Развивающие карточки: что они из себя представляют и чем полезны
Обучающие (или развивающие) карточки — наглядный материал для занятий с ребёнком. С его помощью удобно знакомить малыша с новыми образами и словами, цифрами и буквами. И, конечно же, с окружающим миром — животными и растениями, погодными явлениями и профессиями, видами транспорта и т. д. Тематика наборов может быть самой разной.
Для новорождённых предусмотрены специальные чёрно-белые карточки. Почему не цветные? Работа зрительного аппарата младенцев находится в режиме «пуско-наладки»: зрение далеко от идеального, чёткой картинки ещё нет, а большинство цветов — оттенки серого. Карточки с контрастными чёрно-белыми изображениями учат малыша фокусировать взгляд. И при том сохраняют роль активатора познавательных процессов.
Для чего нужны развивающие карточки:
👉 У новорождённых они тренируют зрительный аппарат (наборы с чёрно-белыми иллюстрациями для самых маленьких).
👉 Ежедневные занятия способствуют развитию мозга, для которого важна регулярная нагрузка: он растёт, учится обрабатывать массивы информации и запоминать её.
👉 В ненавязчивой игровой форме знакомят с окружающим миром, развивают мышление и фантазию.
👉 Ребёнок активирует, тренирует речь, увеличивает активный и пассивный словарный запас.
Как и сколько заниматься
Груднички
Занятия с обучающими чёрно-белыми карточками не займут много времени: они легко включаются в повседневную жизнь ребёнка. Карточки можно расставлять на пеленальном столике или прямо в кроватке, закреплять их на стене или на холодильнике (чтобы показывать, когда ребёнок находится на руках у взрослого), скреплять в гирлянду и подвешивать в местах, где малыш любит бодрствовать.
3 месяца–1,5 года
Примерно с трёх месяцев ребёнку можно показывать цветные изображения, описывая их сюжет. Например, если на карточке изображён заяц, то нужно указать на его лапки, хвост, уши, шерсть. Шаг за шагом малыш будет осваивать ассоциативное мышление. Яркие иллюстрации привлекут и удержат детское внимание.
1,5–3 года
К полутора годам большинство детей разговаривают не слишком уверенно, зато у них уже сформирован пассивный словарный запас: ребёнок понимает объект речи и может указать на него пальцем. Развивающие карточки помогут расширить активный и пассивный словарный запас.
Вариант занятия с карточками в этом возрасте:
🔹 Разложите 5–7 картинок перед ребёнком.
🔹 Попросите указать на зайчика, кота или уточку (любой другой персонаж из набора).
🔹 После каждого выполненного задания не забывайте хвалить и благодарить. Это мотивирует на новые победы и учит вежливости.
Если речь малыша ещё не слишком развита, не уговаривайте его назвать конкретное слово. Лучше стимулировать его к занятиям с карточками — со временем он сможет называть предметы, растения и животных. Запаситесь терпением.
Примерно к двум годам ребёнок готов к тому, чтобы осваивать группы. В этом случае работа с карточками будет сводиться к тому, чтобы научить малыша исключать лишние сюжеты. Например, дикое животное среди домашних, овощ среди фруктов, дерево среди цветов и т. д. В процессе такой игры дети учатся распознавать предметы, классифицировать их и объединять группы по обобщающим признакам.
3+ года
Маленькому непоседе сложно усидеть на месте, поэтому в занятиях приветствуется динамика. Добавить её в случае с обучающими карточками поможет игровой подход. Допускается и коллективная игра. Например, можно сыграть в съедобное/несъедобное. Разложите на полу карточки со «съедобными» картинками и «несъедобными» на некотором расстоянии друг от друга. Суть игры заключается в том, что ребёнок должен перепрыгивать к «съедобным» карточкам, сторонясь картинок с транспортом, деревьями, животными и т. п.
Общие принципы: на что ориентироваться в занятиях
1 Работайте с одним набором несколько дней, после чего замените текущие карточки новыми сюжетами.
