Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Воспитание ребенка в зависимости от типа его темперамента и черт характера

Посмотрите на цветы, растущие в саду. Все они имеют общие признаки и в них происходят одинаковые процессы. Каждое растение всасывает воду, а в его листьях совершается фотосинтез. Но при этом все они очень разнообразны.

Посмотрите на цветы, растущие в саду. Все они имеют общие признаки и в них происходят одинаковые процессы. Каждый цветок имеет стебель, листья с прожилками, цветочную чашечку с лепестками, корневую систему.

Каждое растение всасывает воду, а в его листьях совершается фотосинтез. Но при этом все они очень разнообразны. У одних растений стебель гладкий, у других  – опушенный, у третьих – покрыт колючками. Их цветы разной окраски, формы и различаются по запаху. Одни растения – светолюбивы, другие - предпочитают густую и влажную тень.     
        

Также и дети: хотя физиологические и психические особенности того или иного возрастного периода, в разной степени, присущи каждому нормально развивающемуся ребенку, однако все ребятишки различаются между собой по темпераменту и чертам характера.

 

Мама и папа, даже молодые и неопытные, обычно имеют какое-то представление о том, как нужно воспитывать детей вообще, абстрактно, но применительно к конкретному ребенку всегда существует опасность переусердствовать, исказить или сломать еще не оформившуюся личность.

 

Стремясь дать своему ребенку идеальное воспитание, родители не должны стремиться воплотить в своем малыше тот образ «идеального ребенка», который живет в их представлении.

Так, например, маме с папой хочется видеть своего сына ловким и  бесстрашным мальчуганом, а ребенок от природы медлителен и осторожен. В этом случае нет смысла заставлять его делать то, чего он опасается, не умеет и не любит: залезать на дерево, нырять или заходить в темную комнату, от этого он не станет более смелым и ловким.

 

Так же трудно ожидать, что малообщительный ребенок станет душой компании, если родители будут насильно заставлять его принимать участие во всех общих детских играх или надолго оставлять в детском саду. Как минимум, все это приведет к тому, что ребенок будет глубоко переживать, чувствуя свое несоответствие родительским ожиданиям, и будет расти с чувством собственной неполноценности.
      

Бесполезно пытаться вырастить из лютика розу. И это замечательно, потому что если приглядеться хорошенько, лютик прекрасен не меньше, чем этот воспетый поэтами цветок.Так же нет смысла стараться превратить флегматика в сангвиника, а скромного и тихого человека - в решительного, яркого лидера.

 

Нет хороших или плохих темпераментов. Каждый темперамент, каждая черта характера имеет свои положительные стороны, и среди знаменитых людей можно найти представителей всех типов темперамента, но каждый человек в связи со своим темпераментом может испытывать определенные трудности.

 

Поэтому перед родителями стоит задача не менее сложная, чем перед Одиссеем, когда тот должен был проплыть между Сциллой и Харибдой. С одной стороны,  любой ребенок нуждается в наставничестве и  контроле со стороны взрослых, и задача родителей- должным образом воспитывать его.

 

А с другой стороны, родители должны трезво оценивать и учитывать  врожденные особенности своего конкретного ребенка, бережно относиться к ним, и, при этом, стараться сгладить и скомпенсировать те черты характера, которые могут мешать его благополучному развитию.

 

Иными словами, родители должны найти золотую середину и научиться виртуозно балансировать, направляя ребенка в нужную сторону и не ломая, при этом, его сущность.
      

Психологи разделяют людей на четыре основных типа по их темпераменту: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. 

 

В реальной жизни встречается немного представителей того или иного темперамента в чистом виде,  большая же часть людей обладает смешанным темпераментом, но один из типов все-таки обычно преобладает  характере.
      

В зависимости от темперамента и характера к каждому ребенку требуется  определенный подход. Для упрощения задачи мы будем говорить о темпераменте в чистом виде.

 

Ваш ребенок, конечно же, сложнее представленной здесь схемы, но мы надеемся, что вы сможете среди приведенных ниже описаний найти то, что больше всего соответствует его особенностям, а  наши рекомендации помогут вам при его воспитании.

