Внимание – это умение целенаправленно сосредоточиться на данной информации или деятельности на определенное время. Так как у дошкольников преобладает непроизвольное внимание (т.е. малыш внимателен только тогда, когда ему это близко и интересно), задача взрослых - помочь малышу развить и научиться управлять своим вниманием. Занимаясь с ребенком, нужно заинтересовывать его, заряжать своим энтузиазмом, подбадривать и поощрять.
Прятки с книжкой
Возьмите книжку, где, например, на последней страничке нарисован лягушонок. Скажите ребенку: «Я видела, как лягушонок спрятался в этой книжке. Давай его найдем». Малышу надо будет перелистывать страничку за страничкой, чтобы отыскать лягушонка.
Игрушка в носочке
Приготовьте 3 разных детских носочка и маленькую игрушку (машинку, игрушку от киндер-сюрприза, колокольчик, маленький мячик и т.п.). Положите при ребенке в один из носочков игрушку, возьмите носки в руку, покрутите ими, остановитесь и предложите ребенку угадать, в каком носке игрушка.
Где игрушка?
Поставьте перед ребенком несколько стаканчиков вверх дном. Покажите малышу маленький шарик. Приподнимите один стакан и закатите под него шарик, потом извлеките его из-под стакана и закатите шарик под другой стакан. Проделайте такие манипуляции несколько раз, а затем спросите, под каким стаканом шарик.
Кого ты видел?
Положите за собой несколько игрушек. Пока малыш не видит – возьмите одну из игрушек в руки, быстро покажите её малышу и спрячьте. Спросите малыша, видел ли он кого-нибудь. Затем так же неожиданно и быстро покажите другую игрушку (можно не полностью, а только голову или половинку туловища).
Картинка - игрушка
Приготовьте предметные картинки игрушек и такие же игрушки. Покажите малышу изображение, например, кубика и попросите найти среди игрушек кубик; потом покажите нарисованную куклу и попросите ребенка найти куклу. Можно усложнять задание, выставляя перед ребенком кубики разных цветов, а ему надо найти именно желтый (такой как на картинке) и т.д.
Два задания
Давайте ребенку сразу два задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши, а затем положи руки на голову». Постепенно задания можно усложнять, а их количество увеличивать. Например: «Зайчика расположи рядом с машиной, а котенка – рядом с самолетом» и т.п.
Бабочка – зайчик
Вы попеременно говорите то «бабочка», то «зайчик». Ребенок должен прислушиваться к вашим командам и, когда он услышит: «Зайчик», - прыгать на месте, а при слове «бабочка» - махать крыльями.
Найди отличия
Предложите ребенку сравнить две картинки, имеющие 2-5 явных отличия. Пусть покажет на них пальчиком и постарается озвучить, например: тут мячик, а тут кубик; тут большая пирамидка, а тут маленькая и т.д. Так же можно предложить ребенку сравнить две игрушки: один зайчик большой, белый, с бантиком на ушке, в лапках – морковка, а другой зайчик – маленький, серого цвета, в шапочке, в лапках ничего нет.
Найди все кубики
Пока ребенок не видит, разложите в разных местах квартиры пластмассовые кубики (можно определенного цвета). Ребенку нужно пройти с вами по квартире и отыскать все кубики.
Найди всех котят
Положите перед ребенком лист бумаги, на котором нарисованы котятки и щенята. Предложите малышу найти только котят и нарисовать вокруг каждого круг (т.е. коврик).
Поиски с карточками
Приготовьте карточки с изображением предметов, которые есть у вас в квартире: стол, шкаф, коробка, кукла, холодильник, кастрюля и т.п. Ребенку нужно идти по квартире, находить предмет, изображенный на картинке и класть карточку на предмет.
Одинаковые рыбки
Нарисуйте на альбомном листе 10 рыбок. У каждой рыбки должна быть пара - похожая на нее рыбка. Ребенку нужно найти пары похожих рыбок и соединить их линией.
Контуры
Подберите изображения различных предметов, вырежьте их и обведите на бумаге их контуры. Предложите ребенку правильно соотнести конур и предмет. Предметы должны иметь характерные силуэты: ёлочка, зайчик, белка, домик, бабочка и т.п.
Картинки по порядку
Нужны парные картинки. Вы выкладываете перед ребенком, например, изображение слона, грибочка и лестницы и предлагаете ребенку выложить картинки в точно такой же последовательности.
Три куклы
Расположите перед ребенком трех кукол. Каждая из них чем-то отличается от других. Попросите ребенка показать самую большую куклу; куклу с черными волосами; куклу в зеленом платье; куклу с бантиком на голове и в красном платье и т.д.
У ребенка и у вас по 3 круга, 3 квадрата и 3 треугольника. Вы кладете круг, ребенок повторяет за вами, вы кладете справа квадрат – ребенок повторяет за вами, вы кладете сверху квадрата – треугольник – ребенок повторяет за вами, вы кладете снизу круга треугольник и т.д.
Фигуры из кубиков
Выложите три кубика в ряд и предложите ребенку сделать то же самое. Затем можно построить башенку из двух кубиков или создать из пяти кубиков крестик – пусть малыш повторит и т.д.
Сказочное внимание
Покажите ребенку кукольный театр, например по сказке «Теремок». В конце, выложите перед ребенком всех героев этой сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя и добавьте любой посторонний персонаж, который не присутствовал в этой сказке, например, кошку. Ребенку нужно определить, какого героя не было в этой сказке. Можно, наоборот, не добавлять, а убрать одного из героев, например, волка и спросить ребенка, кого не хватает.
Детям очень нравятся проходить лабиринты. Нарисуйте сами или подберите в книге простой лабиринт и предложите пройтись по дорожке.
Автор: Дарья Колдина