Приучение к горшку — одна из самых волнительных тем для родителей. Например, очень часто возникает вопрос: нужно ли высаживать на горшок догодовалого ребёнка. Решать, конечно, маме, но раннее ненавязчивое(!) знакомство с горшком органически входит в жизнь малыша, развивает у него чистоплотность, опрятность и закладывает положительное отношение к самому процессу.
В большинстве случаев после года все эти усилия в основном сходят на «нет» и приходится начинать всё по-новому. После полутора лет дети становятся более самостоятельными и учатся понимать, как управлять своими физиологическими потребностями (ребёнок сам знает, хочет он писать или пока нет). Малыш уже прислушивается только к своим ощущениям, а не маминым увещеваниям. Так как ребёнок только начинает на сознательном уровне учиться пользоваться «сдерживаниями» и «выпусканиями», могут происходить промашки. У детей, кто уже до года уже был познакомлен с горшком, этих «оплошностей» будет намного меньше: малыши уже знают, зачем нужен горшок и как им пользоваться.
Мама, не сажай меня на горшок!
Бывает, что мама не может уловить новый настрой своего ребёнка и насильно сажает его на горшок, а сын/дочь знает, что ещё рано, и сопротивляется. Мама опять настаивает, сердится и, возможно, даже ругает, и тогда к сопротивлению добавляется ещё и негативное отношение к горшку. В результате кроха категорически отказывается «делать свои дела» туда, куда надо, и возникает тупиковая ситуация.
Чтобы всего этого не произошло в вашей семье, давайте разберёмся, как приучить малыша к горшку без слёз, насилия и взаимных обид.
Готов ли ребёнок к горшку?
Как узнать, что ребёнок психологически и физиологически «дозрел» до осознанного пользования туалетом и готов к обучению? Существует несколько признаков, по которым можно понять это:
✔️ Малыш повторяет всё за взрослыми, хочет делать как они.
✔️ Знает о своих желаниях и может показать, что «нет» — не хочет что-либо или «да» — хочет.
✔️ Перед тем как пописать, малыш беспокоится, напрягается, задумывается, затихает, кряхтит, трогает «причинное» место и т. д.
✔️ Укрепляются мышцы, управляющие мочеиспусканием, и ребёнок может оставаться сухим в течение двух часов.
✔️ Испытывает потребность ходить в сухой одежде и требует сменить мокрые вещи.
✔️ Понимает слова «писать» и «какать».
✔️ Интересуется, откуда и куда «льётся водичка», может даже пошлёпать по ещё тёпленькой лужице на полу.
Горшковые премудрости
Как только вы заметили, что все или почти все вышеперечисленные требования у ребёнка «налицо», это значит, можно приступать к обучению горшковым премудростям:
🟢 Для начала откажитесь на время бодрствования от одноразовых подгузников, чтобы он понял взаимосвязь между позывами к мочеиспусканию и тем, что вслед за этим происходит.
🟢 В интересной форме познакомьте малыша с горшком — его назначением и применением, иногда (если согласится) высаживайте прямо в одежде просто так, посидеть, опробовать, прочувствовать.
🟢 Всегда ставьте горшок в одно и то же место. Так, чтобы он был в поле зрения ребёнка. Можно придумать какую-то ширмочку — кабинет (например, за занавеской), где малыш сможет уединяться, если ему так комфортнее.
🟢 Не оставляйте ребёнка, сидящего на горшке в одиночестве, будьте рядом, иначе, он забудет про свои «дела» и побежит на поиски мамы.
🟢 Дети любят копировать других. На своём примере, примере старших братьев/сестёр и игрушек показывайте ребёнку, что нужно делать, когда хочется писать. Можно рассматривать книжки с картинками, где нарисованы дети, писающие на горшочек.
🟢 Рассказывайте малышу истории про котят, которые всегда описывались, их штанишки становились мокрыми, они долго искали, куда же им писать и, наконец, нашли — в горшок. Можно даже налить в горшочек немного водички и сказать, что это котята туда пописали.
🟢 Если позволяет температурный режим — позвольте ребёнку бегать по квартире голеньким или в одной рубашке, чтобы перед горшком не надо было долго и мучительно снимать штанишки.
🟢 Если вы заметили, что ребёнок хочет писать, или он только что проснулся, пришёл с прогулки и т. п. — ласково, ненавязчиво предложите ему пописать в горшок, дабы штанишки остались сухими.
🟢 Писать на горшок будет веселее, если вместе с вашим ребёнком на свой маленький горшочек будет усаживаться и его плюшевый друг — медвежонок или кукла Катя, которым тоже «ох как захотелось в туалет».
🟢 Можно попробовать заманить малыша на горшок с помощью любимого дела: «Ты посиди на горшке, а я тебе почитаю книжку (дам поиграть в эту игру и т. д.)». Но не оставляйте малыша сидеть на горшке более 5 минут и даже если вы, например, читаете книжку, напомните ему, зачем он тут (не книжку слушать, а пописать).
🟢 Если ребёнок отказывается от горшка, предложите ему писать в баночку, ведёрко, контейнер, тазик, ванну или унитаз. Кстати, в варианте с баночкой ребёнку будет очень интересно разглядывать результат своего творчества.
🟢 В конце процесса можно предложить ребёнку торжественно вылить своё «творчество» в унитаз и нажать кнопочку. Обратите внимание, что именно «творчество», а не обидные «бяки», «фуки» и т. д. — ведь ребёнок так старался!
🟢 Если малыш описался — напомните ему, куда надо было это сделать и тут же переоденьте. Малыш должен испытывать ощущение комфорта от сухих штанишек, а не привыкать ходить в «мокроте». Подбодрите ребёнка: «Ничего, когда вырастешь большой, будешь писать в горшочек».
🟢 Если малыш пописал туда, куда надо, обязательно похвалите его за столь важное достижение, можно отметить столь удачное событие наклейкой на горшок. Приучение к горшку должно происходить в свободной, доброжелательной, позитивной обстановке.
🟢 Если малыш категорически отказывается садиться на горшок, значит, время ещё не пришло, отложите все попытки на 2–3 недели.
Будьте готовы к тому, что приучение к горшку может занять несколько месяцев, пока малыш полностью не научится управлять своим телом и получать удовольствие от использования «туалета». Не торопите события — нет ни одного взрослого, который не научился бы пользоваться туалетом.