и позициями по отношению к тому или иному вопросу. При этом не только объявляйте и объясняйте свою позицию, но и показывайте, как, на основе чего вы ее вырабатывали.
Продолжение следует
Автор: Осипова Ирина