Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Развивающие фильмы для малышей: двигатель развития или его тормоз? Часть 2

Главный аргумент в пользу таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Многие родители с восторгом утверждают, что «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы».

Главный аргумент в пользу таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Многие родители с восторгом утверждают, что «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы».

Это действительно так: ребенок поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Однако из этого не следует, что такой просмотр развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот.

Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов – кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия – мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент – младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком – эффект воздействия был сходным.

Самое опасное, что для многих родителей эти «развивающие фильмы» дают свободу от ответственности за малыша, хотя бы на 20 минут. «Ребенок 20 минут занят, и хорошо». Это один из наиболее удачных рекламных ходов компании. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм подходит как нель­зя кстати. Фильм дает «20 минут тишины и покоя» – так звучат 80 % отзывов родителей (и это подтверждает мысль о рекламном ходе), поэтому они с радостью приобретают следующие серии. При желании это время покоя можно приумножить до 40 минут, а то и целых двух часов. Только вопрос – сколько будет стоить такой покой?

Дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям, требуют все большего потока стимулов. Они быстро привыкают к такой искусственной стимуляции, и им сложно без нее обходиться. Без «видиков» они не могут ни есть, ни спать, ни играть. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность.

Сажая малыша перед экраном и освобождая себя от «лишних» и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в совместной деятельности со взрослым. Все интересы, переживания, представления, образы  складываются и первоначально существуют не внутри самого ребенка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребенку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани дейст­вительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными.

Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребенка, наполнять его. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребенка – пустым.

Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребенка и детских домов. Разные педагоги и психологи многократно показывали, что детей, лишенных семьи, отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутст­вии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, инициативы, импульсивность и ситуативность поведения, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Но если 10–15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей, и в особенности на детей хорошо обеспеченных родителей. В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав), то в другом, напротив, следст­вием материального и социального благополучия родителей, их стремления как можно раньше обеспечить ребенка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребенка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребенка, как
и полное его игнорирование.

Это типичный перенос взрослых проблем в детскую жизнь. Взрослый, который круглосуточно находится в состоянии цейтнота и боязни не «успеть сделать что-то важное», транслирует это состояние ребенку – «торопись учиться, а то будешь неудачником». В итоге наши дети с момента рождения все время чему-то учатся, чтобы когда-то потом стать «успешными». Вместо полноценной жизни «здесь и сейчас» мы все находимся в состоянии «неуспеха там и тогда». Дети все время чему-то учатся, вместо того чтобы просто жить и радоваться жизни. Это становится позицией, образом жизни, который, по сути, и на самом деле не является жизнью.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и видеофильмы из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем дет­стве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность. Компьютерные игры и развивающие видеофильмы можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конст­руирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6–7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.

 

 

 

 

Статья подготовлена по материалам журнала "Современное дошкольное образование" 2/2009

1991
Комментарии (36)
good_luck
16 ноября 2012
это не сознатольность :D просто она видет, что я не липну к телевизору, есть другие интересы
ответить
еще 1 ответ
good_luck
13 ноября 2012
ой, как страшно, аж дрожу-у-у-у :lol: но это хорошо, что есть разные мнения, у нас всех есть выбор, демократия. можем разрешить, можем запретить:roll:
я же считаю, что 6-7 лет это ужасно поздно!!!! я своей разрешила, а пришло время она сама себе его ограничила (2,8 лет у неё резко поменялись приоритеты, сама стала мало смотреть). зато багаж знаний накопила для своих уже 3,3 существенный. и усидчивость не пострадала, в 1-1,5 стала активно рисовать карандашом и подолгу))) и в компьютер играет (пока только рисует), но не больше 15 минут (я засекала) в день, надоедает быстро (видимо не нашла она еще то, что её будет цеплять).
надо полагаться на детскую мудрость их инстинкт самосохранения. не надо всё на прополую разрешать или запрещать.
ответить
еще 1 ответ
Natalia
17 сентября 2011
Полностью согласна  я с материалом статьи. Но ну  ни как  я не могу убедить в этом собственного мужа. Стоит мне хоть не надолго оставить водиться сына с папой, как возвращаясь (после душа) я обнаруживаю их возле компьютера играющих в игрушку. Сыну 1,8г.  
Пробовала пересказывать статьи прочитанные мною мужу. Ответ такой обычно: "Да мало ли кто их написал, может старушка какая-нибудь которая считает не только компьютер, но и телевизор бесполезным "чертовым ящиком"".
Пробовала объяснять, что зрение испортит сын, а быть неполноценным по зрению по себе знаю, что ужасно. Ответ такой: "Сейчас оборудование современное, зрение не портит. Я же не испортил."
Объясняла, что пользы от игр ни какой, на что тоже есть ответ: "Он должен в детстве наиграться, чтобы взрослым к компьютерам не тянуло."
Водила на беседу к психоневрологу и психологу. Ответ был таков: "Женщины в возрасте, в компьютерах не разбираются. Что они о них могут знать?"
Что еще сделать - не представляю. :sad:
ответить
еще 1 ответ
Y
yucka
06 июля 2011
Koldina, очень рада, что смогла быть Вам полезной:-)
ответить
Y
yucka
03 июля 2011
Еще раз оставлю комментарий, а то первый раз написала его в первой части статьи. А основное обсуждение уже позже здесь увидела
"Конечно, я не могу пойти против науки и начать спорить, что Бэби Энштейн - это очень граммотно продуманный материал для детей. но мой ребенок смотрит эти сюжеты. Смотрит только со мной. Все что происходит на экране я комментирую, объясняю. Как результат, ребенок к своим двум годам знает очень много животных, овощи-фрукты, транспорт, времена года и многое другое, сейчас мы проходим небо, солнце и планеты. каждый просмотренный сюжет, пытаемся закрепить, рисуем, лепим, клеим, читаем книги по теме, играем в игры, например, лото "кто что ест, Чей малыш, Времена года, формы предметов". и др.

По крайней мере, благодаря Бэби Энштейн я не только узнала, что может быть интересно и доступно ребенку,но и научилась до него это доносить.

Считаю, что в каждом деле должна быть мера. Так и с просмотром развивающих программ."
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё