Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Секреты художественных сказок

В статье мы обратимся к мудрости народных и знаменитых авторских сказок и попробуем разобраться в заложенном в них уникальном смысле и воспитательной ценности..

Прежде чем  начать сочинять свои собственные сказки, давайте обратимся к мудрости народных и знаменитых авторских сказок и попробуем разобраться в заложенном в них уникальном смысле и воспитательной ценности.

Народные  (фольклорные) сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств. 

Авторские сказки тоже живо и образно передают народную мудрость и обобщенные представления о добре. По времени эти сказки гораздо моложе фольклорных. Всем нам известны величайшие авторы – сказочники - А.С. Пушкин, П.П. Бажов, Г.Х. Андерсен, Ш.Перро и мн. другие.
 

Зачем нужны сказки

Ребенок, отрезанный от человеческого опыта, далек от нравственных норм. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себя лучшие черты  людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствие и сострадание, заряжаются положительной  энергией, получают знания о мире и  учатся жить. 
 

Скрытые возможности художественных сказок

После прочтения  сказки и её проживания, у ребенка  возникает потребность более  глубоко осмыслить сказку и найти в ней необходимый жизненный урок. Ведь далеко не во всех сказках скрытый символический смысл лежит на поверхности. 

Давайте попробуем  вместе найти идейную направленность некоторых художественных произведений и выяснить их воспитательную ценность.
 

Сказка  «Курочка Ряба»

Незамысловатый сюжет  сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
 

Сказка  «Репка»

В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

В древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: "…Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!" И тогда уже смысл в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
 

Сказка  «Теремок»

У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или , наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» ((в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
 

Сказка  «Колобок»

Эта сказка весьма многогранна. Колобок в ней ассоциируется  с ребенком. В сказке говориться и о том, что нельзя есть слишком  горячую еду, и нельзя оставлять  детей без присмотра, а детям  нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним  людям. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок  так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным  на хитрость. Так что на любую  хитрость найдется еще более изысканная хитрость.

Но есть и  еще один момент – круглый колобок  символизирует луну. В древнем  варианте этой сказки каждый встреченный  зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась  все меньше, превращаясь в месяц. А потом и вовсе исчезала…
 

Сказка  «Заяц-хвастун»

Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
 

Сказка  «Кот, лиса и петух»

Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время  петушок  представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок,  петушок, золотой  гребешок», - так петушок про всё  на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям  нужно поступать – громко звать  на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
 

Сказка  «Заюшкина избушка»

Начинается сказка словами: «У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная». В сказке рассказывается о смене времен года: зима сменяется весной. Лиса в этой сказке ассоциируется с зимой, а заяц – с весной. Дальше как всегда хитрая лиса выгоняет слишком доверчивого зайчика из его домика. Но находится Герой Петушок "Красное солнышко", который не побоялся вступиться за слабого зайчика и был вознагражден победой над разбойницей-плутовкой. Справедливость восторжествовала, и зима тоже уступила место весне. 
 

Сказка  «Гуси – лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. 
 

Сказка  «Царевна-лягушка»

Царевна лягушка  наделена всеми данными для подражания девочек. Именно такая девушка - умная, красивая, трудолюбивая, скромная –  заслуживает доброго молодца  и достойной жизни. 
 

Ш.Перро  «Мальчик с пальчик»

Семья этого  мальчика живет в бедности и несправедливости. Казалось бы, что может сделать  этот малюсенький беззащитный герой. Но если у человека смелое сердце, острый ум, есть смекалка и доброта и  если он не сдается, то сможет справиться со своим страхом и противостоять  злу, жадности, малодушию и жестокости. 
 

Ш.Перро  «Золушка», Братья Гримм  «Белоснежка и  семь гномов»

Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали о их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.
 

Н.Носов  «Приключение Незнайки»

Эта сказка позволит непослушному, шаловливому, гиперактивному ребенку взглянуть на себя со стороны и вместе с её главным героем - Незнайкой, столкнуться с последствиями его (а значит и своих) поступков.
 

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старуха в этой сказке представляется завистливой, жадной, неблагодарной, сварливой. А рыбка  – образцом терпения. Причем прослеживая  состояния моря, мы можем отследить  все этапы «рассерженности» рыбки. Незавидна и доля мужа-«подкаблучника».
 

Рассказы  Л.Н. Толстого

Рассказы Толстого полны яркости, искренности и эмоциональности. Многие из них посвящены детям и ярко подмечают их поведение. Также рассказы Льва Николаевича знакомят с жизнью животных, природой, воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту, заботливость, отзывчивость и мн.др.
 

Список произведений для детей и их анализ можно  продолжать и продолжать. Но принцип  уже ясен, и вы без труда сможете  подобрать для своего ребенка  подходящие произведения. Также полезно  почитать детям поучительные рассказы К. Ушинского, Е. Чарушина, Н. Калининой, Я. Тайц, В. Осеевой, П. Воронько, К. Чуковского, Н. Носова и др.
 

Сделайте сказку своим помощником в воспитании, развитии и обучении ребенка. Самое плодотворное – это вечернее чтение, оно сближает, расслабляет, снимает усталость, возбуждение, накопленное за день.

Приятного вам  чтения!

 

Автор выражает благодарность Елене Лемм, Анастасии Супрун и Нине Николаевой за помощь в написании этой статьи. 

 

Автор статьи: Дарья Колдина

 

Другие статьи на эту тему

Сказкотерапия

15642
Комментарии (55)
D
detka48
24 марта 2015
Спасибо большое за статьи.Вот нашлось такое объяснение сказкам "Колобок" и "Курочка ряба". Возможно, будет полезным.
Кто такой колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того, чтобы дед и баба смогли его съесть. Колобок рожден быть съеденым. В конце сказки так и получилось. Он выполнил свое предназначение.
Сказка говорит о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Колобок "почивал на лаврах", поэтому и потерял бдительность.
Еще одна тема (в особенности для подростков) - это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Почувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задач, и эта игра его затягивает, он не смог вовремя остановиться.
Возможно сказка учит принятию своего предназначения; умению вовремя остановиться в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения заперта, творческому подходу к решению проблем?

"Курочка ряба". О чем эта сказка?
О подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним неподготовленные люди;
О стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);
О случайностях, которые обычно происходят закономерно ("мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось");
Любви к ближнему ("не плачь дед, не плачь бабка, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое");
О разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.
Чему нас учит сказка?
Конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;
Гибкости при решении новых и трудных ситуаций. Если бы дед и бабка гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?
Не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других и какие желаем получить сами), и многому другому.
Почему дед и баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему?
Действительно, почему дед и баба так непоследовательны? Может быть они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле они хотели, чтобы яйцо осталось целым?
Вообщем, все явления нашей жизни неоднозначны. Вот такая совсем не детская сказка.
Все это больше подходит для обсуждения со взрослыми и подростками.
ответить
еще 1 ответ
Баранова Светлана
26 июля 2013
Да... И статья интересная, и комментарии...:eek:
ответить
еще 1 ответ
Елена
07 февраля 2011
Обо многом я не знала! Ну и ну...
ответить
еще 1 ответ
Елена
30 марта 2010
После ваших комментариев, я уже и не уверена, что хочу знать изначальные варианты сказок....
ответить
еще 1 ответ
Елена Прекрасная
30 марта 2010
А вот тут представлены некоторые настоящие сказки:
http://planetashkol.ru/articles/22884/
Например в Трех медведях оказывается изначально была старуха, а не девочка.
А про Спящую красавицу там такое написано - волосы встали дыбом!!!
ответить
Почитать ещё