Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Негативная реакция при обучении чтению

Что делать, если ребенок отрицательно реагирует на попытки обучить его чтению?.

Если ребенок 4 - 5 лет негативно реагирует на всяческие попытки обучения чтению, необходимо, в первую очередь, сохранять спокойствие и здравый смысл. Развивающие занятия и подготовка к школе, конечно, необходимы, но, как говорится, всему свое время. А время у Вас и у ребенка есть – до школы, как минимум, два года.

Если ребенок в 4 года отказывается от занятий чтением, не стоит спешить. Исходите не из модных веяний и навязанных кем-то представлений, а из возможностей и интересов собственного ребенка. Чтобы малыш мог освоить что-то новое, тем более, такой сложный навык, как чтение, надо, чтобы его мозг был готов к этому, «созрел». Этот момент у разных детей наступает немного в разное время: у кого-то - в 3-4 года, у кого-то (и это чаще) - в 5-6 лет.

Поэтому предлагайте ребенку задания постепенно, начиная с самого простого, и смотрите на его реакцию: не хочет – отложим ненадолго, позже предложим еще раз, нравится, все получается – продолжаем занятия. Помните, что главная цель – сформировать у ребенка навык осмысленного чтения, сделать так, чтобы ему нравилось читать и он понимал смысл прочитанного. А если заставлять и форсировать события, у ребенка может появиться стойкое отвращение к чтению, а навык чтения будет механическим (когда ребенок не понимает или недопонимает смысл прочитанного).

Итак, познакомив малыша с буквами, дождитесь момента, когда ребенок сам станет проявлять интерес к чтению – обычно дети начинают с интересом читать названия витрин магазинов, слова на обложках книг и журналов, на рекламных щитах. С этого момента начинайте занятия чтением. И постарайтесь подобрать специальный материал: игровые задания и рассказы с картинками (обязательно крупный шрифт), чтобы поддержать интерес малыша. Если построить занятия чтением правильно, то через некоторое время ребенок может стать настоящим любителем книг.

 

