На первом году жизни зрительное восприятие ребенка развивается очень быстрыми темпами. Давайте разберемся, как же это происходит.
Еще находясь в утробе матери, где-то с 28й недели, малыш начинает реагировать на яркий свет и может моргать глазами. Появившись же на свет, кроха попадает в совершенно незнакомый для него мир, наполненный новыми запахами, звуками, ощущениями, предметами… Природа позаботилась о новорожденном и оградила его от такого изобилия информации, снизив его восприятие и сделав зрение «несовершенным» (дети могут различать свет и тень, видеть размытые затуманенные контуры предметов). Так же природа наделила кроху набором безусловных (врожденных) зрительных рефлексов, помогающих ему приспособиться к окружающему миру: зрачковый рефлекс на свет, смыкание век (защитный рефлекс на внезапно появившийся яркий свет) и кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света.
Однако, по результатам последних исследований (Англии, Италии, Великобритании и др.) выяснилось, что дети интуитивно с самого рождения используют зрение для установления контакта и общения с мамой и уже через 15 часов после рождения могут узнавать её лицо. А чуть позже, во время общения – встречаться с ней взглядами и фокусироваться на её лице.
На 7-10 день у ребенка появляются попытки слежения за медленно движущимся объектом, движения зрачков при этом скачкообразны, замедленны и несогласованны друг с другом. Но уже к 3-4 неделе малыш начинает смотреть на предметы двумя глазами одновременно, при этом движения глаз становятся более плавными, сосредоточение более длительным, а контуры более четкими. Световая и «предметная» стимуляция с самых первых дней жизни ребенка (яркая игрушка, черно-белые изображения, четкие контуры, контрастные изображения, округлые и прямые линии, движущиеся предметы и т.п.) и, конечно же, лицо и глаза мамы – всё это служит основой формирования зрительной системы и ее функций.
В течение 2-3го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. У него происходит совершенствование остроты зрения - от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Ребенок замечает величину, цвет, форму, фактуру, объем, местоположение, удаленность статических и движущихся предметов. Но ему еще трудно переключить своё внимание с одного объекта на другой. Малышу легче будет перевести взгляд, если вы чем-нибудь отвлечете его. В этот период времени кроха начинает испытывать интерес к своим ручкам, и в его мозгу возникает связь между тем, что видит ребенок и тем, что делают его руки. До трех месяцев занятия с малышом должны быть непродолжительными — не более 2—3 минут.
Параллельно с развитием зрения происходит становление цветовосприятия. Малыш почти с самого рождения способен воспринимать и распознавать цвета: сначала красный, желтый, чуть позже зеленый и синий. Поэтому, начиная с середины первого месяца ребенку нужно начинать показывать цветные однотонные игрушки и карточки. Вы можете заметить, что если малышу показать сначала игрушку одного цвета, а потом другого, он будет дольше смотреть на новую – так начинает развиваться зрительная память крохи.
К концу 3го месяца у ребенка формируется способность устанавливать зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи. Теперь уже младенец учится наблюдать: он не просто видит предмет, а сосредоточенно смотрит на него и длительно следит за его движениями. Если предмет исчезает из поля его зрения – кроха поворачивает голову вслед за ним, тем самым расширяя свой кругозор и формируя устойчивое поле зрения. В этом возрасте малыш учится самостоятельно переводить взгляд с одного объекта на другой.
На 4-ом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. Используя зрительные ориентиры, малыш протягивает руки и «натыкается» на игрушки. Постепенно взаимодействия «глаз и рук» становятся более координированными, и малыш целенаправленно может взять то, что видит. В этом же возрасте малыш учится воспринимать своё отражение в зеркале.
К пяти месяцам ребенок берет игрушку из рук взрослого, пытается её удержать, действует с ней. Он различает цвета, величину и форму предметов. Выделяет маму и узнает «своих» - «чужих» по внешнему виду.
Со второго полугодия жизни малыш начинается освоение дальнего пространства, у него повышается интерес к окружающему. Разнообразные действия с предметами знакомят ребенка с их свойствами, учат находить различия, развивают координацию, точность и ловкость движений. Ползание и ходьба позволяют формировать зрительно – пространственные ориентиры.
