NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

Методика Ибука

Теги...

Принципы Масару Ибука
 

Масару Ибука — японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony» Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки).

Как известно,  в более позднем возрасте обучение всему этому отнимает много времени и сил. Углубившись в изучение теоретических и практических исследований на эту тему, Ибука написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных  возможностей человеческого мозга. Самая известная его книга - «После трех уже поздно» (1971 год).
 

Биография Масару Ибука (11.04.1908 - 19.12.1997)
 

Масару Ибука родился в Японии. Он был единственным ребенком в семье. Отец Ибука работал инженером.

В 1933 году Масару закончил электротехнический факультет Университета Васэда, где сокурсники прозвали его «гениальным изобретателем», а его дипломная работа получила приз на Парижской выставке. После окончания университета Масару стал работать в «Фотохимической лаборатории», которая занималась обработкой фильмов. В 1945 году он покинул эту компанию и открыл магазин по радио-ремонту в Токио.

В 1946 году Ибука Масаруи Акио Морита основали корпорацию «Sony». Благодаря инженерным разработкам Масару «Sony» стала одной из лидирующих компаний.

Масару Ибука был президентом «Sony» с 1950 по 1971 год, а затем с 1971 по 1976 год - председателем совета директоров. В 1976 году Ибука покинул свою корпорацию и поддерживал с ней связь лишь в качестве советника

Масару Ибука всегда интересовался образованием и воспитанием детей. В 1969 году Ибука создал организацию "Японская ассоциация раннего развития". Японские и зарубежные ученые, проанализировав различные исследования, пришли к выводу, что к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. На основе этого заключения и возникла новаторская теория о возможности раскрыть  потенциал мозга, при помощи соответствующих занятий с ребенком, начиная с самого рождения.
 

К заслугам Масару Ибука также относится создание Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов».
 

Масару Ибука умер в Токио в 1997 году от сердечного приступа.
 

Книга «После трех уже поздно» 

Книга «После трех уже поздно»  была издана в Японии в 1971 году. Эта книга перевернула традиционные представления о развитии детей.

В 1977 году книга была переведена на английский язык, а затем и на другие языки мира. В 1991 году М. и Н. Перовыми был сделан русский перевод.

В книге «После трех уже поздно» вы не найдете практических советов чем и как заниматься с ребенком. Это фундаментальная книга, рассматривающая основные вопросы воспитания и объясняющая суть и цель раннего развития детей.

«Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев», - считал Масару Ибука.

«Основная цель этой теории, - пишет Ибука, - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт».

Новаторские тезисы Масару Ибука

Концепции и идеи Масару  Ибука подкреплены экспериментами, исследованиями и примерами из жизни.

Одни тезисы для нас с вами будут хорошо известными прописными истинами, о других, возможно, вы интуитивно догадывались или/и применяли их при обучении и воспитании своего ребенка, но есть и такие, которые покажутся вам весьма спорными и даже противоречивыми.

Но, тем не менее, Масару Ибука был одним из первых, кто заговорил о раннем развитии ребенка в связи с проблемой необратимого угасания возможностей развития способностей человека.

•    Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни.

•    Огромное влияние на новорожденного оказывают благоприятные условия, его жизненный опыт и стимулирующее образование в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни). Ведь дети - такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

•    Опыт раннего детства крепко отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

•    У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно", а что «легко": поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно.

•    Не надо бояться "перекормить" или перевозбудить нервную систему ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

•    Ребенок до трех лет очень близок к животному в том плане, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свою интуицию и инстинкты.

•    В раннем возрасте развивается музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия), основа эстетического восприятия - сенсорная реакция.

•    Если в первый год баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это заставит его протестовать. Чтобы ребенок сразу понимал, что такое "хорошо" и что такое "плохо", гораздо результативней сразу показывать ребенку границы дозволенного и создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда - плохо.

•    Похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Однако, в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок, когда у него развивается чувство собственного достоинства, его "Я", остро реагирует, если его отшлепать. Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление.

•    Когда ребенок гневается и плачет, нужно выяснить причину его поведения. Если вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это сделаетребенка более эгоистичным и упрямым.

•    Интерес - это лучший стимулятор в воспитании и развитии ребенка. Но здесь естьо дна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, посколькул юбопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно детскому возрасту, и попытки насильно удержать внимание ребенка  на чем-то одном могутиметь обратный эффект. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его интеллектуального развития.

•    Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

•    Чтобы с самого начала ребенок естественно относился к половому вопросу, эту тему следует обсуждать спокойно,в дружелюбном тоне.

    Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Неследует кормить ребенка только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной.

•    Знакомьте ребенка с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины Матисса и Пикассо и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы.Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

•    Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном.С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

•    Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это подавляет его и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой,придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

•    Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Это практически создает вакуум вокруг ребенка и препятствует развитию его тактильных ощущений.

•    Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности,заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе.

•    Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Пусть ребенок трудится столько, сколько может.

•    Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Родителям надо все время учиться и думать. А если надо – то и самообразовываться в области психологии и педагогики.

•    Чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшества к другому. Матери должны более полагаться на себя и выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Уверенность в себе и твердость характера - очень важны для воспитания ребенка.

•    Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

•    Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка - это материнская любовь и тактильное общение с ней. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Самое лучшее - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.
 

Если во всех этих тезисах вы не нашли для себя ничего нового, скорее всего, данная книга для вас – пройденный этап. Хотя возможно стоит её и почитать, если вам интересно узнать,  на основании каких экспериментов, исследований и жизненных историй Масару Ибука пришел к таким выводам.


Автор-составитель: Дарья Колдина


 

