Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

Важно, чтобы ребенку было психологически комфортно осваивать и создавать новые знания!

Важно, чтобы ребенку было психологически комфортно осваивать и создавать новые знания!
Наша экспертиза
Теги...
Теги:
Какие способности есть у ребёнка?

Как понять, какие способности есть у ребенка?
За счет каких ресурсов – личных или социальных – один ребенок достигает больших успехов в обучении, а другой – едва способен освоить образовательные программы на удовлетворительном уровне?

Об этом мы поговорили с членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Татьяной Николаевной Тихомировой, которая является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. 



– Татьяна Николаевна, как понять родителям, какие способности есть у ребенка?
– Я против ранней специализации детей. Считаю, что ребенку нужно предоставить как можно больше возможностей для проявления его способностей и интересов. Если ребенок хочет попробовать играть на фортепиано, нужно реализовать желание ребенка: одолжить инструмент у знакомых, записать в студию с возможностью играть на инструменте только во время занятий и т.п.

– В каждом районе города сейчас есть клубы дополнительного образования. Родителям нужно постараться предоставить ребенку как можно больше возможностей: шахматы, творчество, спортивные секции. Но с другой стороны, это должно происходить без лишнего усердия, «фанатизма», потому что дети могут быть сильно перегружены, что может приводить к агрессии, неблагоприятной социализации. Каждый родитель чувствует своего ребенка. Не надо свои личные переживания, страхи, ожидания, несбывшиеся надежды переносить на ребенка, следует немножечко поработать над собой и дать ребенку возможность заниматься тем, чем он хочет.


– Реализовывать принцип – следовать за ребенком? 
– Безусловно, когда ребенок говорит, что не хочет заниматься плаванием, начинает хитрить, изворачиваться – проспал, болит голова, не пойду – не надо его заставлять, пользы никакой не будет.

– Один из важнейших механизмов успешности и высоких достижений –  это самоэффективность. Ребенок отвечает на вопрос, «насколько я хорош по моему собственному мнению», в разных школьных навыках и умениях по ряду дисциплин: счете, чтении текстов, написании диктантов. Согласно исследованиям, именно этот показатель очень сильно способен улучшить реальные достижения ребенка в процессе обучения. Иными словами, если я считаю, что на высоком научном уровне способна написать научную статью, я действительно буду все лучше и лучше, потому что это придает уверенности, сил и интереса к тому, чтобы совершенствоваться в определенной сфере деятельности.

– Самооценка, безусловно, важна, но для детей большое значение имеет и оценка его действий окружающими, особенно родителями! 

– Для детей большое значение имеет эмоциональная поддержка родителей. Мы изучали ее влияние на ребенка и выделили четыре типа:

  1. Первый тип «Эмоциональное принятие» – безусловное позитивное, эмоционально поддерживающее отношение. Главный девиз родителей: «Молодец, сможешь, попробуй, сейчас не получилось, потом получится».
  2. Второй тип «Позитивное участие», связанное не только поддержкой на словах, но и на деле. У родителей всегда нет времени. Но, даже если родитель нашел 5 минут времени для того, что вместе с ребенком сделать одну фигурку оригами, то у ребенка будет понимание того, что вы интересуетесь, участвуете в его делах, а не просто расспрашиваете, сделал ли он уроки и т.д. Это два позитивных типа эмоциональной поддержки.
  3. Третий тип «Эмоциональное отвержение», отрицательный на словах, для которого характерно со стороны родителей недовольство, что бы ни сделал ребенок.
  4. Четвертый тип «Агрессивная отчужденность» – отрицательный на деле, когда родители постоянно демонстрируют отрицательное отношение и недовольство ребенком: «Хочу, чтобы ты был другим человеком», «А вот Петя учится только на отлично» и т.п.

– Согласно нашим исследованиям, серьезный урон школьной успешности наносит агрессивная отчужденность как отцов, так и матерей на всем протяжении школьного возраста. Но, самые тесные негативные связи показаны для агрессивной отчужденности отцов и уровня школьной успешности детей в старшем школьном возрасте.


– Как родителям научиться грамотно взаимодействовать со своими детьми? 
– Только в конструктивном взаимодействии. Я призываю начать разговаривать с детьми, не просто спрашивать, сделал ли уроки, а действительно интересоваться и на первых порах безоценочно обсуждать сложные ситуации и вопросы. 

– Детям это важно, они охотно идут на контакт с исследователями в школе. Они искренне удивляются, что исследователям интересны их переживания, мнения, позиция. 

– Детям жизненно необходимо общение, и родители должны это понимать. 


– Реально ли в современных условиях создать для каждого ребенка индивидуальный маршрут развития и сделать процесс обучения комфортным? 
– В дошкольном возрасте у семьи с ребенком существует множество возможностей для квалифицированных занятий творчеством, спортом, даже наукой. Кроме того, у дошкольников еще нет режимных моментов школьного обучения. Родителям советуем спокойно относиться к тому, что у ребенка может что-то не получается, меняться интересы, возникать желание больше не посещать ту или иную студию.  

– В школьном возрасте, особенно на основном и полном уровнях образования, сложнее выбирать время для внеурочных занятий. Однако, в ряде школ начинают внедряться индивидуальные образовательные планы, которые отчасти позволяют реализоваться школьнику в той области научного знания, в которой ему интересно, где он чувствует себя комфортно и старается реализоваться в плане выбора будущей профессии.


Комментарии 0

Отзывы 0

Помогите нам стать лучше
Пройти опрос