Многие дети переживают и волнуются перед выступлением на празднике, на приёме у врача, оставшись на некоторое время с незнакомыми людьми без мамы.
Это, безусловно, нормально. Но если ребенок тревожится часто и почти по любому поводу, то тут уже можно говорить об устойчивом состоянии тревожности, которое в недалеком будущем (к 5-7 годам) может перерасти в черту личности.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Признаки тревожности
Для тревожного ребенка характерны следующие особенности:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
(Опросник выявления уровня тревожности ребенка, составленный Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М.).
Если вы обнаружили признаки тревожности у своего ребенка, обязательно проконсультируйтесь с психологом или психоневрологом.
Специалист поможет вам разработать коррекционно-воспитательную программу воздействия на малыша. Или сам возьмется проводить занятия с вашим ребенком.
Причины тревожности
Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, которому могут способствовать:
- Врожденная предрасположенность, темперамент.
- Нездоровая, конфликтная обстановка в семье.
- Неполная семья.
- Отсутствие единой линии воспитания, противоречивые требования взрослых.
- Неадекватные требования (слишком завышенные / заниженные или не отвечающие стремлениям ребенка), излишняя принципиальность родителей.
- Негативное отношение взрослых и других детей к ребенку, частые угрозы.
- Отвержение родителями ребенка или постоянный страх за его здоровье и жизнь.
- Дефицит общения со сверстниками и другими детьми.
- Большая интеллектуальная и физическая нагрузка.
- Психотравмирующие случаи, эмоциональные потрясения.
- Повышенная тревожность родителей, их неудовлетворенность жизнью.
Как помочь ребенку справиться с тревожностью
Работа с тревожным ребенком ведется в четырех направлениях:
1. Устранение нарушений детско-родительских отношений.
2. Повышение самооценки и уверенности в себе.
3. Обучение ребенка конструктивным способам поведения в трудных ситуациях.
4. Снятие мышечного напряжения.
Советы по устранению нарушений детско-родительских отношений
Одна из основных причин тревожности детей кроется в нарушении детско-родительских отношений, при котором отсутствует чувство привязанности, близости и любви. Такие дети очень переживают из-за малейших изменений в привычном укладе их жизни.
• Создайте дома благожелательную, спокойную обстановку.
• Будьте терпеливы, проявляйте гибкость в воспитательных моментах, по возможности не доводите дело до конфликтных ситуаций, но в то же время не бойтесь проявить последовательность и разумную требовательность.
• Соблюдайте режим дня, ребенок должен иметь полноценный сон.
• Придерживайтесь определенных ритуалов, они успокаивают и настраивают на соответствующие режимные моменты
• Реагируйте на потребности ребенка, давайте ему больше свободы, поощряйте самостоятельность, независимость, способствуйте самореализации и проявлениям "я".
• Вселяйте в ребёнка уверенность в себе, заражайте своей жизнерадостностью. Уделяйте ребенку достаточно внимания, объясняйте, почему вы в данный момент не можете поиграть с ним (если ребенок просит вас об этом).
• Проводите закаливающие процедуры, совершайте прогулки на свежем воздухе, побуждайте ребенка делать зарядку, гимнастические упражнения.
• Поручайте домашние дела.
• Стоит подумать о домашнем животном; общение с животными помогает снимать нервное напряжение.
Советы по повышению самооценки и уверенности в себе ребенка
Тревожные дети очень нерешительны, они не знают, как лучше сделать и бояться ошибиться. Из-за этого такие дети весьма зависимы от мнения других людей. Они болезненно реагируют на неуспех или негативную оценку и всячески избегают их (лучше они ничего не будут делать, чем сделают и потерпят неудачу).
Иногда, одно только присутствие близкого человека достаточно, чтобы ребенок решился на какой-то поступок.
• Почаще, но искренне и обоснованно хвалите своего ребенка за любые успехи, в том числе и в присутствии других детей.
• Спрашивайте ребенка, как лучше поступить.
• Постарайтесь не делать ему замечания, а говорите о том, как лучше поступить.
• Если вы хотите поправить ребенка, делайте это в тактичной форме.
• Избегайте сравнений своего ребенка с другими, а только с самим собой.
• Не предлагайте состязаний, в которых ваш ребенок, скорее всего, окажется в проигрыше.
• Играйте в игры, где победу легко одержать, но она так же быстро переходит к другому игроку и так же быстро возвращается обратно.
• Ориентируйте ребенка не на результат, а на сам процесс деятельности.
• Будьте сами увереннее в своих действиях и словах, подавайте ребенку образец уверенности в себе.
• Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
• Почаще обнимайте ребенка.
Групповые игры для повышения самооценки и уверенности ребенка
Громкое имя
Дети встают в круг. По очереди каждый ребенок называет своё имя, а остальные дети громко повторяют его.
Обнимем
Дети встают в круг. Один ребенок находится в центре круга. Дети смыкают круг, сближаясь всё ближе и ближе. При этом приговаривайте: «Вот как мы тебя,… (имя ребенка), обнимаем». Когда дети вплотную подойдут к ребенку, стоящему в кругу, они начинают отступать обратно. Потом в круг встает другой малыш.
Лев
Скажите детям, что все они львы – большие, сильные, смелые. Давайте потренируемся рычать, чтобы все, кто хочет на нас напасть – разбежались.
Когда вы говорите: «Львы, рычите!», дети должны начать рычать как можно громче. А вы начинаете делать вид, что пугаетесь их. Чем тише рычат львы – тем меньше вы их пугаетесь.
Зайчики и слоны
Предложите детям изобразить зайчиков.
Представьте, что вы бежите по лесу, постоянно останавливаясь и прислушиваясь. И вдруг вы услышали хруст ветки. Вы испугались, присели на корточки и дрожите.
А теперь вы большие, сильные и смелые слоны. Вы важно идете по дороге, грузно топая ногами. Вы ничего не боитесь. И наоборот, мелкие животные, убегают из-под ваших ног, боясь быть раздавленными.
Пастух
Все дети – овечки. Они гуляют по лужайкам, щиплют травку. Ребенок – пастух начинает созывать овечек, звеня в колокольчик или играя на дудочке. Овечки должны подойти к ребенку - пастуху. Потом выбирается другой пастух.
Мягкие мячи
Комната делится пополам. Дети делятся на две команды. Им выдается много мягких мячей. Задача детей кидать мячи в противников так, чтобы на их территории было как можно меньше мячей.
Обучение детей умению управлять своим поведением
Тревожный ребенок сосредоточен на себе, своих переживаниях и отношению к нему других людей.
Это мешает ему заводить друзей и получать удовольствие от общения, эффективно общаться, понимать других людей.
Ребенок одинок, он чувствует свою несостоятельность и неадекватность своего поведения, боится выражать и отстаивать своё мнение, а в связи с этим испытывает негативные переживания («я слишком труслив», «я не умею общаться и т.д.), тревожность, депрессии.
Нужно учить ребенка конструктивным способам поведения в трудных для ребенка ситуациях, помогать применять свои знания и умения на практике, чтобы менялось не только его восприятие, но и поведение.
• Существует множество способов влияния на поведение ребенка: личный пример, атмосфера в семье, совместные дела по дому, организация досуга, разговоры с малышом по душам, беседы по картинкам, чтение художественных произведений, рассказывание историй о своем детстве, сюжетно-ролевые игры и т.д.
• Сочиняйте и рассказывайте ребенку терапевтические сказки, которые помогут вам раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить его внутренний мир, помочь преодолеть проблемы и мягко повлиять на изменения в поведении.
• Предлагайте ребенку проигрывать на игрушках ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу (боится собак, врача, не хочет ходить в детский сад) и т.д.
• Предлагайте ребенку играть в эмоциональные подвижные игры, которые помогут ребенку преодолеть чувство страха быть пойманным, осаленным, найденным и т.д. – «Прятки», «Салки» (с мячом, приседалки и т.д.), «Вышибалы», «Жмурки», «Бой подушками» и прочее.
• Тревожным детям полезно заниматься спортом, только не профессиональным и «соревновательным», а любительским, «для себя»: плаваньем, катанием на велосипеде, коньках, лыжах и т.п.
Игры, способствующие обогащению внутреннего мира ребенка и умению управлять своим поведением
Нарисуй свой страх
Проговаривание (пусть и просто на элементарном уровне - «боюсь машину, вертолет, трактор») и рисование своих страхов помогает ребенку осознать их и взглянуть на них по-другому.
Расспросите ребенка о том, что его пугает. Предложите ребенку нарисовать то, что он боится или пугающую его ситуацию. Если ребенок маленький, можно рисовать за него (при этом ребенок должен направлять ваши действия и говорить, что рисовать).
- Потом пугающий ребенка рисунок можно сжечь, порвать, разрезать ножницами, закопать в землю и т.д.
- Можно нарисовать, как победить этот страх. Например, если ребенок боится собаку, можно нарисовать стоящего рядом неподвижного мальчика/девочку, смотрящую собаке в глаза.
- Или сделать страх смешным. Например, подрисовать Бабе Яге синие усы, сделать ею ступу дырявой, а себя нарисовать рядом большим и сильным.
- Или показать, что этот грозный объект сам всего боится. Например, если ребенок боится темноты – нарисуйте яркое солнце, от которой темнота убегает с громкими криками.
Нарисуй смелого мальчика/девочку
Попросите ребенка нарисовать смелого мальчика или девочку (в зависимости от пола вашего ребенка). Попросите придумать ему/ей имя.
Давайте, в нашем случае это будет мальчик Илья. Обговорите, есть ли у Ильи мама, папа, собака, сколько ему лет, чем он занимается, ходит ли в сад и т.д. (т.е. оживит образ нарисованного персонажа).
Предложите подумать, чего боится Илья. Придумайте историю, что наш герой боится, например, пауков (при этом ваш ребенок ни в коем случае не должен бояться пауков).
И когда смелый ребенок видит паука, забывает о своей смелости и убегает.
Но однажды он подружился с мальчиком/девочкой по имени (имя вашего ребенка). Тот рассказал ему про пауков, показал их и научил не бояться. А смелый мальчик Илья научил вашего ребенка не бояться того, что боится ваш ребенок.
Таким образом, ваш ребенок сблизится со своим идеалом смелости. Поймет, что каждый человек чего-то да боится, но всё можно преодолеть.
Улучшаем настроение
Это упражнение учит ребенка улучшать своё настроение. Скажите ребенку: «Представь, что тебе грустно. Попробуй сам себя развеселить. Встань перед зеркалом и насмеши себя». Ребенок может строить своему отражению «рожицы», показывать язык, делать рожки и т.д.
Сыграй роль
Если ребенок слишком застенчив, ему можно предложить сыграть роль какого-то яркого, веселого и смелого персонажа (Буратино, Карлсона). И пусть ребенок действует так, как действовал бы Буратино или Карлсон в подобных ситуациях.
Снятие мышечного напряжения
Состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Поэтому тревожному ребенку очень важно уметь расслабляться.
• Делайте ребенку массаж спины, рук, ног, пальчиков.
• Используйте игры, в которых необходим телесный контакт.
• Для снятия напряжения перед сном полезно принимать тёплую ванну.
• Движения – успокаивают, поэтому, если вы видите, что ваш ребенок «на взводе», предложите ему побегать, попрыгать и т.д.
Упражнения на расслабление и релаксацию
Холодно – жарко
Представьте, что вы гуляете. На улице тепло, хорошо. Но вот подул холодный ветер, солнышко спряталось за тучку. Покажите, как вам холодно: вы сжались в комок, обняли себя за плечи, дрожите. Но вот опять выглянуло солнышко и обогрело вас своим теплом. Расслабьтесь и подставьте под его лучи лицо, руки и ноги.
Деревянные и ватные куклы
Скажите ребенку: «Представь себе деревянной куклой. У тебя твердые руки, твердые ноги. Покажи, как ты будешь ходить, как поворачивать голову, как двигать руками». Далее ребенок превращается в тряпичную куклу, набитую ватой. Его руки и ноги мягкие, неупругие, движения его плавны, замедленны.
Мы устали
Предложите ребенку побегать, попрыгать, потопать ногами, похлопать руками. Скажите: «Вот, как хорошо мы подвигались. Давай, отдохнем». Предложите ребенку улечься на коврик, накройте его мягким одеялом, приласкайте, убаюкайте.
Статьи по теме: Неврозы у детей
Автор: Дарья Колдина