Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.
Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.
Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.
Такие периоды называются «сенситивными» (от латинского sensus – чувство, ощущение). В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.
Например, в раннем возрасте речь ребенка формируется с удивительной легкостью, ребенок сам, без специального обучения со стороны взрослых, учится говорить, постепенно постигая весь грамматический строй, фонетические особенности и лексическую базу родного языка. Если же «в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется...». (А.Н. Леонтьев).
Классической и печальной иллюстрацией этой психофизиологической особенности развития человека являются многочисленные истории про детей-маугли. Так две индийские девочки - Камала и Амала - были обнаружены в 1920 году в волчьем логове в возрасте около 8 и 2-х лет. Они обладали всеми повадками диких волков, передвигались на четвереньках и не умели говорить, вместо этого они издавали звуки, характерные для волков: выли, скулили, рычали. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая прожила до 17 лет. Только для того, чтобы научиться стоять выпрямившись и ходить, ей понадобилось целых 2 года. Долгие годы ушли на то, чтобы приучить девочку пользоваться посудой, одеждой... Через семь лет Камала понимала и говорила всего лишь около 45 слов. К семнадцати годам умственное развитие волчьей воспитанницы соответствовало уровню 4-хлетнего ребенка.
То есть определенные сенситивные периоды человека: годы становления речи, приобретения и развития основных навыков и умений - проведенные ребенком среди волков, обернулись навсегда упущенными возможностями.
Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?
Мария Монтессори считала, что: для этого необходимо знать и понимать общие характеристики сенситивных периодов. Кроме того, на основе своих многолетних наблюдений она пришла к таким выводам:
1. Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.
2. У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.
3. Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.
4. Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка.
5. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:
Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;
Спадом - более или менее медленным завершением.
М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:
Ребенок от 0 до 3 лет - «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)
В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.
Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори)
В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.
Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.
Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» (по мнению М.Монтессори)
В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.
Ребенок от 9 до 12 лет – учёный (по мнению М.Монтессори)
В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.
Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:
Период порядка (от 2 до 4 лет)
Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.
Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.
Период движения (от рождения до 1,5 лет)
Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.
Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.
Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)
Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.
Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.
Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.
Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.
Период языка (от рождения до 6 лет)
Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.
Период пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.
Период музыки (от 2 до 6 лет)
Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.
Период математики (от 4 до 6 лет)
Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.
Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.
В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.
Период для эмоционального развития
Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период двигательной активности
Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - уменьшается с возрастом
Период развития зрения
Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - уменьшается с возрастом
Период способности говорить
Благоприятный период - 4 - 8 месяцев
Следующий благоприятный период - 8 месяцев - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период музыкальных способностей
Благоприятный период - 0 - 36 месяцев
Следующий благоприятный период - 3 - 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период умственных способностей
Благоприятный период - 0 - 48 месяцев
Следующий благоприятный период - 4 - 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст
Период изучения иностранного языка
Благоприятный период - 5 - 10 лет
(Окончание следует)
В статье использованы материалы книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому»
Автор: Дарья Колдина