Сегодня становится особо актуальной задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание богатого наследия народа необходимо каждому члену нашего общества.
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы должны помочь детям узнать о прошлом своего народа, научить их уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков, формировать в себе те качества, которые характеризовали их.
Воспитание достойного гражданина своей огромной страны - России является важнейшей задачей образовательной политики, которая осуществляется, в первую очередь, через приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к традициям народов, к их духовным ценностям
💠 К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, фольклор, народные праздники, народные игры и игрушки. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
💠 Большую роль в освоении всего этого играет сохранение родного языка детей, так как именно в родном языке, как в зеркале, отражается уклад жизни, история, культура народа, формы взаимоотношений людей в прошлом и в настоящем.
💠 Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.
💠 Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью является стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции исполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
У народов с давних времен идеалом было воспитание «совершенного», «хорошего, т.е. достойного» человека, которое включает в себя формирование таких качеств, как трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство, а также порицание таких качеств, как невыдержанность и замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе.
В приобщении детей к духовной и материальной культуре народов особую роль играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте формируются основы духовности, нравственности и гуманности.
В республике при разработке содержания Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации включены материалы этнокультурного характера по всем образовательным областям, знакомящие детей с историей, культурой, укладом жизни башкирского народа, где находятся образовательные учреждения.
Функционируют детские сады, где обучение и воспитание организовано на родном языке детей (башкирском, татарском, чувашском, марийском, мордовском, удмурдском и так далее), в которых также происходит приобщение детей к историческому прошлому и культуре данных народов, компактно проживающих на территории республики.
Для приобщения детей и их родителей к истокам народной культуры в детских садах данная работа организована по следующим направлениям, которые связаны между собой одной идеей, целью и задачами и взаимообогащают и дополняют друг друга.
💠 Праздники – самая яркая, интересная, счастливая часть истории, быта и культуры любого народа, отражающая его мировоззрение.
Есть праздники, корни которых уходят в глубокую древность и несут на себе отпечаток памятных событий, исторических решений, показывают менталитет и традиции того или иного этноса.
И ценность их не только в том, что они служат богатым материалом для изучения исследователями, но и в том, что в современных условиях они сохраняют свое значение, объединяют людей, развиваются и даже претворяются в новых форматах.
💠 Направление “Семейный круг” дает возможность не просто представить детям образцы проявления культуры традиционного семейного лада, но перенять бесценный опыт народного педагогического мастерства и наполнить повседневную жизнь детского сада теплотой семейного очага.
В основе этого направления лежит освоение детьми дошкольного возраста в игровой форме ценностей традиционной семейной культуры.
Организация сюжетно-ролевых игр «Дочки – матери», «В гостях у бабушки», «Кормим куклу Айгуль», «Купаем куклу» и другие игры способствует освоению правил ухода за маленькими детьми, у играющих закрепляются правильные семейные отношения, помогающие ребенку увидеть свое место в них, воспитывается чувство защищенности и доверия к близким, формируются правила общения между собой и с взрослыми.
Направление «Детский фольклор» пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт башкирского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости.
Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству дети - дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народа, но и успешно развиваются в области формирования основных психологических качеств (памяти, внимания, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности).
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку.
Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, но они очень похожи по смыслу. Например, о труде у башкир: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай», у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
В раннем детстве ребёнок ещё не способен к разнообразной деятельности, и поэтому на первом этапе самым доступным средством являются пальчиковые игры. В любой такой игре, помимо тренировки кистей рук происходит развитие речевых центров, т.к. игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит первое знакомство с мелодикой речи на родном языке детей.
Одним из средств передачи традиции являются игры, педагоги дошкольных образовательных организаций возрождают добрую традицию, передавая опыт старшего поколения, через знакомство дошкольников с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа, отражение образа жизни национальных традиций, обычаев.
В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности.
Каждый раздел включает в себя различные формы работы: непосредственно – образовательная деятельность по дополнительному образованию, культурно – досуговая деятельность, включающая разнообразные народные праздники и развлечения, вечера игр – игротеки, спортивные развлечения, вечера загадок, театрализованные представления по народным сказкам, организация режимных моментов, игровая деятельность (театрализованные, сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические и т.д.).
Для выполнения задач духовно – нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.
Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно - нравственного воспитания дошкольников используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно - нравственные темы, вечера вопросов и ответов, открытые показы образовательного процесса, создание библиотечки педагогической литературы, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
📃 Таким образом, в воспитании духовно – нравственной личности большую роль играют традиции, которые осуществляют связь поколений.
📃 На традициях держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
📃 Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательным для всех членов данного общества.
📃 Народные пословицы «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона» наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям других народов наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.
📃 Обычаи входят в состав традиций вместе с обрядами, т.е. являются исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиции, обычаи и обряды народа выполняют важную роль в формировании основ духовно-нравственных качеств ребенка, которые дальше будут развиваться в последующих этапах его жизни.