Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие - уже вовсю говорят целыми предложениями...

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие - уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.
В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.
Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).
Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).
В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.
Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.
Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.
Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом - неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.
Общие задачи речевого развития ребенка:
- развитие понимания речи окружающих,
- развитие активной речи,
- формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
- развитие умения грамматически правильно говорить.
Советы по развитию речи детей
• Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.
• Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.
• Как можно больше рассказывайте, поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребенку.
• Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.
• Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?
• Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.
• Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.
• Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.
• Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.
• Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.
• Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.
• Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.
Показатели речевого развития детей
2 года – 2 года 6 месяцев
Понимание речи
• Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.
• Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.
• Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.
• Эмоционально реагирует на песенки и потешки.
• Выполняет словесные инструкции.
• Понимает значение предлогов.
Активная речь
• Называет себя по имени и местоимением "Я".
• Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
• Говорит предложениями из 3-х и более слов.
• Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.
• Задает вопросы "Где?", «Что это?», "Куда?", «Почему» и другие.
• Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?".
• Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.
• Может составить рассказ по картинке (из двух - трех предложений).
• Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
• Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
• Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).
• Делится своими переживаниями.
2 года 7 месяцев - 3 года
Понимание речи
• Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 - 8 раз превышающий активный).
• С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.
• Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.
• Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):
• Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.
• Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».
• В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.
• Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие.
• Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
• Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
• Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
• Может называть взрослых по имени и отчеству.
• Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?" (говорит или показывает на пальчиках).
• Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.
• Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.
• Стремится к общению с взрослыми и детьми.
• Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.
• Появляется склонность к рифмованию слов.
• Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.
• Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.
• Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).
• Знает названия частей тела у человека и животного: у человека - руки, у птицы - крылья.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Автор: Дарья Колдина