Сегодня мы публикуем материал, подготовленный специально для «Школы Семи Гномов» издательством «Титул». Издательство «Титул» — специализированное российское издательство, выпускающее учебники и учебную литературу по английскому языку для российских образовательных учреждений и широкого круга читателей. По учебникам издательства изучают английский язык многие дошкольники и школьники России. Также издательство выпускает известный журнал «Английский язык в школе».
Главный редактор журнала «Английский язык в школе», кандидат педагогических наук, автор многих книг и методических пособий для изучающих английский, автор курса повышения квалификации для педагогов, Конобеев Алексей Васильевич поделился с нашими читателями советами, как привить детям любовь к иностранному языку и сделать занятия результативными.
Все больше родителей думают о том, стоит ли начинать изучать английский язык в дошкольном возрасте и как это сделать. Плюсы владения английским языком с детства очевидны: от возможности для ребенка смотреть любимые зарубежные мультфильмы, не дожидаясь их перевода на русский язык, до помощи родителям в турпоездках. Не стоит забывать и о школе: уже через четыре года единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранным языкам станет обязательным для всех школьников, и чем раньше осваивать английский – тем лучше. Но когда и как стоит начать изучение английского языка? И могут ли родители помочь своему ребенку?
Примерно к 2,5 годам у ребенка формируется речевой центр мозга. В этом возрасте начинает заметно расти словарный запас дошкольниьника оценивается в 1500 слов, то есть увеличивается в 3 - 5 раз (Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников. - М., 1999). Исследования детей-билингвов показывают, что их словарный запас заметно больше, чем запас детей, которые говорят только на одном языке (Vocabulary Size and Accuracy of Monolingual and Bilingual Preschool Children Bohdana Allman Brigham Young University ISB4: Proceedings of the 4th International Symposium on Bilingualism edited by James Cohen, Kara T. McAlister, Kellie Rolstad, and Jeff MacSwan Cascadilla Press Somerville, MA 2005).
Более того, изучение иностранного языка тесно связано с общим развитием ребенка: развитием мышления, речи, мелкой и крупной моторики. А многие из приемов и средств обучения позволяют развивать и творческие способности. Как же можно обучать английскому языку ребенка, если в семье по-английски не говорят? Какие средства использовать? На что обратить внимание на занятиях? Вот несколько советов от специалистов:
1. Опирайтесь на повседневные действия. Пусть ребенок учится здороваться по-английски, желать доброго утра и доброй ночи, выполнять те же самые просьбы, которые он слышит и на родном языке (умойся, садись за стол, кушай кашу, давай поиграем, давай делать зарядку). Таким образом, малыш будет четко понимать, в каких ситуациях какие слова и фразы надо использовать, и английский язык будет усваиваться осмысленно.
Например, таким образом построены все 12 книг курса английского языка для дошкольников доктора педагогических наук Мильруда Р. П. «12 шагов к английскому языку». Самое первое занятие начинается со знакомства, затем дети учатся делать зарядку, умываться, завтракать, ходить на прогулку, заботиться о домашних питомцах, одеваться по погоде, ориентироваться в городе, а в последних четырех книгах курса дети играют в школу и начинают учиться читать и писать по-английски. Комиксы в книгах не только иллюстрируют различные ситуации, но и учат детей правильно вести себя в них.
2. Играйте в разнообразные игры на английском языке. Дошкольники познают окружающий мир в игре, учатся выполнять определенные социальные роли, моделировать те ситуации общения, которые пригодятся им в жизни. Для игр не требуется сложного реквизита.
Например, чтобы поиграть в детектива, достаточно иметь набор карточек с изображением таких предметов, которые ребенок может назвать по-английски. Такие разрезные карточки есть в каждой книге курса «12 шагов к английскому языку». Покажите ребенку картинки на карточках, называя их по-английски. Затем разложить карточки в разных местах в комнате и просите ребенка найти и принести определенные предметы, например: «Bring me a cat!». Ребенок ищет соответствующую карточку и приносит вам. Если занятие идет только с одним ребенком, поменяйтесь ролями, и теперь он будет просить вас найти и принести нужный предмет. Те же карточки можно использовать для игр на развитие памяти и многих других. Полезны и специальные мобильные приложения по английскому языку для дошкольников, они помогают в игре выучить новые английские слова по самым важным для ребенка темам. С мобильным приложением ребенок может заниматься самостоятельно, а родители могут узнать об успехах ребенка в разделе для родителей.
3. Слушайте как можно больше на английском языке. Развитие слуха – это непростая и очень важная задача, ведь без этого ребенок не научится общаться. Используйте детские песни, смотрите простые мультфильмы, включайте аудиозаписи диалогов и рассказов из учебных пособий. Современные пособия имеют аудиозаписи, которые можно скачать прямо с сайта. Например, на обложке каждой книги «12 шагов к английскому языку» даны ссылка на сайт и QR-код, позволяющий скачать аудиозапись.
4. Узнавайте интересную информацию на английском. Например, малыша заинтересует рассказ о том, что в России подарки детям на Новый год приносит Дед Мороз, а в Англии – Санта-Клаус. Одеваются Дед Мороз и Санта-Клаус по-разному, и разговаривать с ними нужно тоже по-разному: с Дедом Морозом по-русски, а Санту поздравлять с Рождеством надо по-английски.
5. Используйте занятия для общего развития ребенка. Помните, что изучение английского – это не только цель, но и средство. Аудиозаписи помогут развивать слух малыша, картинки-раскраски и поделки в книгах хороши для развития мелкой моторики и творческого мышления, подвижные игры разовьют моторику. А задания, требующие анализа, помогут развивать мышление. Важно уделять внимание каждому из перечисленных направлений развития на занятиях.
Английский в дошкольном возрасте – это не только полезно, но и очень интересно!
Автор статьи: А. В. Конобеев, к. пед. н., главный редактор журнала «Английский язык в школе»