NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

Третий «секрет» методики Зайцева: освоение четырех видов деятельности (Классификация)

Основные виды деятельности ребенка с «Кубиками Зайцева» – это:

  1. Классификация кубиков.
  2. Озвучивание кубиков и таблиц.
  3. Поиск.
  4. Письмо и чтение слов.

(Список дан в логической последовательности.)


ЭТО ВАЖНО! Для малышей до трех лет эти виды деятельности следует последовательно чередовать в разных занятиях (одно занятие – один вид деятельности). Для детей старше трех лет полезно чередовать все виды деятельности (или их большинство) в течение одного занятия.

В этой статье будет дана характеристика первого вида деятельности.


КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация - это распределение кубиков на отдельные группы. По убеждению Н. А. Зайцева, сортировку кубиков на те или иные группы в состоянии делать даже двухлетний ребенок.

Вот возможные варианты группировки кубиков:

  1. По размеру
  2. По цвету
  3. По цвету и звучанию
  4. По размеру, цвету и звучанию
  5. По гласным буквам
  6. По согласным буквам.

 

1. Классификация по размеру. Пример: «Посмотри, вот большой кубик, а вот маленький кубик. Покажи большой кубик, покажи маленький. Теперь принеси еще один большой кубик. Мы будем складывать большие кубики вот сюда…».
ЭТО ВАЖНО! Вводить в упражнения двойные кубики лучше после того, как ребенок усвоит классификацию по размеру больших и маленьких одиночных кубиков.

 

2. Классификация по цвету. Пример: «Посмотри, вот серый кубик, вот коричневый, а это - желтый. Покажи серый кубик, покажи коричневый, покажи желтый. Теперь принеси еще один серый кубик. Мы будем складывать серые кубики вместе…».

 

3. Классификация по цвету и звучанию. Пример: «Покажи серый кубик, коричневый, желтый. Все кубики звучат по-разному. Давай потрясем каждый кубик. Этот серый кубик звенит звонко. Такой кубик называется «железным». Этот коричневый кубик звенит глухо. Он называется «деревянный». А этот желтый кубик звучит очень-очень нежно. Он называется «золотой». Покажи железный  или серый кубик, деревянный или коричневый кубик, золотой или желтый кубик. Теперь принеси еще один железный кубик…».

 

4. Классификация по размеру, цвету и звучанию. Пример: «У меня в руках два кубика. Покажи среди этих кубиков большой кубик, маленький кубик. Какого они цвета? Какой звук у этих двух серых кубиков? Положи большой железный кубик в одну сторону (направо), в маленький железный кубик — в другую сторону (налево). Теперь принеси еще один большой железный кубик…».

 

5. Классификация по гласным буквам. Пример: «У меня в руках два кубика. Какой это кубик? (золотой). А это? (большой железный). Смотри, на золотом кубике буква «А» (грань с буквой «А» на золотом кубике повернута к ребенку). Покажи «А». Скажи: «А». На большом железном кубике тоже есть буква «А». Найди ее и покажи…».

 

6. Классификация по согласным буквам. Пример: «У меня в руках два железных кубика. Какой по размеру этот кубик? (большой). А этот? (маленький). Смотри, на большом железном кубике я покажу тебе букву «Б» (грань с буквой «Б» повернута к ребенку). Покажи «Б». Скажи: «Б». На каждой стороне большого железного кубика есть буква «Б». Где «Б»? На каждой стороне маленького железного кубика тоже есть буква «Б». Где «Б?».

ЭТО ВАЖНО! В упражнениях на классификацию по буквам название буквы произносится как твердый звук (в данном случае — «б»). Когда ребенок перейдет к упражнениям по озвучиванию складов на кубиках, он будет произносить звуки, обозначаемые одной и той же буквой, по-разному: на большом кубике твердо, а на маленьком — мягко.

 

Основные этапы освоения классификации
1. Выбор кубика из числа других кубиков.
•    Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.
•    Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.
2. Сотрудничество со взрослым.
•    Ребенок действует вместе со взрослым.
•    Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
3. Основные варианты деления больших групп кубиков.
•    Из двух кучек – шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.
•    Из трех кучек – шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими – маленькие двойные.

