Как понять, готов ли ребенок к школе? Логопед Сидорова Ксения Юрьевна рассказала Школе Семи Гномов, что должен уметь будущий первоклассник.
Как понять, готов ли ребенок к школе? Логопед Сидорова Ксения Юрьевна рассказала Школе Семи Гномов, что должен уметь будущий первоклассник.
Вот что должен уметь ребенок 6-7 лет:
- Читать или хотя бы знать буквы крайне желательно. Все звуки нужно произносить правильно.
- Описывать картинку; выстраивать картинки в правильном порядке и составлять по ним рассказ.
- Считать до 100. Уметь считать в обратном порядке.
- Составлять математический рассказ по картинке: отвечать на вопросы «Сколько героев на картинке?» или «Сколько яблок у мальчика?» и т.п.
- Знать некоторые геометрические фигуры, уметь их рисовать.
- Рисовать человека, дом, дерево.
- Правильно держать ложку, вилку, кисточку, карандаш и ножницы.
- Вырезать по контуру и обводить шаблон.
- Обладать хорошим словарным запасом, знать сказки.
- Не только играть, но и организовывать коллективные игры. Во время общения решать возникающие вопросы без конфликтов.
- Ориентироваться на листе. Писать графический диктант — последовательность знаков.
- Общаться со сверстниками, владеть правилами общения со взрослыми.
- Внимательно слушать инструкцию учителя и следовать ей при выполнении задания.
- Называть свое имя, фамилию, возраст, дату рождения и адрес. Называть имена членов семьи.
- Помимо всего прочего, у ребенка должна быть развита эмоционально-волевая сфера — важнейший компонент эмоциональной устойчивости.
Всему этому можно обучиться или подкорректировать полученные навыки на правильных подготовительных курсах в школе или в центрах раннего развития. Все остальные умения — дело школы. Главное, будьте к ней готовы!
Крайне важно подготовить ребенка к письму и чтению. Овладение этими навыками тесно связано с его речевым и психическим развитием.
Развитием мелкой моторики следует заниматься с ранних лет: занятия аппликацией, лепка из пластилина, игры с конструктором и другие подобные виды деятельности готовят руку к письму.
Кроме того, необходимо тренировать внимательность и усидчивость ребенка, развивать слуховое внимание и слухоречевую память. В этом прекрасно помогут игры на отгадывание разных звуков, музыкальных инструментов, заучивание песенок, стишков, скороговорок и потешек.
Не менее полезны игры на запоминание правой и левой стороны — в дальнейшем это поможет ребенку ориентироваться на листе, понимать, с какой стороны отступать вправо, чтобы написать слова «Классная работа».
Формирование общей способности к обучению также тесно связано с умением правильно вести себя на занятиях, как и с навыком работы в группе детей.
В начальном обучении чтению различают два периода:
1) Добукварный период
Важнее всего в течение этого периода не только расширить словарный запас ребенка, но и сформировать у него фонематическое восприятие — научить его звуковому анализу речи. Ребенок должен усвоить термины «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», понимать местоположение звука в слове — в начале, в середине или в конце, определять количество звуков в слове.
Но если у малыша наблюдаются сложности с произношением звуков или ему трудно говорить развернутыми предложениями, необходимо обратиться к логопеду или дефектологу: специалист скорректирует звукопроизношение и поможет сформировать грамматический строй речи.
2) Букварный период
На этом этапе детей знакомят с буквами, учат правильно соотносить звук и написание буквы, и только потом постепенно переходят к послоговому чтению.
Результат этого периода в наибольшей степени зависит от выбора букваря и правильной методики обучения чтению.
Специалисты Научно-практического центра детской психоневрологии и Школа Семи Гномов рекомендуют следующие методики:
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА» Е.В. Новиковой (части 1 и 2) и «БУКВАРЬ» Н.С. Жуковой
Вот краткая памятка от логопеда о знаниях букварного периода:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями (какая буква как звучит)
- Послоговое чтение
- Становление синтетических приемов чтения — чтение слов и групп слов полностью
- Синтетическое чтение — понимание сути прочитанного, упрочнение навыка чтения