В годовалом возрасте дети уже хорошо передвигаются. Отделившись от мамы, малыш без устали изучает и исследует окружающий мир! Ему некогда сидеть на месте – вокруг столько всего интересного и неизведанного. Он интересуется содержимым ящиков и полок, залезает на диваны, стулья, столы, заглядывает в стиральную машинку и под кровать, с одинаковым интересом играет в кухонную утварь и папин телефон, стаскивает на пол подушки и одеяла…
Тяга к подобным экспериментам основывается на уверенности малыша в том, что в любой момент он сможет обратиться к маме. А это возможно только тогда, когда ребенок получает полноценную любовь в сочетании с необходимой свободой.
В этом возрасте психическое и интеллектуальное развитие идет огромными темпами (физическое развитие, по сравнению с периодом до года, замедляет темп, но тем не менее тоже происходит с большой скоростью). Но для этого малышу как воздух необходимы любовь, внимание и движения.
Особенность этого возраста состоит в том, что интеллектуальное развитие ребенка происходит исподволь, в процессе игры с различными предметами и тесного, разностороннего общения с близкими взрослыми. Ребенок, с которым много общались и разговаривали, читали стихи и сказки, с которым много гуляли, играли в прятки и догонялки, танцевали, лепили и рисовали в дальнейшем будет более всесторонне развит, чем тот, с которым в основном изучали буквы и цифры.
Интерес - это самое главное, с чего начинается любое действие малыша. К счастью, годовалый ребенок чрезвычайно любознателен. Только помните, что внимание годовалого малыша пока неустойчиво, он действует сиюминутно: схватил, посмотрел, покрутил в руках, бросил… И это абсолютно нормально для этого возраста. И действительно - лучше заканчивать игру с малышом до того, как он устанет или ему станет неинтересно. Но иногда, из-за того, что у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, ему трудно самому остановиться - он уже устал, а всё бегает за мячиком. В таком случае помогите малышу, заинтересуйте его чем-нибудь другим, чтобы переключить на более спокойный вид деятельности.
Организуя игры с ребенком, важно помнить:
- Малышу комфортнее играть на полу, чем за столом.
- Необходимо эмоционально заинтересовать сына/дочь игрой, т.е. обыграть ситуацию так, чтобы малышу захотелось играть, заниматься или что-то делать: играть в прятки с игрушечным медвежонком, убирать игрушки в ящик с помощью «подъемного крана» (маминой руки), соревноваться с машинкой и т.д.
- Организуя игру, будьте эмоциональны, постарайтесь «завести» ребенка своим энтузиазмом. Ребенок ещё не умеет играть один. Поэтому сами с воодушевлением играйте в игрушки ребенка. Скорее всего, малыш захочет присоединиться к маминой игре.
- Постарайтесь понять, что интересно вашему ребенку. Есть ли у вашего сына/дочки какие-то любимые игрушки? Если да, то можно к этим игрушкам присоединять и другие. Например, ваш малыш любит играть в кубики. Можно расширить диапазон кубиков: построить гараж и завозить туда машинки (присоединили машинки); организовать стройку и присоединить к игре подъемный кран. Играя в кубики, можно заодно изучать цвета, счет; строить высокие и низкие башни, длинные и короткие поезда.
- Покупайте ребенку разные игрушки и игры: "развивалки", конструкторы, музыкальные инструменты, куклы, посуду, мебель, машинки и т.д. Игрушки должны соответствовать возрастным потребностям и возможностям ребенка. Однако, при большом количестве игрушек теряется их ценность, а внимание ребенка рассеивается. Поэтому периодически меняйте «экспозицию»: убирайте поднадоевшие игрушки и выставляйте новые. Игрушки, предназначенные для игры, должны быть доступны для малыша, чтобы он мог взять их, когда захочет.
- Придумывайте игрушкам новые применения! Если малышу не нравится просто катать мячик, можно придумать с ним разные игры: забивать гол в самодельные ворота, кидать в корзину, закатывать под шкаф и потом доставать палкой. Матрешки можно не просто собирать и разбирать, а строить их по росту, ставить в хороводный круг, наполнять их разными маленькими игрушечками, прятать в одну из матрешек какой-то предмет, а малыш пусть догадается, в какой матрешке и что спрятано.
- Хвалите ребенка и поощряйте его игру. Если малыш увлекся игрой и не пристает к маме, это не означает, что его можно оставить без внимания. Оставайтесь рядом, но займитесь своими делами, вставляя время от времени свои замечания/реплики по ходу его игры: «Вот какой грузовик большой, все куколки в нем поместились! Как они обрадовались, что ты их всех вместе катаешь! «Спасибо, Тёма, спасибо!» - говорят они тебе».
- Будьте терпеливы! Не требуйте от ребенка играть в игрушки именно так, как написано в инструкции. Пусть придумывает свои игры и играет так, как ему хочется. Ребенок, сам делающий открытия – это же замечательно!
- Развивайте ребенка не только в ходе игр или запланированных занятий, а в любой жизненной ситуации: во время еды, купания, одевания, прогулки.
Очень важно, чтобы дети хотели и умели играть! Только нужно найти такие игры, которые будут им по душе. А затем задача взрослого заинтересовать ребенка выбранной игрой! Хороших вам совместных игр!
Статьи по теме: Во что поиграть с ребенком?
Пособия "Школы Семи Гномов" 1+
Автор статьи: Колдина Дарья