Вряд ли найдётся родитель, который бы никогда не слышал о кубиках Зайцева. Секрет их популярности очень прост — автор, Зайцев Николай Александрович, и распространители методики обещают, что занимающийся по ней ребёнок овладеет чтением за очень короткое время. При этом материал, с которым работает ребёнок в процессе обучения, прост и знаком всем нам с детства — это кубики. Поэтому не удивительно, что вопрос о том, стоит ли приобрести кубики Зайцева и вообще пользоваться этой методикой обучения, всё чаще возникает у современных родителей. В этой статье мы вкратце познакомимся с методикой Зайцева и аргументами «за» и «против» использования такого подхода.
На фото: автор методики Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга
Первые кубики, разработанные Николаем Зайцевым, были выпущены в 1989 году. За ними последовали пособия для быстрого овладения счётом, русским языком и чистописанием, а также пособия для изучения иностранных языков: «Стосчёт», «Русский для всех», «Пишу красиво», «Грамматика английского языка» и «Техника чтения на английском языке».
Быстрому распространению методики Зайцева и его кубиков послужила работа команды Зайцева по популяризации метода: проводилось обучение всех желающих как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны. Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ.
Стоит отметить, что Зайцевым были созданы методики по обучению чтению и грамматике на украинском, казахском, белорусском, а также татарском, армянском и французском языках.
Несомненно, методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем, ведь уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью как среди родителей, так и педагогов дошкольных учреждений.
В чём же её секрет?
Итак, в основе методики обучения детей чтению по кубикам Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. Этим принципом руководствовался ещё Л. Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне.
Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твёрдым знаком (ме-дь).
На каждой грани кубика написан один из складов, причём каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова: бу-сы, гу-си.
Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребёнок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т. д.) и слышит произносимые слова — тоже складами.
Принципы обучения по методике Зайцева
🟥 От общего к частному и от частного к общему.
🟥 От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
🟥 Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия.
🟥 Системная подача материала.
🟥 Алгоритмизация учебных действий.
🟥 Учёт физиологии восприятия детей.
🟥 Охрана здоровья детей.
Давайте более подробно остановимся на каждом пункте принципов обучения детей по методике Зайцева.
Итак, складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего к частному». Работа ребёнка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому». Сначала ребёнок просто рассматривает кубики, играет с ними – здесь проявляется конкретно-образный способ мышления.
Далее взрослый знакомит ребёнка со звучанием разноцветных складов, изображённых на кубиках (склады лучше не проговаривать, а пропевать вместе с крохой), потом показывает, что из этих кубиков можно складывать слова. И так ребёнок овладевает чтением и созданием слов — здесь работает наглядно-действенный способ мышления.
На последнем этапе чтение становится беглым, а мышление ребёнка переходит на новый этап — становится словесно-логическим.
Примером наглядности и систематизации изучаемого материала в методике Зайцева служат таблицы-тренажёры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью ребёнок осмысляет, закрепляет и повторяет пройденный материал. Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении, в процессе обучения чтению дети много поют, что является наглядной демонстрацией принципа «учёт физиологии восприятия детей».
Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путём исключения монотонности из учебного процесса. Дети не занимаются всё время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.
В результате, через 15–20 часов занятий с кубиками Зайцева дети четырёх-пяти лет начинают читать, овладевают арифметическими операциями в пределах ста. Далее эти навыки укрепляются в совместной работе педагога и ребёнка. Как заверяет автор методики Н. А. Зайцев, дети к шести-семи годам, занимаясь с кубиками два раза в неделю, способны овладеть содержанием учебных программ для второго, третьего, четвёртого классов. Методика Н. А. Зайцева позволяет в короткий срок изучить грамматику русского языка, математику и английский язык.
Недостатки методики
Наверное ни одна методика по обучению детей не может быть совершенной, и кубики Зайцева не являются исключением. В чём заключаются её недостатки и насколько они серьёзны?
🟥 Итак, первый недостаток — возможные трудности при усвоении ребёнком некоторых важных тем школьной программы по русскому языку. Это связано с тем, что методика Зайцева отличается от методики преподавания чтения и письма в школе.
🟥 Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады. А между тем склады и слоги слова далеко не всегда совпадают. Например, такие слова, как «тигр» или «сом», соответственно, делятся на склады «ти-г-р» и «со-м», но при этом каждое это слово состоит из единственного слога. Следовательно, есть большая вероятность, что ребёнок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.
🟥 Имея дело сразу со складами, а не с отдельными буквами, ребёнок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв «ли» или «лы», ему не пришлось в своё время преодолеть трудности «склеивания» согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный «л» в варианте «ли» звучит мягко, а в сочетании «лы» — твёрдо. Это осталось для ребёнка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.
🟥 По той же самой причине ребёнку трудно преодолеть в своём сознании неделимость склада — у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах. Действительно, например, в слове «везу» в изначально привычном для ребёнка делении слова на склады будет деление на «ве» и «зу». Для такого ребёнка может оказаться весьма проблематично «оторвать» букву «з» от склада «зу» и увидеть корень этого слова — «вез».