Комментарии 40

Отзывы 40

11.05.2011 10:41:16
Читала книгу с огромным интересом, тогда, в начале своего пути мамы, нашла в ней для себя полезные советы, даже не столько советы, сколько объяснения происходящего
11.05.2011 10:46:56
nkarpova0, да, в книге "После трех уже поздно" приведены очень интересные исследования
11.05.2011 10:44:18
семигномочки, если интересно, вот подглавы из этой книги:
01. Ребенок запоминает только то, что ему интересно.
02. Главное - окружение, а не гены.
03. Комната, лишенная стимуляторов, - вредна для малыша.
04. На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи.
05. Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый.
06. Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека - рискованное дело.
07. Почаще берите ребенка на руки.
08. Никогда не игнорируйте плач ребенка.
09. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
10. Не сюсюкайте с ребенком.
11. Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
12. Нервозность родителей заразна.
13. Общение детей между собой надо поощрять.
14. Ссоры развивают у ребенка навыки общения.
15. Шлепать ребенка можно только пока он еще мал.
16. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.
17. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
18. Интерес - лучшее побуждение.
19. Интересное дети считают правильным, а неинтересное - неправильным.
20. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.
21. Интерес ребенка нуждается в подкреплении.
22. Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка.
23. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
24. Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве.
25. Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка.
26. Заучивание стихов тренирует память.
27. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
28. Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше.
29. У ребенка свое собственное представление о порядке.
30. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.
31. Физические упраженения стимулируют развитие интеллекта.
32. Тренируйте левую руку так же, как правую.
33. Общение ребенка с матерью, и особенно, тактильное общение, очень важно для его умственного развития.
34. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков.
11.05.2011 12:13:35
Дарья, хорошая статья. Книгу пока не прочла (надо поискать), но про Масару Ибука читала недавно в другой литературе. Там написано, что у самого Ибуки сын родился умственно неполноценным, тем самым разбив родительские мечты на наследника всего, что создал отец. И что встреча с Шиничи Сузуки переверула представления основателя Sony о детском развитии. Он вдруг понял, что и на его сына не нужно было махать рукой. Так что его книга - это книга-покаяние, рассказ о том, как не допустить непоправимых ошибок и развить своего ребенка.
11.05.2011 12:24:02
valek, спасибо. Да-да, он о своём больном сыне кратенько пишет в книге "После трех уже поздно" (кому интересно -= могут прочитать:-) ).
11.05.2011 15:33:16
valek, я тоже думаю,что именно тот факт,что " не нужно было махать рукой на сына" стало основным критерием написания книги,книга-покаяние ты правильно заметила
11.05.2011 20:40:37
anutka, а я вот еще что думаю. Получается, что, читая книгу, прислушиваешься к советам как бы "несостоявшегося" отца, того, которому не удалось вырастить ребенка в соответствии с этими правилами. Логичнее было следовать проверенным советам "состоявшегося", то есть того, кто на практике смог проверить все свои теории...
12.05.2011 08:58:50
valek, да. ты права . У меня такие же мысли возникали ,когда я читала эту книжку ещё будучи беременной. А вообще очень много очевидных вещей, которые любящая мама и так знает:-) Но книжка всё равно интересная для общего развития или как шпаргалка для забывчивых
12.05.2011 09:57:15
marmeladka, правильно говоришь
11.05.2011 16:14:38
Я книгу так и не прочитала/, хотя много о ней слышала. А вот тепрерь в раздумьях - читать или не читать.
Некоторые пункты для меня не приемлемы: например, что шлепать ребенка можно только пока он еще мал (вообще не надо шлепать!) ИЛИ Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка (ну не знаю, в меру разумного конечно)
11.05.2011 18:20:49
nina, согласна с вами, мпеня эти пункты задели:sad:
12.05.2011 08:50:51
nina, а я ещё на последнем пунктике засомневалась. Зачем это надо? В смысле не лепить конечно ,а существенно опережать? но каждый преследует свои цели...
12.05.2011 09:18:31
nina, прочитать можно,хуже не будет,читается легко,правильно сказала Валя "очень много очевидных вещей, которые любящая мама и так знает"
12.05.2011 09:56:06
Я в своё время прочитала эту книгу. Меня задело то, что Мабука делает выводы всего-лишь на одном жизненном примере, хотя я ему например могу привести в опровержение этого примера тысячу примеров.
Например, он пишет, что он какое-то время жил ребенком по моему в китае, а потом его от туда уезли. И вот через лет 40 он приехал в китай и вспомнил как говорить на китайском! А я знаю много случаев, когда детей увозили из России, где они жили например первые три года и они никогда оптом не могли ни понимать, ни говорить по русски!
