Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Тест "Неоконченная сказка"

Маме необходимо рассказать начало сказки и закончить её вопросом. Ребенок, включаясь в игровую ситуацию, продолжает рассказанную вами историю, первым пришедшим ему в голову ответом.

Тест  «Неоконченная сказка» составлен  детским психологом Луизой Дюсс.

Вам надо будет  рассказать начало сказки и закончить её вопросом. Ребенок, включаясь в  игровую ситуацию, продолжает рассказанную вами историю, первым пришедшим ему в голову ответом.
 

Сказка  «Птенец»

Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке  на дереве спят птички: папа, мама и  маленький птенчик. Вдруг налетел  сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались  на земле. Папа летит и садится  на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

- он тоже полетит и сядет на ветку;

- полетит к маме, потому что испугался;

- полетит к папе, потому что папа сильный;

- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в себе, самостоятелен и умеет принимать решения. 

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- останется на  земле, потому что не умеет  летать;

- умрет во время падения;

- умрет от голода или холода;

- о нем все забудут;

- на него кто-нибудь наступит.

Такие ответы характеризуют сильную зависимость ребенка от своих родителей, неуверенность в своих силах.
 

Сказка  «Ягненок»

Цель: сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. 

«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

- будет есть больше травки;

- заплачет, потом станет есть больше травки;

- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

- умрет от  голода;

- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

Отлучение от груди – это всегда стресс для ребенка. Из ответов ребенка можно узнать, насколько глубоко ранило ребенка отсутствие маминого молока. В зависимости от этого постараться окружить своего малыша соответствующей заботой, вниманием и любовью. 
 

Сказка  «Отъезд»

Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

О плохих отношениях между ребенком и родителями, братьями и сестрами или другими людьми будет свидетельствовать отправка ребенком именно этого человека «далеко и надолго».
 

Сказка  «Новость»

Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

- сегодня к нам придут гости;

- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился;

- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору; 

- вечером мы  пойдем к бабушке;

- папа принес  тебе щенка и т.д.

Ответы, на которые следует  обратить внимание.

- мама и папа  уезжают;

- мама с папой идут в кино, а его оставляют одного;

- завтра его  поведут к врачу;

- кто-то умер;

- мама хочет отругать ребенка за что-то;

- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.
 

Сказка «Страх»

Цель: Выявить наличие страхов у своего ребенка.

«Один мальчик  сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!»  Чего он боится?»

Типичные ответы:

- вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

- испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

- боится темноты;

- боится собаки;

- ничего не боится, просто пошутил и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- боится, что его украдут;

- боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

- боится, что его оставят одного;

- боится Бабу Ягу;

- боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

- боится, что придет вор и ударит его ножом;

- боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись  с подобными ответами, вам следует  задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более  детальное описание и объяснение его страхов. 
 

Сказка  «Песочный замок»

Цель: выяснить отношение ребенка к собственности и его способность проявлять альтруистическое поведение.

«Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама (папа, брат, сестра) попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?»

Типичные ответы:

- немножко поиграет, а потом подарит маме;

- прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку);

- поделит его  с мамой;

- отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть и т. д.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- захочет оставить себе, потому что замок очень красивый;

- никому его  не отдаст;

- поиграет, а  потом разрушит его;

- будет играть  всегда один;

- почему он  должен отдавать замок маме» и т. д.

Данные ответы свидетельствуют о том, что ребенок  еще не готов делиться с окружающими, так как не сформировалось уважение к чужой собственности.
 

Опираясь на полученные ответы, Вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, искать к нему подход, корректировать его поведение. Даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата в семье. 
 

Автор-составитель: Дарья Колдина

11670
Комментарии (14)
Валентина
25 марта 2013
Вчера уже попробовали. Результаты оказались неожиданными.

