Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.
В процессе этих игр малыши учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе. У них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.
На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано на этих движениях.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10–15 минут.
Солнечный зайчик
Возьмите фонарь и покажите ребёнку, как от него на стене появляется жёлтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите малышу поймать его ладошками. Если «зайчик» окажется на полу — его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовём их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский)
У медведя во бору
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребёнком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой —
Не бежит за мной.
Веточка обломится —
Медведь за мной погонится!
На последнем слове «медведь» рычит (ласково!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.
Медведь и дети
Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:
Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.
Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет.
Взрослый и дети говорят:
«Стали деточки плясать,
Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй».
На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.
Раз, два, три — лови!
Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: «Раз, два, три — лови!». После бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены.
Салки со змеей
Звучит весёлая музыка для детей, ребята бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила»). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься наутёк от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.
Гуси, гуси
Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) — по центру.
Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите — раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше ребят.
Волк и овечки
Дети встают в круг, в середине которого сидит «волк» (выбранный ребёнок).
Остальные дети — «овечки» — тихонько подходят к «волку», при этом можно предложить ребятам выполнять различные движения (приседать, хлопать в ладоши и т. п.).
Когда одна из «овечек» дотрагивается до «волка» — он вскакивает и начинает ловить детей. Пойманная «овечка» становится вместо него «волком», и игра продолжается.
Мыши водят хоровод
Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине которого «спит» «кот» (один из детей).
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот —
Разобьёт наш хоровод!»
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).
Мышки-трусишки
«Кот» (назначенный взрослый) спит на стульчике. Дети — «мышки» — медленно идут у нему, приговаривая слова-потешки и выполняя соответствующие движения:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два, три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом-бом-бом-бом!»
Убежали мышки вон!
«Кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики.
Птички в гнездышках
Дети — «птички» — встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5–10 см), расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки».
«Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают», размахивают «крылышками», приседают, «клюют» «зёрнышки». По сигналу взрослого «Дождь пошёл!» птички улетают в свои гнёздышки.
Блин и оладушки
В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин»), а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин» или «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.
Перебрось игрушки
Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень весёлую игру. Поделите ковёр в комнате пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную верёвку).
Распределите мягкие игрушки между вами и ребёнком поровну. Вы бросаете свои мягкие игрушки на территорию ребёнка, а он — на вашу. Задача: перебросить все мягкие игрушки на площадь другого игрока.
День — ночь
Водящий говорит: «День». Все бегают. Говорит «Ночь» —замирают. Водящий должен заметить, кто двигается. Кто пошевелился — становится водящим.
Автомобили
Каждый из игроков назначается «автомобилем».
Его «гаражом» может быть стульчик или обруч, лежащий на полу. «Автомобили» «ездят» по комнате «рулят» и стараются не врезаться друг в друга.
Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок и т. п. По сигналу «Автомобили, в гараж!» все стараются побыстрее занять свой «домик».
Поезд
Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребёнку. Получается «поезд», который медленно двигается по комнате со словами:
Вот поезд наш едет,
колёса стучат,
а в поезде этом
ребята сидят.
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу»,
— бежит паровоз
далеко, далеко,
ребят он повёз далеко-далеко.
Но вот остановка:
«Кто хочет слезать?
Вставайте, ребята,
пойдёмте гулять!».
(А. Ануфриева)
Комарики и лягушка
Взрослый назначается «лягушкой», дети — «комариками». У каждого ребёнка в руках платочек. Дети бегают по комнате, машут «крыльями». Взрослый произносит:
Сел комарик на кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ножки под листочек, спрятался!
Дети, услышав эти слова, рассаживаются на заранее приготовленные стульчики и накрывают голову и лицо платочками. «Лягушка» ищет «комариков», приговаривая: «Ква-ква! Где же комарики? Ква-ква!». Затем игра повторяется.
Птички и автомобили
Девочки назначаются «воробьями», а мальчики — «автомобилями». Взрослый говорит: «Птички вылетели погулять». Девочки — «птички» — «летают» по комнате, «машут крыльями», «клюют зёрна». По сигналу взрослого «Автомобили выехали!» «птички» быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: «крутят руль» и «ездят» по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями.
Пчёлки
Дети — «пчёлки» — бегают по комнате, «размахивают крыльями» и жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый, может держать игрушку в руках) и говорит:
Мишка-медведь идёт
Мёд у пчёлок унесёт.
Пчёлки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
«Пчёлки» машут «крыльями», жужжат, прогоняя «медведя» от своих «ульев».
Воронята
Дети изображают воронят. Они присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели,
Воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали,
Всё до крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», —
Клювами стучали.
Дети — «воронята» — присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берёт игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!»
(А. Ануфриева)
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнёздышки» и присаживаются на корточки.
Зайчики и домики
На полу раскладываются обручи по количеству детей. Дети — «зайчики» — прыгают и бегают по комнате. На слова взрослого «Серый волк!» дети забегают в свои «домики».
Мотыльки
Дети изображают мотыльков. Взрослый проговаривает слова стихотворения:
На зелёном на лугу
Мотыльки летают.
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
Дети бегают, машут руками-крылышками, «порхают».
Таня вышла на лужок,
У неё в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
«Мотыльки» убегают от взрослого, который держит в руках яркий сачок и пытается их поймать.
Каждому по игрушке!
На полу в разных местах разложены мягкие игрушки. Дети бегают по комнате, стараясь не задевать их. На определённый сигнал — хлопок в ладоши, удар в бубен, звон колокольчика — каждый ребёнок подхватывает на руки одну из игрушек. Затем кладёт игрушку на место, и игра продолжается.
Найди свою пару
Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одинаковому предмету, например, одной паре — по красной ленточке, другой — по маленькому шарику и т. д.
По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребёнок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга. Эту игру можно проводить и без предметов — игроки должны запомнить друг друга.