Автор статьи: Елена Янушко

6021
Комментарии (29)
Баранова Светлана
19 июня 2013
Прочла все комментарии. Согласна с тем, что форсировать события и натаскивать ребёнка ни в коем случае нельзя. Однако озаботиться проблемой подготовки к первому классу всё же следует. и не тогда, когда ребёнку исполнится 6 лет, а гораздо раньше. Ничего плохого не вижу в том, чтобы чтение стало одним из любимых занятий ребёнка ещё до школы. Я, например, умела читать уже в 3 года. Как меня научили читать - уже почти не помню. Помню, что бабушка (учительница начальных классов) иногда писала мне крупные печатные буквы и короткие слова, озвучивала их. У нас был свой дом, печное отопление, и я помню, как зимой я складывала буквы из поленьев и просила маму назвать их. Всё проходило спонтанно, нецеленаправленно, и моё умение читать обнаружили чисто случайно. Потом в школе, когда многие мои одноклассники буквально мучились, страдали, складывая буквы в слоги и слова, я удивлялась: неужели это так сложно? А мне выдали спутник букваря. Я самостоятельно его читала, и мне нравилось. С первых школьных дней бабушка записала меня в библиотеку, и я с удовольствием выбирала маленькие книжечки, дома прочитывала их, шла обменивать, опять читала... Разве это плохо? С математикой тоже проблем не было. Задачник с картинками я читала дома так же, как художественную книжку. :lol: Вот что мне давалось в первом классе с трудом, так это письмо. Мою руку родители к школе почему-то не подготовили. И все эти точечки-чёрточки-крючочки, а потом и буквы, получались корявыми. И мне приходилось долго-долго просиживать над прописями и тетрадкой, чтобы страница выглядела мало-мальски аккуратной. (Вот отсюда в том числе и происходят детские неврозы, я считаю.) У меня и сейчас плохой почерк. А если бы родители развили мою мелкою моторику до школы, наподобие того, как научили читать? Насколько легче проходило бы для меня обучение! И теперь я не сомневаюсь: учить ребёнка читать до школы просто необходимо. Методик обучения чтению много. И если какую-то из них выбирать, то прежде всего нужно тщательно с ней ознакомиться, а потом уже начинать занятия с ребёнком. И делать это надо осторожно, с учётом возрастных особенностей. Нужно всё время помнить, что потребность в движении у дошкольника огромная! И учить читать тоже в основном в движении, как это предлагает делать А. Н. Зайцев, к примеру. За стол усаживать нечасто и ненадолго. Как только ребёнок проявляет первые признаки усталости (отвлекается, переводит разговор на другую тему) - занятия прекращать немедленно!  Заниматься только с хорошим настроением, когда есть желание и у ребёнка, и у взрослого. Обязательно хвалить. И ни в коем случае не проверять знания малыша! По крайней мере нужно это делать так, чтобы ребёнок не догадался о том, что его проверяют. Иначе интерес исчезнет сразу, и занятия чтением станут в тягость. Я убеждена: если соблюдать эти нехитрые, но важные правила, можно привить ребёнку любовь к чтению и потребность в нём достаточно рано. И тем самым облегчить адаптацию к школьной жизни.
ответить
еще 1 ответ
Елена
29 ноября 2011
Недавно общалась с одним педагогом. Она проводила исследования и вот что мне сообщила:
Исследования проводились на 3 - 5 классах школ г. Кронштадта и 5 - 7 классах Кронштадтского кадетского корпуса (психолог+логопед).
Исследовали всех - и с проблемами и без.
Выводы:
1. 78% мальчиков, которые обучались до 6 лет чтению ( в основном по кубикам Зайцева - основа дефектологическая методика, расчитанная на запоминание звучания изображенных слогов и их озвучивание при "чтении") имели логопедические проблемы разной степени: 100% дисграфия, непонимание текста, сложность в его осмыслении (что выражается, например , в том, что примеры решают нормально, задачи - нет).
2. Все дети - и девочки, и мальчики с ранним обучением чтению имеют ярко выраженную тенденцию к снижению интереса к чтению.
3. Зона коры БП ГМ, отвечающая за звуко-буквенный анализ созревает только к 6 - 7 годам. И если ребенка "натаскивают на запоминание ЗВУЧАНИЯ, то алгоритм "чтения" формирует алгоритм познания - обучения - всё сдвигается в сторону простого запоминания. А эта зона не развивается - нет потребности. Но, голова не чердак - "файлики" заполнятся инфомацией и происходит перенасыщение - отсюда утомляемость, проблемы нервной системы...
ответить
еще 1 ответ
H
happy-katt
25 ноября 2011
может я не по теме выскажусь, но мой сын(3г 6м) совершенно не желает ни чему учиться, его не увлекают ни книжки ни картинки, выучить стих для нас проблема, даже цвета до сих пор наугад называет, мне кажется только для того чтобы я отстала, дома все занятия (кроме творческих), принимаются в штыки, зато из садика приносит то стихотворение новое , то песенку, то благодаря старшей дочери, научился считать до десяти(хотя смысла счета пока не понимает), и это просто наблюдая со стороны. А читать я думаю в школе всех научат, я шла в школу умея читать и писать прописью, да и цыфры были для меня не новостью, ничего скучнее 1-го класса не припомню, лучше использовать время перед школой чтобы научить ребенка учиться, получать удовольствие от новых знаний,  неужели так мало информации которая может заинтересовать ребенка у моей дочери (6 лет)-пока динозавры, животный мир, а были и феи и супергерои на фоне которых можно поговорить о богах и мифах древних цивилизаций, кстати когда начинаешь думать как подогреть интерес ребенка к той или иной теме сам узнаешь много интересного
ответить
еще 1 ответ
mama-logoped
23 мая 2011
Я тоже считаю, что ребенок  должен "созреть"  для чтения, а если надрывать его, то можно и невроз какой- нибудь спровоцировать.  Большинство мам обучают детей чтобы потом ходить и хвастать "А мы уже читаем", также заботливые бабушки очень любят  учить читать, но никто не задумывается насколько это сложный процесс-осознанное чтение!!! Когда у ребенка еще не созрели речевые зоны, а ему уже суют буквы, этим только вредят психике ребенка. Взрослые, попробуйте сами  сесть на шпагат без подготовки! Может поймете что это значит. Всему свое время.
ответить
еще 1 ответ
V
valkalyaka
20 февраля 2011
Моему сына сейчас 3 года и 5 мес, он читает слова из 3-4 букв.
Учила постепенно. Сначала пыталась по Доману. но т.к. надо было работать. то не успевала изготавливать карточки - бросила.
Но со времен Домана у ребенка осталась любовь к буквам и он умеет концентрировать свое внимание.
Потом, когда ребенку было 2,6 года, я начала акцентировать внимание сына. что слова начинаются на определенные слоги. Ба: баба, бабочка. баран и т.п.
Затем научила его определять уже первую букву.
А потом стала учить сливать буквы в звуки. Здесь помог электронный плакат со слогами.
Потом достали кассу букв и слогов. Стали по ней заниматься. Потом в инете нашли игры, где требовалось прочитать слово и угадать к какой картинке оно соответствует.
Сын научился читать в 3 года и 4 мес.
Слова из 5 и более букв ему читать пока тяжело. Пока он прочтет первый слог, прочитает второй. первый уже из головы вылетит. Но это временное явление, через которое проходят все, кто начинает учиться читать.
думаю. что в 4 года он будет уже бегло читать.

При этом, хочу отметить. что сейчас на обучение чтению ребенка я трачу не более 20 минут в день. И занимаемся мы не каждый день.
ответить
Почитать ещё