В сказке про птенчика сын ответил, что птенчик остался на земле, потому что он маленький и не умеет еще летать. А дальше мы услышали вот такой рассказ:
- Ну это был другой птенчик, который там, в комнате (дочка в это время была в спальне в кроватке). Он совсем маленький и не умеет летать. Но к нему подлетел старший птенчик, он уже сильный и умеет летать, и спас его.
Спрашиваю, а куда они полетели: к маме, к папе, в гнездо или еще куда?
Ответ: старший птенчик унес маленького в свою кроватку в гнездо, а мама с папой потом прилетели и обняли их.
:-) Вот такой неожиданный рассказ получился. При том, что первоначально в сказке был только один птенчик.

С поездом еще интереснее получилось. Правда, первый ответ я ожидала (сын очень любит поезда и мечтает на них поездить). На вопрос: Кто уехал? сын ответил: Я! Вот прям так, не мальчик, не сын, а просто я. Он сразу героев любых сказок отождествляет с собой и окружающими, каждому дает свою роль.
А потом, когда я объяснила, что этот кто-то уедет далеко и надолго, он сказал: Мама. И я тоже. Мы вместе уедем.
Спрашиваю: на одном поезде или на разных? Ответ: на одном. Нет, на разных. А потом уедет папа, и бабушки с дедушками, все-все уедут. На разных поездах. :o
Удивленно задаю вопрос: И что же, они уедут в разные места и не увидятся? Ответ: Нет, они поедут на разных поездах, а потом все приедут в одно место и там встретятся!

Вот как-то так у нас получилось... Есть о чем подумать, не все понятно...
ответить
еще 1 ответ
Валентина
24 марта 2013
Спасибо, Даша, очень интересная статья! Попробуем этот прием, эти сказки.Самой стало очень интересно.:-)
ответить
Наталья Мыльникова
20 марта 2013
Вчера ночью я писала сказку про нас. В общем-то всё почти правильно, только я перепуталакто что отвечает. Сегодня утром прочитала ребенку сказки. Он: "Мама, что ты мне задаешь какие-то глупые вопросы?" "Не знаю!" "Откуда я знаю?" - говорил он. И тепь я поняла,что мы совсем е занимаемся перескзом. Ему трудно выразить свои мысли. А если он начинает пересказывать, то использует очень много слов паразитов, почти заикается. Поэтому, мамочки, не пренебрегайте пересказом. Пусть с самого момента начала речи рассказывает вам сказки, объясняет. Получается в 4,5 года уже поздновато начинать "изложение".
По теме:
сказка "птенец" наши ответы
"Он может и с папой быть и с мамой быть", "Он полетит только к одному, потому что все его не схватят", "Скорее всего к папе"
Остальные сказки долго на меня возмущался, что я спрашиваю у него то чего не знает.
Наш ответ на сказку "Песочный замок" "Подарит маме"
ответить
еще 1 ответ
Валя Манжик
20 марта 2013
Спасибо! Попробую сегодня с дочкой. А как лучше? По одной сказке с перерывами или можно всё сразу за один вечер?
ответить
еще 1 ответ
Наталья Мыльникова
19 марта 2013
Даже страшно задавать ребенку такие вопросы. Для нас сейчас актуальна сказка: "Один мальчик жил с мамой (папа 5-й месяц в командировке), ходил в садик, в центр развития и просто ходил. Поехал к бабушке и дедушке. Пробыл два дня и сильно заболел вирусной инфекцией. Приехала мама забрать мальчика, а ей сказали, что он заболел. Что скажет мама?"
Типичные ответы:
- бабушка и дедушка закаляли меня
- крёстная давала мне мороженое
- мама, ты будешь мне делать уколы и вставлять свечки?
Ответы на которые стоит обратить внимание
- доктор назначил лекарство, которое стоит 1200 руб. Мама, ты мне купишь или я умру от болезни?
- когда приедет папа? А то я его уже чуть-чуть люблю
и так далее
Наболело, девочки. Я такие вопросы избегаю задавать. Ведь Дарья не написала что делать, если он ответит ответом из списка "Ответы, на которые следует обратить внимание:"
Хорошая статья, психологическая. Пока он спит, распечатаю и завтра ему расскажу эти сказки. Потом напишу что получилось. Спасибо!
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё