

Что такое склад:
➡ слияние согласной с гласной, иначе говоря, «слог слияния», например: МА, ПА, РИ, ЩУ, ЖИ;
➡ отдельно гласная в качестве слога: А-ня, О-сы, Я-ма;
➡ отдельно согласная (в закрытом слоге): коТ-лета, паро-хоД;
➡ согласная с твёрдым или мягким знаком: РЬ, БЪ, МЬ.
Когда говорим ребёнку «Читай по слогам», то как-то забываем: русский слог может содержать от одной до десяти букв. Вот примеры этому: 1) а, у; 2) он, вы; 3) рак, сад, кто; 4) аист, гриб, сплю; 5) празд-ник, встре-ча; 6) власть, Кремль, взгляд; 7) всплеск и т. д.
До сих пор продолжаются споры о том, как делить слова, как их переносить на письме: ЛО-ЖКА или ЛОЖ-КА, КА-СТРЮЛЯ, КАС-ТРЮЛЯ или КАСТ-РЮЛЯ? Границу между слогами определить довольно сложно, а вот между складами легко: ЛО-Ж-КА; КА-С-Т-РЮ-ЛЯ. И всем становится понятно, что переносить можно в любом месте «стыковки» складов.
Эффективно использовать склад в обучении ребёнка чтению помогут ДВА основных «фактора» — слагаемых успеха системы Н. А. Зайцева:
1 Специальная система из 236 складов.
2 Специальный инструментарий — комплекс учебных материалов, называемый для краткости «Кубики Зайцева».
Специальная система из 236 складов
В методике Н. А Зайцева все существующие в русском языке 236 складов выведены в определённой системе (чего нельзя сделать со слогами):
➡ склады, произносимые с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отведён назад и вниз), типа МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М;
➡ склады, произносимые с маленьким объёмом резонатора (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и почти вверх), типа МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ.
Такая система подачи складов не случайна. Николай Александрович учитывает то, что в русской речи присутствуют два тона: низкий и высокий. Чем твёрже (с большим объёмом резонатора) научится произносить ребёнок твёрдые звуки и чем мягче (с меньшим объёмом резонатора) — мягкие, тем чётче будет его артикуляция, а значит, отчётливой и понятной станет речь.
«Отработать» произнесение гласных звуков малышу помогут «образные» подсказки в виде клубнички и землянички, нарисованные на гранях кубиков с гласными буквами. Представляя у себя во рту на язычке то большую ягодку, то маленькую, ребёнок старается открыть ротик так, как требуется для произнесения звука. Чем больше малыш исполняет «песенки» с гласными и согласными звуками, тем интенсивнее происходит тренировка артикуляционного аппарата.

Комплекс учебных материалов «Кубики Зайцева»
Склады помещены на грани кубиков двенадцати видов и в настенные таблицы двух видов. В «Таблице № 1» склады соотнесены по звонкости-глухости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / П-ПА-ПО-ПУ-ПЭ), а в «Таблице № 2» — по твёрдости-мягкости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БЕ).
Благодаря кубикам и таблицам ребёнок видит склады мобильно, как бы с разных сторон, что предельно облегчает ему их запоминание, узнавание и воспроизведение.
Таблицы и кубики со складами в системе Н. А. Зайцева дополнены другими пособиями автора, которые все вместе составляют игровой (учебный) комплекс «Кубики Зайцева». Такой комплекс позволяет научить ребёнка плавному слоговому чтению, минуя этап отрывистого слогового чтения, и значительно сокращает время овладения чтением целыми словами.
Малыши двух-трёх лет овладевают навыками чтения и письма по «Кубикам Зайцева» в различных видах деятельности в среднем через восемь-девять месяцев домашних занятий (при условии проведения занятий 3–4 раза в день по 5–10 минут), а то и раньше.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа:
Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребёнка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребёнок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.
Результат: у ребёнка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребёнок всё более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.
Результат: ребёнок полностью овладевает навыком складового чтения.
Автор статьи: Мальцева Ирина Владимировна.