NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

Можно ли воспитать великого композитора или писателя?

– Бытует мнение, что творческий потенциал человечества большей частью исчерпан: в наше время нет великих композиторов, которые могли бы сравниться с классиками, писателей «величины» Льва Толстого и т.д. Разделяете ли вы эту точку зрения?

– Ни в коем случае. Творчество–родовая сущность человечества. И среди наших современников есть значимые величины: В.Распу­тин, А.Шнитке и т.д.

 

– Можно ли воспитать великого композитора или писателя?

–Если поставить такую задачу, то нет. Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность–это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так–ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет.
 

– Значит, родителям необходимо следовать склонностям ребенка?

–Сначала надо дать ему возможность познакомиться с реальностью. Если он ничего не видел, не слышал, то откуда взяться талантам? В жизни все неоднозначно, если музыка не звучит дома, то и музыкальные способности не будут развиваться. Но ребенок может услышать музыку и у соседей. Мой муж в детстве очень любил музыку и ходил к однокласснику, которого учили музыке, сидел тихонечко в комнате и слушал. Потом он мог пропеть или даже просвистеть любое музыкальное произведение с любого места, но сам играть не умел. Ребенок может по радио услышать музыку и у него возникнет потребность. Склонности появляются там, где возникают потребности, желание. Вот их и надо поддерживать.
 

– Можно ли считать проявлением творче­ского начала детские настенные росписи (от которых так страдают родители)?

–Смотря какие. Если они выражают настроение, мысль ребенка, то да.
 

– С какого возраста у детей начинают развиваться творческие способности?

–Со старшего дошкольного. Идут разговоры о творчестве в раннем возрасте, но оно в это время еще невозможно, оно должно развиться. Нужны определенные предпосылки. Почему именно старший дошкольный возраст? Потому что интеллектуальные функции должны сформироваться. И без этого развитие творческих способностей невозможно. Порой за творчество принимают совсем другие моменты развития ребенка. Если ребенок поет, хорошо танцует, это очаровательно, но это еще не его творчество. Ребенок до определенного возраста непосредственен–это его натуральные проявления как индивида, как живого существа. Но это не сознательное творчество, а подражание. Не могут творческие способности формироваться раньше определенного возраста.

– Каждый ли ребенок с рождения обладает творческими способностями?

– От рождения каждый обладает возможностью становления творче­ских способностей, они не являются врожденными. Они результат становления личности. Среда всегда важна: хорошая музыка, картины и т.д. Если все вокруг красиво, то и возникает абсолютный критерий красоты, стремление к ней.
 

– Нередко в нашем обществе творчеством называют все, что выходит за рамки общепринятых норм. Как воспитателям, не обидев родителей, считающим свое чадо талантливым, обратить внимание на проблемы ребенка?

–Это действительно сложная проблема. Ее решение зависит от уровня культуры обеих сторон. В некоторых случаях необходимо, чтобы с родителями работал психолог, который помогал бы им объективно смотреть на ребенка, оценивать его возможности. У меня масса школьных фактов, например, родители переводят ребенка в гимназию, куда трудно попасть и где завышенные требования, поэтому ребенок с привычных пятерок переходит на тройки. Он и не может по-другому, здесь совершенно другой уровень. А мама доводит ребенка до депрессии, говорит, что если он не может учиться на пятерки, то он просто лентяй и лоботряс. И, в конце концов, у ребенка возникает депрессия, и ему рекомендуют обратиться к врачам. Мама так поступает, исходя из своих идеалов: надо доводить дело до конца. Она всегда так воспитывала ребенка, и он был круглым отличником. Мама решила, что если она поднимет планку и переведет ребенка еще выше, то он опять будет добиваться результата, учиться на «отлично». Но это не сразу удается. Обучение по другой программе, перевод в другой коллектив–это всегда испытание для ребенка. А мама своими действиями приносит только вред. Когда ей говорят: «тройка в нашей гимназии–это хорошо», она возражает: «Вы не так воспитываете, не формируете желания добиться результата».


– Некоторые современные программы во главу угла ставят именно развитие креативности у детей. Правильно ли это?

– Они вредны. Эти программы усиленно стимулируют ассоциативный процесс и становятся затем барьером в развитии мышления, поскольку высокие показатели по креативности предполагают необычные ассоциации, которые обеспечиваются актуализацией случайных, несущественных для предмета признаков. Поэтому программы развития креативности не стимулируют формирование интеллектуальной операции по выделению существенного признака. Приходя в первый класс, дети не способны достаточно долго решать простые учебные задачи.
 

– Как же тогда развивать креативность?

– Если ставить цель развивать креативность, то ничего хорошего не получится. У ребенка нужно развивать интерес к жизни, к предмету. Ф.Гальтон говорил, что самой характерной чертой одаренного человека является приверженность к делу. Только интерес к некоторой реальности, а уж потом–к той, которой занимаешься. Именно это обеспечивает творческий уровень. Развиваются определенные способности, умения, с помощью которых ребенок может успешно овладевать разными видами деятельности. В зависимости от его системы ценностей и мотивации, он будет выполнять только то, что требуется. Или развивать, творить. Это качества личности. Никакая программа не может развить такие качества. Программа дает только знания и умения.
 

– Какое место отвести обучению в дет­ском саду?

– Школа для маленьких не должна быть маленькой школой. Опыт показывает, что если у человека нет потребности, то из этого ничего не выйдет. Важно, чтобы воспитатели помнили о возрастных особенностях детей дошкольного периода. Не надо превращать дошкольника в ученика.
Если ребенок с аппетитом ест манную кашу, то он прибавляет в весе.
Если вы заставляете ребенка есть манную кашу–у него гастрит.
 

Отрывок из интервью Д.Б. Богоявленской «Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей», опубликованном в журнале "Современное дошкольное образование".

Диана Борисовна Богоявленская – доктор психологических наук, профессор, председатель Московского отделения Российского психологического общест­ва.

 

Стоит почитать

Комментарии 0

Отзывы 0

Помогите нам стать лучше
Пройти опрос