Месяцев в 8-9 зрительное восприятие становится более тонкими – малыш подмечает мелкие предметы (соринка на полу, камешек на земле, родинка на руке и т.п.), с удовольствием рассматривать картинки в книжках, вычленяя отдельные детали (глаза у кошки, солнце на небе и т.д.). Кроха постигает смысл увиденного и понимает, что вещи и люди продолжают существовать, даже если он их пока не видит.
К концу первого года дети уже умеют различать контрастные предметы – кубик и шарик, конус и пирамида, кошка и заяц, тарелка и чашка и т.д.
Как можно помочь малышу в развитии зрительного восприятия:
Зрение развивается только тогда, когда оно задействовано
• С самого рождения для установления контакта с мамой ребенку важно видеть её лицо. Как можно чаще смотрите на своего малыша, общайтесь с ним, улыбайтесь. Чтобы кроха мог лучше видеть вас, слегка приподнимайте и придерживайте его головку.
• Оформите комнату и кроватку ребенка. К стенкам кроватки можно прикрепить игрушки, лоскутки тканей, цветные картинки, карточки с графическими рисунками. На полках расставьте крупные игрушки, на стенах развесьте рисунки, к люстре можно привязать воздушные шарики. Заменяйте старую экспозицию на новую каждую неделю.
• В первый месяц давайте малышу для разглядывания контрастные и простые изображения (например, черную линию на белом фоне, а бледные и сложные картинки малыш всё равно не оценит).
• Первый месяц показывайте малышу предметы на расстоянии 20-30 см, после 1,5 месяцев – 40 см и так постепенно увеличивая до 70 см.
• Почаще меняйте положение и местонахождение ребенка, чтобы его визуальная среда постоянно обогащалась.
• Предлагайте вашему малышу как можно больше предметов и картинок для рассматривания, ощупывания, осязания и «разбирания».
• Не увлекайтесь развитием только зрительно-ориентировочных реакций. Для целостного восприятия ребенка важно стимулирование и взаимодействие всех его органов: слуха, осязания (вкус), обоняния, тактильных ощущений.
Что нужно знать о развитии зрения малыша
10 дней. Смотрит глаза в глаза взрослому человеку.
Жмурится от слишком яркого света.
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение).
18-20 дней. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого.
1 мес. Пытается следить за медленно перемещающимся ярким предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-40 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.
1,5 мес. Фиксирует устойчивый взгляд на глазах взрослого.
Улыбается, увидев лицо знакомого взрослого.
Следит за предметом, когда его отводят немного в сторону.
2 мес. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете.
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров.
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца.
Различает «свои» и «чужие» лица.
3 мес. Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу.
Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом, лицом взрослого на расстоянии 20-80 см.
Может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке.
Рассматривает предмет, который держит в ручке.
Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.
4 мес. Наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову.
С интересом рассматривает объемные предметы.
Узнает близкого человека (радуется) и знакомые предметы.
Целенаправленно протягивает руку к тому предмету, который видит (появляется координация движения и зрения).
Фокусирует взгляд на предметах, находящихся в пределах 3х метров.
5 мес. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
По-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого.
Удивляется предметам, поставленным «вверх ногами».
По очереди рассматривает показываемые ему игрушки.
6 мес. Видит крупные интересные предметы, которые находятся далеко от него (у противоположной стены).
Показывает взглядом на находящийся перед ним предмет, про который его спросили («где пирамидка?»).
Старается доползти до увиденного объекта (появляется взаимосвязь между зрением и движением)
7 мес. Рассматривает отдельные детали предметов (колёсики у машин, кольца пирамидки).
Старается разделить предмет на части, разобрать постройку (например, башню из конструктора)
Ищет глазами предмет, исчезнувший из его поля зрения.
На вопрос «где» находит взглядом предметы, имеющие постоянное место (часы, окно, кровать и т.д.)
8 мес. Подолгу рассматривает всё, что встречается ему на пути (например, на прогулке)
На вопрос «где» находит взглядом предметы, которые могут находиться в любом месте (мячик, кошка и т.д.)
9-12 мес. Обращает внимание на мелкие предметы, рассматривает маленькие картинки.
Понимает, что у каждого предмета есть своя форма.
Различает две контрастные формы предметов по форме (по слову отличает кирпичик от кубика).
Узнает на фотографии знакомого взрослого.
(приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.).
Игры для развития зрительного восприятия у детей 0-6 месяцев
Развиваем зрительное восприятие малышей
Автор: Дарья Колдина