Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Развитие речи детей третьего года жизни

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие - уже вовсю говорят целыми предложениями...

Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие - уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.

В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними.  Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.

Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).

Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).

В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.
 

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.

Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.
 

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.

 

Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом - неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.
 

Общие задачи речевого развития ребенка:

 

- развитие понимания речи окружающих,

- развитие активной речи,

- формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

- развитие умения грамматически правильно говорить.
 

Советы по развитию речи детей

 

•    Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.

•    Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.

•    Как можно больше рассказывайте, поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребенку.

•    Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.

•    Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?

•    Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.

•    Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

•    Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.

•    Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.

•    Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.

•    Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.

•    Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.

•    Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.

 

Показатели речевого развития детей

 

2 года – 2 года 6 месяцев


Понимание речи

 

•    Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.

•    Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.

•    Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

•    Эмоционально реагирует на песенки и потешки.

•    Выполняет словесные инструкции.

•    Понимает значение предлогов.

 

Активная речь

 

•    Называет себя по имени и местоимением  "Я".

•    Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

•    Говорит предложениями из 3-х и более слов.

•    Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.

•    Задает вопросы "Где?", «Что это?», "Куда?", «Почему» и другие.

•    Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?".

•    Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.

•    Может составить рассказ по картинке (из двух - трех предложений).

•    Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

•    Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

•    Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).

•    Делится своими переживаниями.

 

2 года 7 месяцев - 3 года

 

Понимание речи

 

•    Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 - 8 раз превышающий активный).

•    С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.

•    Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.

•    Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
 

Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):

 

•    Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.

•    Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».

•    В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.

•    Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие.

•    Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

•    Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

•    Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

•    Может называть взрослых по имени и отчеству.

•    Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?" (говорит или показывает на пальчиках).

•    Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.

•    Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.

•    Стремится к общению с взрослыми и детьми.

•    Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.

•    Появляется склонность к рифмованию слов.

•    Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.

•    Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.

•    Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).

•    Знает названия частей тела у человека и животного: у человека - руки, у птицы - крылья.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Автор: Дарья Колдина
 

15510
Комментарии (3)
Наталия
23 января 2012
Спасибо
ответить
еще 1 ответ
Нина
23 января 2012
Дарья, спасибо за статью. Отдельное спасибо за "Показатели речевого развития детей"
ответить
Почитать ещё