Во многих семьях заведена хорошая традиции - дарить малышу на первый зуб серебряную ложечку.
Примерно с этого момента и начинается знакомство ребенка с ложкой. Обычно этот процесс происходит достаточно естественно: мама кормит малыша из ложки, а малыш, подражая ей, тоже пытается пользоваться новым «инструментом». Самое главное не упустить «ложечный» момент, препятствуя ребенку в этом занятии, а предоставлять как можно больше свободы.
Бывает, что в момент приучения к самостоятельному приему пищи дети сталкиваются с двумя трудностями:
Первая трудность - чисто техническая: у ребенка не получается: он проносит ложку мимо рта, пачкается, разливает еду и т.п.
Вторая - психологическая: ребенку не нравится есть ложкой, «лень», он привык, что его всегда кормят.
В принципе, и та, и другая проблема решаются путем поэтапных тренировок:
• Купите ребенку подходящую посуду: небольшую тарелочку из пластика или специальной пищевой пластмассы веселой расцветки, с картинками. Возможно, стоит прикупить тарелку с подогревом, где пища не так быстро остывает за счет того, что под днище заливается горячая вода. Если у вас растает «шустрик» - не обойтись без тарелки на присоске, которая «намертво» приклеивается к столу.
• Детская ложечка должна быть легкой, небольшого размера с удобной для держания нескользящей ручкой. Но в тоже время достаточно углубленной, чтобы пища не «терялась». Ложка может быть пластмассовой, металлической или той самой серебряной, которую подарили на первый зуб.
• Проследите, чтобы у ребенка было удобное «обеденное» место - стульчик для кормления или детский столик и стул.
• Когда месяцев в 7-9 малыш начинает есть руками – это первый подготовительный этап в умении устанавливать взаимосвязь между ртом и рукой. Так что не препятствуйте малышу, даже если после «обеда» все лицо и руки измазаны кашей.
• Далее идет следующий этап (9-12 месяцев) – кормление в две руки – мама ставит перед ребенком тарелку с кашей и дает ему ложку, сама тоже вооружается подобными атрибутами. Пока малыш пытается себя накормить – мама ненавязчиво подкармливает его из «запасной» тарелки.
• С самого начала вкладывайте ложку малышу в правую руку (или левую, если он левша) правильным способом – иначе привычка держать ложку всем кулаком может закрепиться надолго. Но и не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть пока держит ложку, как может.
• Не требуйте от ребенка чистоты на себе, на столе и вокруг. Чтобы одежда не пачкалась - повязывайте ему фартучек.
• Чтобы ребенку научиться есть самому, предлагайте ему для начала есть ложкой «удобную» еду: творожок, пюре, кашу, а уж потом жидкий суп.
• Обещайте ребенку помочь: «Ты начинай есть сам, а я тебе помогу».
• Возможно наоборот – ребенок слишком голоден, чтобы кормить себя. Тогда маме лучше удовлетворить первый голод и покормить ребенка самой, а потом ребенок сам доест оставшуюся еду.
• Можно соревноваться, кто быстрее съест: папа или малыш (конечно же, малыш!). А мама помогает. Но нельзя слишком часто злоупотреблять соревнованиями за столом, ребенок может слишком торопиться и не прожевывать пищу как следует.
• Если ребенок съел хотя бы три ложки, похвалите его и спокойно докормите. В следующий раз скажите: «Помнишь, вчера ты сам съел три ложки, давай сегодня съешь сам пять ложек!»
• Обыграйте еду ложкой. Возможно, ложка – это самолет, а рот - автодром, или ложка – это лопата, которой надо перекидать «песок» из тарелки в «ворота» (рот).
• Поставьте перед ребенком на столе разные игрушки и предложите ему «кормить» то животных, то себя.
• Возможно, ребенку понравится есть макароны ложкой с дырками, а бульон из супа высасывать через трубочку.
• Если ребенок начинает баловаться за столом, не хочет есть, даже если вы его кормите – значит, пора его «отпускать».
• Обязательно хвалите малыша во время его самостоятельной еды – ведь умение доносить ложку до рта в таком возрасте – сложная работа.
Автор: Дарья Колдина