Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Третий «секрет» методики Зайцева: освоение четырёх видов деятельности. Классификация

Классификация представляет собой распределение кубиков на отдельные группы. По убеждению Н. А. Зайцева, сортировку кубиков на те или иные группы в состоянии делать даже двухлетний ребёнок.
Третий «секрет» методики Зайцева:  освоение четырёх видов деятельности. Классификация

Основные виды деятельности ребёнка с «Кубиками Зайцева»:

1 Классификация кубиков.

2 Озвучивание кубиков и таблиц.

3 Поиск.

4 Письмо и чтение слов.

Список дан в логической последовательности.

ЭТО ВАЖНО! Для малышей до трёх лет эти виды деятельности следует последовательно чередовать в разных занятиях (одно занятие — один вид деятельности). Для детей старше трёх лет полезно чередовать все виды деятельности (или их большинство) в течение одного занятия.

В этой статье будет дана характеристика первого вида деятельности.

Классификация кубиков

Классификация — распределение кубиков на отдельные группы. По убеждению Н. А. Зайцева, сортировку кубиков на те или иные группы в состоянии делать даже двухлетний ребёнок.

Возможные варианты группировки кубиков:

1 По размеру. Пример: «Посмотри, вот большой кубик, а вот маленький кубик. Покажи большой кубик, покажи маленький. Теперь принеси ещё один большой кубик. Мы будем складывать большие кубики вот сюда…».

2 По цвету. Пример: «Посмотри, вот серый кубик, вот коричневый, а это — жёлтый. Покажи серый кубик, покажи коричневый, покажи жёлтый. Теперь принеси ещё один серый кубик. Мы будем складывать серые кубики вместе…».

3 По цвету и звучанию. Пример: «Покажи серый кубик, коричневый, жёлтый. Все кубики звучат по-разному. Давай потрясем каждый кубик. Этот серый кубик звенит звонко. Такой кубик называется «железным». Этот коричневый кубик звенит глухо. Он называется «деревянный». А этот жёлтый кубик звучит очень-очень нежно. Он называется «золотой». Покажи железный  или серый кубик, деревянный или коричневый кубик, золотой или жёлтый кубик. Теперь принеси ещё один железный кубик…».

4 По размеру, цвету и звучанию. Пример: «У меня в руках два кубика. Покажи среди этих кубиков большой кубик, маленький кубик. Какого они цвета? Какой звук у этих двух серых кубиков? Положи большой железный кубик в одну сторону (направо), в маленький железный кубик — в другую сторону (налево). Теперь принеси ещё один большой железный кубик…».

5 По гласным буквам. Пример: «У меня в руках два кубика. Какой это кубик? (золотой). А это? (большой железный). Смотри, на золотом кубике буква «А» (грань с буквой «А» на золотом кубике повернута к ребёнку). Покажи «А». Скажи: «А». На большом железном кубике тоже есть буква «А». Найди её и покажи…».

6 По согласным буквам. Пример: «У меня в руках два железных кубика. Какой по размеру этот кубик? (большой). А этот? (маленький). Смотри, на большом железном кубике я покажу тебе букву «Б» (грань с буквой «Б» повернута к ребёнку). Покажи «Б». Скажи: «Б». На каждой стороне большого железного кубика есть буква «Б». Где «Б»? На каждой стороне маленького железного кубика тоже есть буква «Б». Где «Б?».

Вводить в упражнения двойные кубики лучше после того, как ребёнок усвоит классификацию по размеру больших и маленьких одиночных кубиков.

В упражнениях на классификацию по буквам название буквы произносится как твёрдый звук (в данном случае — «б»). Когда ребёнок перейдёт к упражнениям по озвучиванию складов на кубиках, он будет произносить звуки, обозначаемые одной и той же буквой, по-разному: на большом кубике твёрдо, а на маленьком — мягко.

Кубики Зайцева

Основные этапы освоения классификации

1 Выбор кубика из числа других кубиков:

☀ Выбираем нужный кубик из двух-трёх, а потом из пяти-шести других кубиков.

☀ Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.

2 Сотрудничество со взрослым:

☀ Ребёнок действует вместе со взрослым.

☀ Ребёнок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

3 Основные варианты деления больших групп кубиков:

☀ Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и жёлтые (золотые) кубики.

☀ Из трех кучек – шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все жёлтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.

Автор: Мальцева Ирина Владимировна

4306
Комментарии (12)
Баранова Светлана
22 января 2013
Сейчас часто можно встретить негативные отзывы, предостережения различных педагогов, логопедов по  поводу мнимых опасностей, подстерегающих «зайцевских» детей в школе. Уважаемая Ирина Владимировна, спасибо вам огромное за "реабилитацию" системы Зайцева в глазах родителей. Я с большой симпатией отношусь к этой авторской технологии и убеждена, что она выдержит испытание временем.
ответить
Zolushka
21 мая 2011
огромное спасибо за вашу заботу о наших малышах!
ответить
Каменева Катя
01 ноября 2009
Побывала на сайте мякишей! А у нас есть такие мягкие кубики, только я даже не знала, что их делает фирма "Мякиши" и что это как-то взаимосвязано!
ответить
Нина
26 октября 2009
Ирина Владимировна! Очень интересно вы пишите. И как я поняла - все любите расскладывать по полочкам. Мне например, было бы интересно прочитать о самой системе Никитиных - уж больно много слухов ходит вокруг этой семьи: то ли их дети недовольны как их воспитывали , то ли наоборот - пошли по стопам своих родителей и т.д. Домана - я как-то не очень люблю. Что это за обучение, когда ребенок только смотрит и запоминает??? Какой-то он пассивный ученик??? И это в год! Когда малышу надо бегать и прыгать!! Ну и конечно - самая любимая всеми М.Монтессори - тоже хотелось бы о ней узнать!
ответить
metodist
26 октября 2009
Отвечаю на ваш вопрос о методиках. Их довольно много. Вопрос в том, какой уровень мы собираемся здесь рассматривать. Пока – только самый высокий.  Это: методики Домана (будет к ней интерес – обязательно рассмотрим в Навигаторе, конечно же!) , Монтессори, Зайцева. Это не методики вовсе, а авторские технологии - системы, основанные на последовательных действиях. На их базе «цветут» другие авторские методики, менее или более известные.  Чтобы оценить последние, нужно начать «танец» от самой большой «печки»... Мы его начали. Конечно, сами «тяжеловесы» тоже базируются на плечах своих предшественников. Так, система Монтессори вобрала опыт Фребеля, Сегена и послужила отправной точкой к «рождению» игр Никитина, технологии письма Потаповой (начальная школа). Методика Зайцева лежит на плечах РКИ – курса русского языка как иностранного. Она, в свою очередь, дает возможность и педагогам, и логопедам, и кооррекционщикам разрабатывать свои пути в работе с самыми разными детишками. А это еще целый спектр новых методик, приемов, техник.        
Помимо известнейших трех технологий есть по меньшей мере еще одна технология того же уровня – альтернативная традиционным технологиям обучения. Более того, технология радикальная (отказ от традиционных «ценностей» педагогического процесса). Это вальдорфская педагогика Р.Штейнера. Она рассматривает ребенка как существо духовное, как божественное начало.
ответить
Почитать ещё