2 При демонстрации карточки чётко и понятно произносите название предмета или животного, изображённого на ней.
3 С каждым показом карточки добавляйте больше деталей: это поможет удерживать внимание и интерес ребёнка.
4 Не стоит гнаться за количеством самых разных карточек: лучше ориентироваться на то, насколько ребёнку удаётся справляться с новой информацией, её запоминанием.
5 Успевайте завершить занятие до того, как ребёнок сам этого попросит. Ни в коем случае не принуждайте его к обучению. Сами тоже старайтесь не отвлекаться на посторонние дела в процессе занятия.
6 Каждый раз меняйте последовательность карточек. Также для удержания интереса можно готовить к занятиям небольшие детские стишки.
7 Не награждайте ученика за успехи сладостями, чтобы у него не возникла ассоциативная привязка «учёба = конфеты».
В фокусе — новые развивающие карточки от «МОЗАИКА kids»
В мае ассортимент издательства «МОЗАИКА kids» пополнился серией «Развивающие карточки». Наборы прекрасно подходят для развития речи, мышления и расширения словарного запаса:
🔹 Пять комплектов по 15 двухсторонних карточек (по 30 изображений в каждом наборе).
🔹 Самые актуальные и нужные темы для раннего развития: мамы и малыши, звукоподражания, животные, первые слова и развитие зрения.
🔹 Компактный формат (11,2х15 см) комфортен для детских ручек. Карточками удобно играть как дома, так и в дороге.
🔹 Плотный белый картон и скруглённые углы для комфорта юных пользователей.
🔹 Крупные и красочные изображения, которые привлекут внимание и удержат детский интерес.
В каждом наборе есть рекомендации для родителей, описание возрастных возможностей ребёнка, а также примеры и сценарии игр с карточками.
0+ и старше: пять наборов обучающих карточек для разных возрастов
«Мамы и малыши»
В набор входит 15 карточек: с одной стороны изображены взрослые животные, а с другой — малыши и фразы для звукоподражания. Занятия помогут малышу разобраться и запомнить, кто кому приходится мамой или детёнышем. Что интересно, изображения нанесены на карточки вперемешку (мамы и их малыши размещены на разных карточках), поэтому обучение превращается в занимательную игру.
Карточки сопровождают узнаваемые и добрые иллюстрации Любови Ерёминой, которой присущ милый и добродушный стиль рисования. Разглядывать их — одно удовольствие.
«Животные»
В этом наборе — обучающие карточки с дикими и домашними животными. Всего 30 изображений, по которым кроха сможет различать жителей сельских двориков и представителей естественной среды обитания, живущих в дикой природе.
«Первые слова»
Карточки познакомят юного эрудита с понятиями, предметами и объектами, которые встречаются в повседневной жизни. Это овощи и фрукты, транспорт, животные и игрушки. Пёстрые картинки притягивают взгляд, они — магнит для детского внимания и гарантия, что новая информация усвоится лучше.
«Звукоподражания»
Звукоподражание — начальный этап развития речевой функции. И в этом деле развивающие карточки приходятся очень кстати — речь активируется в игровой форме, через практику. Крупные и яркие изображения помогут ребёнку получить положительную мотивацию к обучению, а эмоциональный контакт со взрослым в момент разучивания звуков — провести время приятно и с пользой для развития. Кстати о картинках, в этом наборе они про животных и предметы, издающие звуки.
«Развитие зрения» (чёрно-белые)
В этом наборе собраны 15 карточек с чёрно-белыми изображениями: 15 из них — с фокусирующими узорами, а вторая половина — монохромные картинки животных, предметов и растений. Всего 30 изображений.
Помните, что для детей важна не только красивая картинка, но и эмоциональный контакт со взрослым. Для весёлых, интересных и продуктивных занятий не стесняйтесь подключать свои актёрские таланты — малыш наверняка ответит на творческий подход живым интересом к теме и усвоит новую информацию лучше. А если хотите узнать о работе с развивающими карточками больше — читайте нашу статью о методике Гленна Домана.
Технический текст ВК49865