Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Английский язык в игровой форме

Сомнений, что язык нужен, не возникает, и главный вопрос – как его освоить, как научить ребенка языку, чтобы у него не возникало проблем в общении, понимании, чтобы ребенок в совершенстве владел английским. Об этом мы поговорили с Марией Барановой, PhD, директором Развивающего центра «Школа Семи Гномов» на Мневниках, основателем Школы английского языка Magic English Club.
Английский язык в игровой форме


Мария Баранова: 

«Ребенку нужна ситуация успеха, он должен чувствовать свой успех в каждом моменте»

В современном мире практически невозможно обойтись без знания английского языка, он необходим в разных сферах нашей жизни: на работе для общения с зарубежными коллегами, в поездках за границу, много всего интересного на английском в интернете. Сомнений, что язык нужен, не возникает, и главный вопрос – как его освоить, как научить ребенка языку, чтобы у него не возникало проблем в общении, понимании, чтобы ребенок в совершенстве владел английским, какие книги и игры использовать в обучении и так далее. Обо всем этом мы поговорили с Марией Барановой, PhD, директором Развивающего центра «Школа Семи Гномов» на Мневниках, основателем Школы английского языка Magic English Club.

 

– Мария, как вы считаете, с какого возраста нужно начинать заниматься с ребенком английским языком?

– На мой взгляд, чем раньше, тем лучше, это однозначно. Известно, что если ребенок именно в раннем возрасте начинает изучать язык, то у него не возникает никакого языкового барьера. До трех лет основная роль принадлежит маме. Именно мама создает для ребенка необходимые условия для изучения английского. Она дает ребенку возможность слушать сказки на английском, поет колыбельные, играет с малышом в пальчиковые игры. От мамы ребенок хорошо все это «впитывает», в таком случае английский становится вторым родным языком.

Если родители пропустили этот возраст, а такое случается, потому что ребенок часто болеет, у него режутся зубки, и маме просто не до английского, хотя очень хочется этим заниматься, то следующий период – это три года, очень хороший возраст для занятий английским. В этом возрасте эффективны групповые занятия. Преподаватель обыгрывает с ребенком различные ситуации, а дома с помощью тех же песенок, игр мама может помочь закрепить полученные навыки, развить любовь к языку, продлить пребывание ребенка в англоязычной среде. Родителям важно помнить, что если они погружают ребенка в языковую среду, то это нужно делать обязательно регулярно, это должно стать рутиной – как умываться, чистить зубы, одеваться. Если это станет частью жизни ребенка, то прогресс в освоении языка, разговорной речи будет очень быстрым.

 – Почему важно начинать с самого раннего возраста?

– У детей «воспитывается» интуиция. Они интуитивно воспринимают иностранный язык как свой родной. Впоследствии это особенно хорошо проявляется у детей старшего возраста. Те, кто начал изучать английский в 3–6 лет, при достижении возраста выпускных экзаменов без труда справляются со сложными, казалось бы, заданиями. Дети интуитивно, не вникая в подробности, правильно вставляют нужные слова в тексты и задания. Это происходит на уровне подсознания. Не прочитать и перевести каждое слово, а бегло просмотреть, просканировать и вставить нужные слова. Дети потом и сами не всегда понимают и могут объяснить, как это у них получается.

Удачный момент для начала занятий английским – это шесть лет, если упущены более ранние возможности. Это, можно сказать, последний шанс интуитивно освоить иностранный язык. До 10 лет у ребенка есть врожденная способность импринтинга – впечатывания информации в виде картинок, эмоций, вкусов, запахов. После 10 лет, а у некоторых детей чуть раньше, эта способность пропадает напрочь. Поэтому важно успеть до этого возраста познакомить ребенка с языком, чтобы у него была возможность изучать его естественным образом.

В шестилетнем возрасте ребенок уже способен учиться, соответственно, он легко и быстро воспринимает информацию на слух, научается аудировать буквально в считанные месяцы, и к концу первого года обучения он сносно говорит по-английски. В 9–10 лет такого прогресса достичь сложнее и дольше. Там нужно действовать по-другому, нужны методики многократных повторений – «дриллинг».

С какого возраста заниматься с ребенком английским, должны решать родители. Но чем раньше начать, тем лучше результат: чище речь, произношение, чувство языка при прочтении. Сколько бы дети ни изучали язык, он не станет для них абсолютно родным. Важно научить детей  не пугаться сложных незнакомых ситуаций, не бояться, если не поняли всего. Необходимо воспринимать информацию в целом и, исходя из общих данных, принимать какие-то решения, как ответить, отреагировать, какое слово вставить или написать.

 

– Мария, как быть, если мама хочет заниматься с ребенком английским, но не знает языка?

