Этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.
Приготовьте: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Инструкции
Предложите ребенку нарисовать свою семью. Во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку. Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь – этот человек наиболее любим ребенком.
Когда рисунок будет готов, спросите: «Кого ты нарисовал?». «Почему не нарисовал… (например, папу)?». «Кто здесь самый счастливый? Почему?». «Кто самый несчастный? Почему?».
Обработка теста
По данному рисунку семьи можно судить об отношениях в семье. Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что из рисунка можно почерпнуть.
1. Анализ структуры рисунка
Нарисованный состав семьи соответствует реальному – у ребенка правильно сформировано понятие «Моя семья».
Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя – конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.
Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком – ребенку не хватает общения с этими людьми.
Нарисовал зверей – есть отвержение ребенка в семье и недостаток общения с людьми.
Если на рисунке нет самого ребенка – плохое отношение к ребенку со стороны семьи.
Нарисовал только себя – нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). Если к тому же прорисовано много деталей – эгоцентризм.
2. Расположение членов семьи
Все члены семьи соединены руками, взялись за руки – психологическое благополучие.
Если объединены реальной общей деятельностью – показатель сплоченности семьи.
Заняты выдуманной деятельностью – психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).
Члены семьи на большом расстоянии от ребенка – отчужденность, боязнь, негативные отношения.
Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок – другим) – разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка – свои, «не суй нос не в свое дело»).
Кого ребенок нарисовал рядом с собой – тот эмоциональнее ближе к ребенку.
Ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю – менее значимого.
Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован – часто отсутствует.
Если вокруг семьи рамка (все в здании) – изолированность от внешнего мира.
Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга – нарушение эмоциональных контактов.
3. Анализ особенностей нарисованных фигур
Нарисованы все детали тела – норма. Мама без рта – «не кричи», глаз нет – «не хочу постоянного надзора», папа без рук – «не бей меня», не нарисовал лицо – «ты мне не симпатичен».
Пропуск деталей на голове или лице – враждебность, боязнь, скрытность недоверие к этому человеку. Прорисованы кисти рук – очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук – нет содержательного общения с окружающими людьми.
Огромные уши – хвалите меня.
Декорирование (детали одежды, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит.
Если ребенок сам себя тщательно прорисовывает – высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.
Схематичное изображение людей – отсутствие у ребенка эмоциональности.
Величина фигур – главный член семьи – самый большой, но необязательно самый любимый.
Если ребенок нарисован самым большим – эгоцентризм. Большой родитель и очень маленький ребенок – родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста – все в семье партнеры.
Руки вверх – враждебность к окружающим.
Ребенок нарисован без рук – чувство бессилия, безропотности.
Каждый член семьи нарисован одинаково – все безлики, отштампованы.
Разные лица у членов семьи – индивидуальность.
Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу – хочет быть на нее или него похож.
Используемые цвета – светлые, сочные тона – радость, любит этого человека.
Черный, серый, коричневый цвет – неблагоприятное отношение к этому человеку.
Красный цвет – авторитетность.
4. Анализ процесса рисования
Нарисовал себя в последнюю очередь – низкая самооценка.
Много стираний ластиком – признак тревожности, недовольства этим человеком.
Мелкие размеры рисунка, штриховка – неблагоприятное физическое состояние,
напряженность, скованность.
Большие размеры, яркие цвета – хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие
напряженности и утомления.