🟥 Также частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева.
К недостаткам кубиков Зайцева можно отнести их относительную дороговизну и трудоёмкость методики.
Некоторые родители, купившие кубики Зайцева, с удивлением обнаруживают, что купили заготовки, а не сами кубики. Следовательно, им ещё придётся склеить кубики, а значит потратить и время, и силы. Также не надо забывать, что сами кубики Зайцева картонные, поэтому не стоит рассчитывать, что они прослужат долго. Впрочем сейчас на прилавках магазинов всё чаще можно встретить уже собранные кубики Зайцева, а не заготовки к ним.
Итак, купить ли своему малышу комплект кубиков Зайцева и начать ли работать по его оригинальной методике, решать вам.
Автор: Голубова Ульяна
Вы написали про обучение чтению по кубикам Зайцева, но при этом вы сами не практикуете это обучение, потому что человек, который занимается с детьми по кубикам ЗАЙЦЕВА (я занимаюсь более 20 лет!), все недостатки, которые вы указали, развеет в пух и прах, потому что их нет!
Теперь по порядку:
1) Вы пишите, что "Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады" и, мол, поэтому не сможет разделить слово на слоги... Но в кубиках Зайцева есть чёткое деление на гласные и согласные. Золотые кубики: большой У-О-А-Э-Ы-Большая клубничка (картинка), потому что рот большой при произношении, и ещё кубик маленький ю-ё-я-е-и-маленькая земляника (картинка), потому что рот маленький при произношении! Когда дети уже научатся писать кубиками, а значит и читать, то мы обязательно говорим детям про деление слов на слоги для переноса при письме, мы даже прописываем слова с переносом, когда кубиками пишем предложения (заметьте, со знаками препинания!) и слово приходится перенести на другую строчку (полочку)!
Проблем с делением на слоги никаких нет!
2) Далее Вы пишите, что "ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв "ли" или "лы"... согласный "л" в варианте "ли"звучит мягко, а в сочетании "лы" - твердо".
И это неверно...
Кубики есть маленькие лю-лё-ля-ле-ли-ль, потому что при произношении рот маленький (обязательно говорим детям, что маленькие кубики называют мягкими, это с лёгкостью понимают не только школьники), и большие ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л, потому что при произношении рот большой, а позже скажем детям, что из называют твёрдыми в противоположность мягким!
Я, например, при занятиях с отстающими школьниками, обязательно использую кубики Зайцева, и дети начинают правильно делать фонетический разбор слов!
3) Далее Вы пишите, что "у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах..., например, в слове "везу"... может оказаться весьма проблематично... увидеть корень этого слова - "вез".
Но никаких проблем на этот счёт не возникает, так как мы пишем-составляем кубиками и изменяем слова по лицам, числам и падежам, наглядно видя, что есть часть слова, которая не меняется, и говорим, конечно, детям, что называется эта часть корнем слова! Кроме того знакомим и с приставками, просто приставляя к готовому написанному кубиками слову любые приставки, и с суффиксам знакомим! А на второй год обучения вообще подключаем таблицы Зайцева "Русский язык для всех" и по ним уже такие тонкости русского языка разбираем, что и не все взрослые знают, не говоря уж о школьниках...
4) И ещё Вы пишите, что "частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов."
Но подобные ошибки вообще невозможны, потому что мы (люди, работающие по методикам Зайцева) добиваемся от каждого ребёнка четкого произношения при пропевании таблиц и озвучивании кубиков! Все логопедические недочёты исчезают у детей без нудных логопедических занятий! Просто для того, чтобы правильно составить слово из кубиков нужно правильно и чётко произнести слово по складам, чтобы услышать и найти нужный кубик!
Например, ми-Ш-КА или ми-С-ка, различаются двумя кубиками, произнесёшь правильно, значит и напишешь правильно!
Кубики Зайцева - это отличная альтернатива логопедическим занятиям: проверено на большом количестве детей, в группу приводили специально детей с большими логопедическими проблемами, с которыми отказывались логопеды заниматься, потому что ребенок не выговаривает больше половины звуков, через 3-4 месяца проблемы уходят!
Пишите о дороговизне кубиков, но это же АВТОМАТИЧЕСКАЯ методика, а интеллектуальная собственность стоит дорого!
Ещё написали о недолговечности кубиков, но и это неправда! Кубики действительно из картона, с вкладышами из толстенького картона, им совершенно ничего не делается, если, конечно, из не мочить водой, не рассасывать углы, кубиками, которые я покупала за 100 рублей более 20 лет назад, можно пользоваться и сейчас, кстати я их сама собирала из готовых разверток, правда сверху скотчем обклеивала, так как занималась в группах детского сада, 6 групп, начиная с ясельной группы, это вам не 10 детей, и тем более не один.