На третьем году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Этого можно достичь в ходе проведения специальных занятий по сенсорному развитию.
Основная задача таких занятий — накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
В этом возрасте продолжается знакомство ребенка с цветом: к основным цветам – красный, синий, желтый, зеленый – добавляются новые – оранжевый, фиолетовый, коричневый, черный и белый.
Продолжается знакомство с геометрическими фигурами: к кругу и квадрату добавляются треугольник, овал, прямоугольник. Также начинается изучение объемных геометрических тел – кубик, шарик.
Восприятие величины также усложняется: большой – средний – маленький.
Добавляются задания на восприятие элементарного количества, используя группы однородных предметов: мало, много, один.
Также сенсорное восприятие малыша обогащается разнообразными звуками окружающего мира – ребенок воспринимает музыкальные произведения, звучание детских (игрушечных) музыкальных инструментов, человеческую речь различной громкости и т.д.
В ходе свободных игр на улице и дома, а также на занятиях продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией) продолжается знакомство с различными материалами (бумага, песок, вода, глина, пластилин, тесто, мука, крупы и т.д.) и развитие осязания.
Однако на третьем году жизни на занятиях по сенсорному развитию не следует добиваться от малыша непременного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства в своей деятельности во время действий с предметами.
Автор статьи: Елена Янушко