Автор: Мальцева Ирина Владимировна
 

Комментарии 12

Отзывы 12

13.10.2009 13:28:02
Уважаемая Ирина Владимировна! Огромное Вам спасибо за Ваши ответы на мой вопрос. Практически ни на одном сайте нет такой возможности иметь обратную связь с педагогами, как на вашем. Очень удобно! С удовольствием буду ждать Ваши другие статьи!
19.10.2009 17:29:51
Дорогая veronika, спасибо за Ваши слова! Мы все действительно очень стараемся. А я, прочитав Ваши обращения, решила теперь выходить на связь почаще и буду это делать не реже двух раз в неделю. Еще раз спасибо за добрые слова и от меня, и от коллег!
22.10.2009 12:35:06
metodist, скаажите, а вы сами где-то преподаете занятия по кубикам Зайцева? Я так поняла, что вы будете знакомить читателей и с другими методиками (Домана и др.). Вы сами по ним работали? Какая методика самая лучшая?
23.10.2009 00:58:23
Уважаемая tapui, я уже преподаю преподавателям - педагогам, которые осваивают новые (в том числе и хорошо забытые старые) методики, провожу семинары, помогаю в проведении занятий, их организации, поддерживаю процесс новыми разработками. В своей книге "Ранне развитие. Лучшие методики и игры" (издательство "Азбука") я подробно рассматриваю три методики: Домана, Зайцева и Монтессори. Не смела бы браться за эту тему, если бы у меня не было большого практического опыта. Продолжаю его приобретать, консультируя деток и родителей. Я - семейный психолог. А еще - я консультант известной отечественной фирмы-производителя мягких развивающих игрушек "Мякиши". Зайдите к ним на сайт WWW.MYAKISHI (мамочек-форумчан с "Мякишей" я пригласила почитать о методике Зайцева на нашем портале). Портал очень понравился. О методике Домана Вы прочтете у Мякишей, где ведется даже Дневник мамы  - домашний репортаж о первых днях занятий по методике. Это значит, что здесь я тему "Доман" освещать не буду. А вот систему Монтессори мы обязательно рассмотрим в Педагогическом навигаторе. Вы, в свою очередь, можете предложить и свою тему. В будущем я планирую представлять нашим читателям несколько тем  для выбора "темы месяца". Так что, заказывайте!
23.10.2009 00:59:28
Добавляю к сказанному: еще мы подумаем о проведении семинаров встреч с вами. По Зайцеву это могут быть семинары двух уровней: для тех, кто методику хочет освоить, и для тех, кто захочет узнать, что с этим делать дальше.
А вот в отношении того, какая методика самая лучшая, Вам никто не скажет. А кто скажет - слукавит. Лучшая для кого? Для Анечки или для Ванечки? Ведь каждый молодец на свой образец. Во главе "педагогического" угла стоит человечек, и только он.
Однако есть одно общее, очень позитивное, что объединяет методики раннего развития. Почитайте об этом на форуме "Мякишей" (рубрика Видеокомпьютерная диагностика. Подрубрика "Результаты тестирования детей"), а потом мы вернемся к этой теме!
23.10.2009 20:54:18
metodist, а как будут проводиться семинары с нами? На сайте? На "Мякиши" постараюсь зайти в ближайшее время, спасибо. Хотя удобнее читать все на одном сайте. Почему нельзя осветить и на данном сайте методику Домана? Мне очень нравится этот сайт и в частности ваши статьи о методиках. И  еще, чтобы знать, какую тему предложить, хотелось бы знать, ЧТО можно предложить. Я например слышала только о Домане, Монтессори (кстати на вашем сайте уже появилась об этом статья), о Никитине (тоже прочитала на сайте),  А какие еще методики существуют?
26.10.2009 15:19:47
Здравствуйте, tapui. Очень  рада Вашему интересу в теме раннего развития! На эту тему работают сейчас многие. Это научные школы, образовательные учреждения, издатели и производители игрушек. Каждый, кто искренне заинтересован в этом серьезном и важном деле, старается вести просветительскую работу с родителями и педагогами. Сайты о раннем развитии могут быть разные. Свести все к одному вряд ли возможно. Да и не нужно. Везде своя специфика, свое видение подачи материала. И это очень хорошо. Важно, чтобы формировалось единое образовательное пространство, а разные материалы дополняли бы в чем-то друг друга. Я уже очень давно веду форум «Мякишей»,и рада тому, что могу сотрудничать с новым интересным и очень содержательным порталом. Так что пишите, задавайте вопросы, будем общаться! А Ваше последнее письмо натолкнуло меня на одну идею: анонсировать-заявлять сразу несколько тем (две-три) для того, чтобы можно было проголосовать за них. Тема-победитель, вызвавшая наибольший интерес, становится «темой месяца». Завтра буду обсуждать этот вариант с редактором сайта. Если технические вещи будут учтены, то, думаю, такое голосование мы организуем. Еще раз спасибо за внимание к статьям и к организации работы на нашем портале!
26.10.2009 15:27:13
Отвечаю на ваш вопрос о методиках. Их довольно много. Вопрос в том, какой уровень мы собираемся здесь рассматривать. Пока – только самый высокий.  Это: методики Домана (будет к ней интерес – обязательно рассмотрим в Навигаторе, конечно же!) , Монтессори, Зайцева. Это не методики вовсе, а авторские технологии - системы, основанные на последовательных действиях. На их базе «цветут» другие авторские методики, менее или более известные.  Чтобы оценить последние, нужно начать «танец» от самой большой «печки»... Мы его начали. Конечно, сами «тяжеловесы» тоже базируются на плечах своих предшественников. Так, система Монтессори вобрала опыт Фребеля, Сегена и послужила отправной точкой к «рождению» игр Никитина, технологии письма Потаповой (начальная школа). Методика Зайцева лежит на плечах РКИ – курса русского языка как иностранного. Она, в свою очередь, дает возможность и педагогам, и логопедам, и кооррекционщикам разрабатывать свои пути в работе с самыми разными детишками. А это еще целый спектр новых методик, приемов, техник.        
Помимо известнейших трех технологий есть по меньшей мере еще одна технология того же уровня – альтернативная традиционным технологиям обучения. Более того, технология радикальная (отказ от традиционных «ценностей» педагогического процесса). Это вальдорфская педагогика Р.Штейнера. Она рассматривает ребенка как существо духовное, как божественное начало.
26.10.2009 18:05:55
Ирина Владимировна! Очень интересно вы пишите. И как я поняла - все любите расскладывать по полочкам. Мне например, было бы интересно прочитать о самой системе Никитиных - уж больно много слухов ходит вокруг этой семьи: то ли их дети недовольны как их воспитывали , то ли наоборот - пошли по стопам своих родителей и т.д. Домана - я как-то не очень люблю. Что это за обучение, когда ребенок только смотрит и запоминает??? Какой-то он пассивный ученик??? И это в год! Когда малышу надо бегать и прыгать!! Ну и конечно - самая любимая всеми М.Монтессори - тоже хотелось бы о ней узнать!
01.11.2009 19:53:59
Побывала на сайте мякишей! А у нас есть такие мягкие кубики, только я даже не знала, что их делает фирма "Мякиши" и что это как-то взаимосвязано!
21.05.2011 16:34:51
огромное спасибо за вашу заботу о наших малышах!
22.01.2013 21:29:48
Сейчас часто можно встретить негативные отзывы, предостережения различных педагогов, логопедов по  поводу мнимых опасностей, подстерегающих «зайцевских» детей в школе. Уважаемая Ирина Владимировна, спасибо вам огромное за "реабилитацию" системы Зайцева в глазах родителей. Я с большой симпатией отношусь к этой авторской технологии и убеждена, что она выдержит испытание временем.
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос