Прослушивание музыки и музыкальные игры способствуют развитию у детей музыкальности, чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимательности, творчества. Музыкальные игры и занятия укрепляют нервную систему детей и оказывают положительное воздействие на их физическое, психическое и эмоциональное развитие. Музыка обогащает внутренний мир ребенка и помогает развитию его личности.
Музыкальные занятия включают в себя:
а) Прослушивание музыкальных произведений.
б) Совместное пение-подпевание.
в) Танцы и ритмические танцевальные игры.
г) Пальчиковые игры.
д) Игры-массажи.
е) Инсценировки сказок.
ж) Игра на музыкальных инструментах.
Советы по развитию музыкальных и танцевальных способностей детей
• Проводите музыкальные занятия на положительной эмоциональной волне; с помощью игровых ситуаций вызывайте интерес ребенка к предстоящей деятельности.
• Ежедневно включайте малышу музыку для прослушивания. Это может быть как классическая музыка (И.Бах, П.Чайковский, С.Прокофьев, А.Вивальди, В.Моцарт, С.Рахманинов и др.), так и песни с ярко выраженным изобразительным характером («Мотылек» С.Майкапар, «Лошадка» Е.Тиличеевой, «Уронили мишку» Э.Елисеевой-Шмидт и др.).
Однако музыка не должна звучать постоянно, иначе ребенок может перестать её воспринимать.
• Если у вас имеются дома простые музыкальные инструменты, такие, например, как колокольчики, бубенчики, бубен, металлофон, трещотка, дудочка и прочие - держите их в открытом доступе для ребенка.
• Даже если вы считаете, что у вас нет музыкального слуха, всё равно пойте малышу простые песенки, стараясь подчеркнуть интонационное содержание песни (колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно). Побуждайте малыша подпевать вам. При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
• Большинство малышей любят танцевать. Танцуйте вместе с ребенком, напевая какой-то ритм или включив фонограмму (но не громко!). Притоптывайте, переступайте с ноги на ногу, приплясывайте, делайте полуприседания (пружинку),поворачивайте туловище вправо-влево, плавно двигайте руками, прихлопывайте, помахивайте погремушкой (платочком, лентой), кружитесь и т.д.
• Музыка становится понятнее и интереснее через движения. Совмещайте веселую зажигательную музыку с сюжетными подвижными играми – прятками, догонялками, играми с предметами, подражаниями и имитацией движений животных (птичкам, мишкам), инсценировками сказок и пр.
• Во избежание психоэмоциональных перегрузок, чередуйте активные музыкальные игры и танцы со спокойными занятиями, такими как прослушивание музыки или игра на музыкальных инструментах.
• Не стоит заставлять ребенка насильно слушать музыку, петь или танцевать.
Показатели музыкального развития детей
2 года – 2 года 6 месяцев
• Прослушивание музыкальных произведений
- может вслушиваться в музыку;
- прослушивает спокойные и веселые песни и пьесы;
- умеет различать звучание инструментов (например, дудочки и барабана).
• Пение
- умеет подпевать окончания музыкальных фраз и повторяющиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента.
• Музыкальные движения и танцы
- умеет передавать через движения бодрый и спокойный характер музыки;
- ритмично ходит, меняя ходьбу на бег, подпрыгивает;
- двигается с погремушкой и бубном;
- умеет двигаться в танце по кругу, держась за руки;
- двигается и выполняет соответствующие действия по тексту хороводной игры или песни.
2 года 6 месяцев – 3 года
• Слушание
- с удовольствием слушает музыку: инструментальные пьесы и песни, которые исполняются взрослыми;
- эмоционально откликается на музыку, слушая знакомые мелодии, звучащие на разных инструментах, в ансамблях;
- слушает рассказы, иллюстрированные музыкой;
- умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения.
• Пение
- подпевает и поет без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая слова;
- если поет с кем-то, то вместе начинает и заканчивает пение, выдерживает паузы, слушает вступление и заключение мелодий;
- верно передает в своей основе мелодию и ритмический рисунок песни;
- с удовольствием слушает песни в исполнении взрослого;
- узнает знакомые песни и подпевает;
- выделяет особенно понравившиеся песни, желает их повторить;
- правильно и быстро запоминает слова песен, понятных ребенку по содержанию;
• Музыкальные движения и танцы
- выполняет самостоятельно и более точно музыкальные движения по показу взрослого;
- реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает);
- музыкальные движения разнообразны и относительно сложны (по сравнению со вторым годом), включают ходьбу, бег, прыжки; хлопанье в ладоши и по коленям; хлопанье в ладоши и одновременно притопывание одной ногой; пружинистое качание на двух ногах; бег на месте на носочках; постукивание каблучком; поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ноги; делает шаг вперед – шаг назад на носочках; кружение на носочках; выполняет маленькую «пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево; выполняет бег и шаг по кругу;
- движения рук тоже разнообразны: руки на поясе; одна рука на поясе, другая - поднята, руки разведены в стороны ладонями вверх; руки «пляшут» - повороты кистей, раскрытых ладоней и округленных пальцев («фонарики»).
• Музыкальные игры
- участвует в музыкальных сюжетно-ролевых играх, изображая под музыку зайчика, кошечку, мышку, птичку и т.п.
(Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Автор: Дарья Колдина