– Если мама хочет, это прекрасно. Если она не знает языка, есть много материалов, которые могут в этом помочь. Например, диски с колыбельными песенками, пальчиковыми играми. Самый простой вариант – включать ребенку песенки, огромное количество сборников детских песенок есть в интернете, можно самой пытаться пропеть какие-то простые веселые песенки, чтобы ребенку было интересно. А ребенку интересно, когда интересно маме.

 

– Многие родители опасаются, что ребенок еще и по-русски не научился говорить, а ему уже надо английский освоить. Проблем с логопедией не возникает?

– Дети, которые живут в других странах, одновременно осваивают два и три языка. Бывает даже, что освоение двух языков идет легче. В моей практике много случаев, когда дети, которые имеют сложности в русском языке, например, в произношении шипящих, буквы «р» и т.д., прекрасно говорят по-английски. Не считаю, что освоение английского языка может повредить фонетике родного.

 – Мария, но ребенок получает дополнительную нагрузку, осваивая, помимо родного, еще и английский язык.

– Тут все зависит от методики преподавания. Приходилось сталкиваться со случаями, когда педагоги начинают заниматься с детьми английским с изучения букв. Дети сидят за партами, как в школе. На мой взгляд, в этом случае действительно возникает дополнительная нагрузка, до которой еще ребенок не дорос и не готов. Когда занятия проходят в интерактивной форме в непринужденной обстановке – дети встали, сели, побегали, поиграли в мяч, по карточкам что-то разложили, друг с другом поговорили, – то детям интересно, их не нужно заставлять заниматься, они сами этого хотят и с желанием идут на занятия. Усталости у детей я не наблюдала ни разу, наоборот, они не хотят уходить. Бывает эмоциональная усталость, когда эмоции зашкаливают, но это другое.

 

– Мария, вы основываетесь на игровых методиках обучения. Можно ли изучить язык играя?

– Действительно, нас часто спрашивают, как можно все время играть и при этом осваивать язык. Дело в том, что это не просто игра, а целостная методика. Ребенок у нас все время играет, прыгает, бегает, общается с друзьями, при этом он осваивает английскую лексику, названия цветов, животных, учится употреблять глаголы. У ребенка своя задача – играть в любой форме, у нас своя – использовать игру для обучения.

Мы строим занятия таким образом, чтобы в игровой форме отработать какие-то кон­струкции, помочь ребенку освоить определенную лексику. При этом у детей создается ощущение, что они все время играют. И получается, что дети играют, и тем не менее, хорошо знают английский, и у них не возникает проблем с изучением языка в школе. Игра дает хорошие результаты. Мы играем в английский язык или играем на английском – вот такой риторический вопрос.

 

– Каких успехов может достичь ребенок, занимаясь по такой методике?

– Дети посещают клуб в течение 4–6 лет и доходят до уровня А2 по Кембриджской системе. Задача – научить детей дошкольного возраста слышать английскую речь, понимать, реагировать, любить ее, это важно. На втором этапе обучения дети начинают говорить. На третьем – читать, и только затем приходит письмо. Уровень А2 – это некая языковая база для человека, живущего в нашей стране, ездящего за границу и общающегося там с людьми. Его вполне достаточно для общения, написания простых писем. Но дети подрастают, и у них меняется мотивация. Кому-то нужен английский для поддержания школьного уровня, кому-то дальше – для более углубленного изучения. Таких замотивированных детей мало. В нашем детском центре мы ставим уровень А2 и выпускаем детей дальше. Также предлагаются курсы театрального мастерства, дополнительного английского, например, разговорный клуб и курс «Games» для детей старше 10 лет уровня А2.

Чтобы овладеть базовым уровнем, требуется от четырех до шести лет. При этом для успешного освоения языка важна роль семьи. Если родители заинтересованы, то они помогают – ставят диски для прослушивания, напоминают ребенку, что ему нужно заниматься. Детям необходим некий толчок, напоминание: «А сделал ли ты? Давай посмотрим». У детей, которым родители помогают, прогресс более очевиден. Они отлично овладевают англий­ской речью, понимают ее на слух.

 

– Что делать, если у ребенка не пошло с английским?

– Универсальной таблетки от всех болезней не существует. Каким бы прекрасным ни был метод Георгия Лозанова, от которого пошли методики Китайгородской и Мещеряковой, бывает, встречаются дети, которым он не подходит. Чаще всего проблемы возникают у мальчиков. Сначала у них все удачно, но, если что-то не получается, они натыкаются на какую-либо преграду, например, не могут так быстро, как другие, читать, не получается быстро реагировать на вопросы, или мальчик понимает, что он не лучший, нет этого лидерства, у него пропадает интерес.

Сложности возникают и у детей, которые не слушают аудиоуроки дома. Со временем они начинают выпадать из процесса. Все поняли, быст­ро сделали, а они отстают. Сначала отстают, потом теряется интерес, затем понимают, что не могут догнать, и им становится скучно.

Бывают гиперактивные дети, которых сейчас очень много, процентов 30 от общего числа детей. Некоторые все время ходят по классу, некоторые залезают под стол. Мы нормально на это реагируем, не раздражаемся. Гиперактивным детям подходят игровые методики, они хорошо приживаются, у них прекрасные результаты. Проблемы могут возникнуть, когда начинается чтение и письмо, и детям становится скучно. Мой совет – если у ребенка не идет, не надо заставлять. С моим ребенком была подобная ситуация, мы полгода ходили, бросили, а с нового года начали все заново – и все пошло. Нужно быть более лабильными, если ребенок никак не хочет, не надо давить – это убьет любовь к языку. Лучше оставить, а потом попробовать заново, возможно – с другим педагогом, может быть, по другой методике.

 

– То есть важен индивидуальный маршрут развития?

– Конечно, каждый ребенок индивидуален. Несмотря на то, что дети занимаются в группе, у каждого из них свой индивидуальный маршрут. У кого-то одно получается лучше, у кого-то другое. Мастерство педагога – жонглировать умениями детей, чтобы каждый был успешен. Если педагог видит, что у ребенка что-то не получается, он должен спросить то, что он знает. Если ребенок не может ответить, у него возникает недовольство, появляется негатив, пропадает интерес к занятию. Преподаватель должен каждый раз спускаться до уровня ребенка, пока ребенок не сможет подняться выше. Ребенку нужна ситуация успеха, он должен чувствовать свой успех в каждом моменте. Если ребенок чувствует успех, у него появляется азарт, и он может горы свернуть. Ребенок выходит на очень высокий уровень, если не потерять эту связь.

 

– В таком случае детям, возможно, эффективнее заниматься с репетитором?

– У многих родителей дилемма – нанять репетитора или заниматься в группе. Многие считают, что если нанять репетитора, то успех будет гарантирован, он будет заниматься только с их ребенком, родители готовы за это платить. Я считаю, что пока ребенок не дошел до сдачи экзаменов, когда ему нужно отрабатывать различные упражнения и задания, репетитор не нужен. Дети младшего возраста гораздо лучше воспринимают все в групповой форме. Почему? Допустим, ребенок чего-то не знает. Но пока дойдет его очередь ответить, он уже послушает несколько раз, что говорят другие. Поэтому мы стараемся спрашивать слабеньких детей попозже.

Следующий момент – это игра. Маленькому ребенку интересно играть со сверстниками, а не со взрослыми. Все глаголы движения изучаются только с помощью мяча. Ребенок до 10-летнего возраста не способен к анализу, он не может проанализировать и гораздо хуже запомнит перевод. Перевод – это губительная форма. Ни в коем случае нельзя ничего переводить. Занятия у нас проходят на английском, в интуитивной форме, с помощью картинок. Мы все показываем, таким образом запоминается гораздо быстрее, это прямой путь к ребенку. Переводить тексты нужно только после десяти лет. Детей, которых с самого начала учили переводить, очень сложно внедрить в непосредственную коммуникативную систему английского. Они начинают все переводить, уточнять – а вы это сказали? А может, это?

 

– Надо ли исправлять ошибки, которые допускают дети в игре?

– Мы не исправляем. Просто еще раз перефразируем то, что говорит ребенок, но в правильной форме. Многие мамы боятся, что на групповых занятиях ребенок услышит что-то в неправильной форме и будет так же повторять. Но для этого есть педагог, который говорит за ребенком, но правильно.

 

– Как выбрать группу или педагога с хорошим уровнем английского?

– Нужно прийти на урок, посмотреть, как он проходит. Педагог во время урока должен говорить только по-английски. Но преподавателю, который все время говорит по-английски на уроке, требуется много навыков. Он должен увлечь ребенка, соответственно, это должен быть темпераментный человек. Он должен владеть методикой и ему должно быть интересно играть с детьми, иначе не получится провести на английском весь урок. Еще очень важно, чтобы применялся коммуникативный подход к языку, чтобы дети не сидели за партами, сменяли виды деятельности. Английский не должен превращаться в рутину – педагог объяснил по-русски, затем спели песенку, потом сели, раскрасили что-то. Из-за такого подхода пропадает интерес ребенка к английскому.

Очень важно на протяжении всего периода обучения поддерживать интерес к языку. Ребенку ХОЧЕТСЯ заниматься английским, он ЛЮБИТ английский язык, САМ рвется на занятия и с удовольствием выполняет домашние задания – к этому нужно стремиться.


Источник: журнал "Современное Дошкольное Образование". Интервью вела Лариса Бурмистрова


6743
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё