Как понять, какие способности есть у ребенка? За счет каких ресурсов – личных или социальных – один ребенок достигает больших успехов в обучении, а другой – едва способен освоить образовательные программы на удовлетворительном уровне?
Об этом мы поговорили с членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Татьяной Николаевной Тихомировой, которая является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования.
Как понять, какие способности есть у ребенка?
За счет каких ресурсов – личных или социальных – один ребенок достигает больших успехов в обучении, а другой – едва способен освоить образовательные программы на удовлетворительном уровне?
Об этом мы поговорили с членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Татьяной Николаевной Тихомировой, которая является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования.
– Татьяна Николаевна, как понять родителям, какие способности есть у ребенка?
– Я против ранней специализации детей. Считаю, что ребенку нужно предоставить как можно больше возможностей для проявления его способностей и интересов. Если ребенок хочет попробовать играть на фортепиано, нужно реализовать желание ребенка: одолжить инструмент у знакомых, записать в студию с возможностью играть на инструменте только во время занятий и т.п.
– В каждом районе города сейчас есть клубы дополнительного образования. Родителям нужно постараться предоставить ребенку как можно больше возможностей: шахматы, творчество, спортивные секции. Но с другой стороны, это должно происходить без лишнего усердия, «фанатизма», потому что дети могут быть сильно перегружены, что может приводить к агрессии, неблагоприятной социализации. Каждый родитель чувствует своего ребенка. Не надо свои личные переживания, страхи, ожидания, несбывшиеся надежды переносить на ребенка, следует немножечко поработать над собой и дать ребенку возможность заниматься тем, чем он хочет.
– Реализовывать принцип – следовать за ребенком?
– Безусловно, когда ребенок говорит, что не хочет заниматься плаванием, начинает хитрить, изворачиваться – проспал, болит голова, не пойду – не надо его заставлять, пользы никакой не будет.
– Один из важнейших механизмов успешности и высоких достижений – это самоэффективность. Ребенок отвечает на вопрос, «насколько я хорош по моему собственному мнению», в разных школьных навыках и умениях по ряду дисциплин: счете, чтении текстов, написании диктантов. Согласно исследованиям, именно этот показатель очень сильно способен улучшить реальные достижения ребенка в процессе обучения. Иными словами, если я считаю, что на высоком научном уровне способна написать научную статью, я действительно буду все лучше и лучше, потому что это придает уверенности, сил и интереса к тому, чтобы совершенствоваться в определенной сфере деятельности.
– Самооценка, безусловно, важна, но для детей большое значение имеет и оценка его действий окружающими, особенно родителями!
– Для детей большое значение имеет эмоциональная поддержка родителей. Мы изучали ее влияние на ребенка и выделили четыре типа:
- Первый тип «Эмоциональное принятие» – безусловное позитивное, эмоционально поддерживающее отношение. Главный девиз родителей: «Молодец, сможешь, попробуй, сейчас не получилось, потом получится».
- Второй тип «Позитивное участие», связанное не только поддержкой на словах, но и на деле. У родителей всегда нет времени. Но, даже если родитель нашел 5 минут времени для того, что вместе с ребенком сделать одну фигурку оригами, то у ребенка будет понимание того, что вы интересуетесь, участвуете в его делах, а не просто расспрашиваете, сделал ли он уроки и т.д. Это два позитивных типа эмоциональной поддержки.
- Третий тип «Эмоциональное отвержение», отрицательный на словах, для которого характерно со стороны родителей недовольство, что бы ни сделал ребенок.
- Четвертый тип «Агрессивная отчужденность» – отрицательный на деле, когда родители постоянно демонстрируют отрицательное отношение и недовольство ребенком: «Хочу, чтобы ты был другим человеком», «А вот Петя учится только на отлично» и т.п.
– Согласно нашим исследованиям, серьезный урон школьной успешности наносит агрессивная отчужденность как отцов, так и матерей на всем протяжении школьного возраста. Но, самые тесные негативные связи показаны для агрессивной отчужденности отцов и уровня школьной успешности детей в старшем школьном возрасте.
– Как родителям научиться грамотно взаимодействовать со своими детьми?
– Только в конструктивном взаимодействии. Я призываю начать разговаривать с детьми, не просто спрашивать, сделал ли уроки, а действительно интересоваться и на первых порах безоценочно обсуждать сложные ситуации и вопросы.
– Детям это важно, они охотно идут на контакт с исследователями в школе. Они искренне удивляются, что исследователям интересны их переживания, мнения, позиция.
– Детям жизненно необходимо общение, и родители должны это понимать.
– Реально ли в современных условиях создать для каждого ребенка индивидуальный маршрут развития и сделать процесс обучения комфортным?
– В дошкольном возрасте у семьи с ребенком существует множество возможностей для квалифицированных занятий творчеством, спортом, даже наукой. Кроме того, у дошкольников еще нет режимных моментов школьного обучения. Родителям советуем спокойно относиться к тому, что у ребенка может что-то не получается, меняться интересы, возникать желание больше не посещать ту или иную студию.
– В школьном возрасте, особенно на основном и полном уровнях образования, сложнее выбирать время для внеурочных занятий. Однако, в ряде школ начинают внедряться индивидуальные образовательные планы, которые отчасти позволяют реализоваться школьнику в той области научного знания, в которой ему интересно, где он чувствует себя комфортно и старается реализоваться в плане выбора будущей профессии.
Источник: журнал Современное дошкольное образование