Основные виды деятельности ребёнка с «Кубиками Зайцева»:
1 Классификация кубиков.
2 Озвучивание кубиков и таблиц.
3 Поиск.
4 Письмо и чтение слов.
Список дан в логической последовательности.
ЭТО ВАЖНО! Для малышей до трёх лет эти виды деятельности следует последовательно чередовать в разных занятиях (одно занятие — один вид деятельности). Для детей старше трёх лет полезно чередовать все виды деятельности (или их большинство) в течение одного занятия.
В этой статье будет дана характеристика первого вида деятельности.
Классификация кубиков
Классификация — распределение кубиков на отдельные группы. По убеждению Н. А. Зайцева, сортировку кубиков на те или иные группы в состоянии делать даже двухлетний ребёнок.
Возможные варианты группировки кубиков:
1 По размеру. Пример: «Посмотри, вот большой кубик, а вот маленький кубик. Покажи большой кубик, покажи маленький. Теперь принеси ещё один большой кубик. Мы будем складывать большие кубики вот сюда…».
2 По цвету. Пример: «Посмотри, вот серый кубик, вот коричневый, а это — жёлтый. Покажи серый кубик, покажи коричневый, покажи жёлтый. Теперь принеси ещё один серый кубик. Мы будем складывать серые кубики вместе…».
3 По цвету и звучанию. Пример: «Покажи серый кубик, коричневый, жёлтый. Все кубики звучат по-разному. Давай потрясем каждый кубик. Этот серый кубик звенит звонко. Такой кубик называется «железным». Этот коричневый кубик звенит глухо. Он называется «деревянный». А этот жёлтый кубик звучит очень-очень нежно. Он называется «золотой». Покажи железный или серый кубик, деревянный или коричневый кубик, золотой или жёлтый кубик. Теперь принеси ещё один железный кубик…».
4 По размеру, цвету и звучанию. Пример: «У меня в руках два кубика. Покажи среди этих кубиков большой кубик, маленький кубик. Какого они цвета? Какой звук у этих двух серых кубиков? Положи большой железный кубик в одну сторону (направо), в маленький железный кубик — в другую сторону (налево). Теперь принеси ещё один большой железный кубик…».
5 По гласным буквам. Пример: «У меня в руках два кубика. Какой это кубик? (золотой). А это? (большой железный). Смотри, на золотом кубике буква «А» (грань с буквой «А» на золотом кубике повернута к ребёнку). Покажи «А». Скажи: «А». На большом железном кубике тоже есть буква «А». Найди её и покажи…».
6 По согласным буквам. Пример: «У меня в руках два железных кубика. Какой по размеру этот кубик? (большой). А этот? (маленький). Смотри, на большом железном кубике я покажу тебе букву «Б» (грань с буквой «Б» повернута к ребёнку). Покажи «Б». Скажи: «Б». На каждой стороне большого железного кубика есть буква «Б». Где «Б»? На каждой стороне маленького железного кубика тоже есть буква «Б». Где «Б?».
Вводить в упражнения двойные кубики лучше после того, как ребёнок усвоит классификацию по размеру больших и маленьких одиночных кубиков.
В упражнениях на классификацию по буквам название буквы произносится как твёрдый звук (в данном случае — «б»). Когда ребёнок перейдёт к упражнениям по озвучиванию складов на кубиках, он будет произносить звуки, обозначаемые одной и той же буквой, по-разному: на большом кубике твёрдо, а на маленьком — мягко.
Основные этапы освоения классификации
1 Выбор кубика из числа других кубиков:
☀ Выбираем нужный кубик из двух-трёх, а потом из пяти-шести других кубиков.
☀ Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.
2 Сотрудничество со взрослым:
☀ Ребёнок действует вместе со взрослым.
☀ Ребёнок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
3 Основные варианты деления больших групп кубиков:
☀ Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и жёлтые (золотые) кубики.
☀ Из трех кучек – шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все жёлтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.
Автор: Мальцева Ирина Владимировна