 

Если же вы не обнаружите ни одного соответствия по типу темперамента, вы можете воспользоваться этими статьями для коррекции отдельных черт характера, которые, возможно тревожат вас в вашем ребенке.

 

Маленький сангвиник

 

У такого ребенка, по определению психологов и физиологов, сильный тип нервной системы. Процессы нервной системы легко включаются и легко тормозятся. Характер у него легкий, живой и жизнерадостный.

 

Он подвижен, у него быстрая речь (в соответствии с его возрастом), выразительная мимика. Ребенок, обладающий этим темпераментом, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Так же легко и быстро у него может происходить смена настроения.

 

Что бы ни случилось, сангвиник не склонен предаваться печали до конца дней своих, хотя он остро переживает неприятные для себя моменты.
      

С ним очень просто найти общий язык и договориться. Если же малыш заупрямился или раскапризничался не в меру, его легко успокоить, для этого просто нужно придумать для него новое занятие. Если, к примеру, он «застрял» на качелях, достаточно показать ему лужу и предложить устроить гонки из спичек-корабликов.
        

У такого ребенка много друзей, он легко вступает в контакт с людьми разного возраста. Легко может дать поиграть в свою игрушку, но и не будет долго раздумывать прежде, чем взять поиграть чужую. Старается избегать ссор.

 

Но малыш-сангвиник, если его обидели, задели за живое, скорее всего, не станет тихо плакать в уголке, а смело и решительно ринется в бой. Если его обидит ровесник, он сможет защитить свои интересы, мальчик-сангвиник в этом случае не отступит и перед дракой. Но не в его привычках долго дуться, и вскоре ребенок вновь начнет играть со своим бывшим обидчиком, не помня зла.
       

В компании детей - может быть и лидером и ведомым. Охотно берет на себя роль лидера, но относительно спокойно уступит лидерство другому ребенку, если тот проявит серьезную настойчивость, добиваясь этой роли.
       

Быстро ориентируется в непривычной, новой для себя обстановке и хорошо адаптируется к ней. Все новое вызывает большой интерес и очень привлекательно для маленького сангвиника. Дети этого типа обычно легко привыкают к детскому саду и с удовольствием ходят в него.
      

Ребенок сангвинического типа легко усваивает то, что внушают ему взрослые: всевозможные «можно» и «нельзя» запоминает хорошо и не слишком упорствует, столкнувшись с запретом.

 

Но если запретов будет слишком много, или запрещено будет что-то жгуче необходимое, с его точки зрения, или же ему покажется, что вы к нему вопиюще несправедливы, он начнет открыто протестовать и проявит свое «я» и своё «хочу» на полную мощность.Если ему сделать строгое внушение, он будет сильно переживать, но довольно быстро придет в себя, и вскоре вы опять услышите его смех и веселую беготню.

 

Ум и сердце сангвиника попеременно задействованы в равной степени. Его эмоции и чувства сильны, но также уравновешенны. Одним словом, человек этого типа, в том числе и ребенок, находится в подвижном равновесии.

 

Главное, что требуется от родителей сангвиника, всеми силами поддерживать такие замечательные черты характера.

 

При этом родителям маленького сангвиника необходимо учитывать ряд особенностей этого темперамента и помнить о некоторых проблемах, которые могут помешать гармоничному развитию ребенку такого типа.


Продолжение следует


Автор: Осипова Ирина

 

4351
Комментарии (2)
Баранова Светлана
27 июня 2013
Очень хотелось бы продолжения. Прежде всего, рассмотрения ряда некоторых особенностей сангвиника, которые могут помешать его гармоничному развитию. И рекомендаций по решению проблем, с этим связанных.
ответить
Потапова Светлана
09 августа 2011
Спасибо! Жду способы воспитания такого маленького сангвиника))) По описанию подходит: и в бой рвется, если обидят, и легко переключается(тьфу-тьфу), но очень остро переживает обиду!!!!
ответить
Почитать ещё