Или то, что Ибука считает, что дети не знают, что такое "просто и сложно, поэтому их можно учить всему одновременно. Ну это совсем странно. Чтож теперь его учить алгебраическим формулам и он их поймет?
12.05.2011 09:59:18
lena, понять-то  формулы поймёт, только зачем ими засорять мозг ребёнка раньше времени
12.05.2011 11:49:21
nkarpova0, ты думаешь поймет? Сомневаюсь...
12.05.2011 12:18:03
lena, ну есть же такие таланты, но я уверена, что они лишены детства
12.05.2011 12:26:42
nkarpova0, так в книге Ибуки речь идет о ВСЕХ детях, а не о ТАЛАНТЛИВЫХ
12.05.2011 13:44:48
raenka, слово таланты употребила не правильно, надо было употребить "случаи". Книгу "После трёх уже поздно" читала хоть и давно ("в начале своего пути мамы"), но внимательно. Я сказала, что читала с большим интересом, но не написала, что она стала моей настольной книгой, в ней, действительно, есть моменты, с которыми я не согласна, но есть и то, с чем можно согласиться. Про алгебраические формулы согласилась, потому что, думаю, если родители захотят научить научить ребёнка этому вместо "Мишка косолапый...", у них получится, а если вместе с "Мишка косолапый...", то точно получится. Например, изображает ребёнок Мишку и собирает по полу карточки с формулами, почему нет? Каждый родитель сам решает, чему учить ребёнка. Я формулам не учу пока. А ещё, я так поняла, что Ибука не призывает учить малышей алгебре, он пишет, что алгебру они воспринимают лучше арифметики. И что мы (родители) не должны категорично заявлять, что это очень трудно для ребёнка, а это нет. Если есть желание, попробуйте научите. Может, я и не правильно поняла
12.05.2011 15:05:56
nkarpova0, нет... точно формулы не выучит. А карточкособирательство - это не значит, что он формулы учит? или знает их?
Просто я вспоминаю, как билась с дочкой над цветами (красн. син, зел и т.д.) и как долго до неё это доходило...Что уж говорить о формулах
12.05.2011 15:38:00
raenka, а моя запоминала и продолжает запоминает всё с лёту. Формулы конечно не даю...пойду лучше очередную Барби девчушке закажу ...;-)
12.05.2011 15:50:34
marmeladka, :-)
12.05.2011 17:34:40
marmeladka, и во сколько она уже знала цвета?
12.05.2011 18:08:02
raenka,я специально не запоминала во сколько и не записываю...Давно знает цвета и оттенки :-) только в итоге её ровесники кто не знал когда она знала теперь знают как и она.Те с которыми позже этим стали заниматься...
12.05.2011 19:07:44
marmeladka, :-)
12.05.2011 19:07:11
raenka, пожалуй, на счёт формул спорить не буду, т.к. лично не проверяла, с запоминанием цветов и у Вики были проблемы, она их запомнила, но позднее. А вот мальчика, который задолго до школы знал таблицу умножения, знаю. Причём, как показала практика, запомнил хорошо, не механически, потом свои знания в школе применял успешно. Этот пример доказывает, что то, что для одних из категории "трудно" и они не будут этому учить, для других норма.
13.05.2011 07:31:52
nkarpova0,случай конечно примечательный с таблицей умножения. Но рано или поздно все эту таблицу выучат, так же как и цвета, например. К чему тогда это? В качестве эксперимента? Я не считаю, что это из категории "трудно" - вижу по дочери ,но и учить её раньше времени уже не хочу. Может я и не права.
P.S. а мальчик этот вырос уже? если да ,то кем стал? что открыл или изобрёл?В школе понятно ,а как в жизни он эти знания применял? наверное талант у него всё же есть...
13.05.2011 09:55:14
marmeladka, ему сейчас 9 лет, умненький мальчик:-) У него родители большие Умницы. Согласна с тобой. А что вы скажете на счёт шахмат? Это из серии "трудно", но в саду есть дети, которые играют;-)
13.05.2011 10:14:36
nkarpova0, Молодцы детки! шахматы люблю. Дочь смотрит. как мы в шахматы иногда играем и тоже уже кое-что знает (названия фигур. как фигуры ходят .умное слово "лякиловка" - ракировка) но намеренно я её не учу. Скажет:"научите играть" - научим!:-)
13.05.2011 10:36:27
marmeladka, у нас папа Вике предложил научиться в шахматы играть, она очень заинтересовалась, периодически играют-учатся. А я от шахмат далека совсем
12.05.2011 14:37:38
Книгу честно говоря не читала, но много о ней слышала и честно говоря все больше и больше убеждаюсь в своей тз, что каждая из нас основываясь на своем личном опыте воспитания своего ребенка вполне способна написать подобную книгу, где собрать все, что знает из книг и из личного опыта.
12.05.2011 15:03:20
Lisionock, хорошая идея!!!
12.05.2011 19:12:50
Lisionock, :-) Многие так делают, но не все книжки хочется читать, эта читается легко
13.05.2011 03:05:03
nkarpova0, охотно верю и обязательно прочту)))
14.05.2011 14:13:28
Век живи - век учись! Спасибо! Порой думаешь о том, как мало времени нам дано...
04.12.2011 00:14:26
15.09.2012 13:58:41
Я книгу не читала, но  заинтересовалась. Конечно, мы много знаний приобретаем во время воспитания наших деток. Но кое-что хотелось бы знать "заранее", чтобы не было потом поздно. Кое-что из этой методики определенно можно подчерпнуть для себя!!!:-)
15.09.2012 23:14:31
Lenuly, :-)
11.11.2015 21:08:43
А где купить эту книгу?
12.11.2015 20:18:39
sharonova.nelli , сейчас эту книгу можно найти в электронном виде в открытом доступе. или купить в любом интернет-магазине
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос