Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Интервью с Вольфгангом Титце


Вольфганг Титце: «Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс»
В современном мире велик спрос на места в детских садах. При этом родителям важно не только получить место для ребенка в детском саду, но и быть уверенными, что ребенку там комфортно, созданы все необходимые условия для развития его способностей. Каким критериям должен соответ­ствовать хороший детский сад? Какие навыки развивать у ребенка? Об этом мы побеседовали с основателем и директором Института исследований и развития в сфере дошкольного образования "Pädagogik" (Германия), профессором, доктором педагогических наук Вольфгангом Титце.
Интервью с Вольфгангом Титце

Вольфганг Титце: «Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс»

В современном мире велик спрос на места в детских садах. При этом родителям важно не только получить место для ребенка в детском саду, но и быть уверенными, что ребенку там комфортно, созданы все необходимые условия для развития его способностей. Каким критериям должен соответ­ствовать хороший детский сад? Какие навыки развивать у ребенка? Об этом мы побеседовали с основателем и директором Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «Pädagogik» (Германия), профессором, доктором педагогических наук Вольфгангом Титце.


– Вольфганг, вы участвовали в разработке системы оценки качества дошкольных учреждений в Германии. Каким должен быть хороший детский сад?

– Мы можем считать качество работы дошкольной образовательной организации хорошим, если каждый ребенок, который посещает ДОО, имеет оптимальные возможности для индивидуального развития с учетом своих разнообразных, иногда специфических талантов, если детей удается научить справляться с настоящими и будущими вызовами и трудностями, если они могут раскрыть свой потенциал во всех важных сферах: когнитивного развития, социальной, эмоциональной и многих других. Высокий уровень качества в ДОО дает возможность положительно влиять и на развитие родительских компетенций. На основании многочисленных исследований можно с уверенностью сказать, что разница в уровне развития детей, в зависимости от качества дошкольного образования, может составлять один год. Например, если гипотетически допустить ситуацию, что один и тот же ребенок посещал бы ДОО с самым высоким уровнем качества образования и этот же ребенок посещал ДОО с самым низким уровнем качества, то разница в развитии составила бы один год. В целом мы придерживаемся позиции, что система качества включает: качество целевых ориентиров, качество условий и качество процессов, а также мы отдельно выделяем качество взаимодействия с семьей. И также очень важно, насколько дети вовлечены в образовательные процессы, могут ли они при наличии образовательной среды приобрести необходимые компетенции, насколько воспитателям удается привлечь детей к занятиям или дать им импульс, стимул для развития языковых компетенций, когнитивного мышления. Необходимо подчеркнуть, что развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс, который не прекращается никогда. Поэтому очень важно, чтобы все участники образовательного процесса, которые отвечают за качество образования, не переставали ставить вопросы, искать ресурсы для повышения качества, а также оптимизации работы, высказывали свою критическую оценку.


– Почему дошкольные образовательные услуги стали столь популярными?

– Чем раньше дети начинают посещать ДОО, тем выше уровень развития их речевых компетенций, также они более организованны, особенно, если дело касается повседневных рутинных процедур, у них реже возникают проблемы в поведении, они реже проявляют агрессию, у них выше уровень социальных компетенций. И это подтверждают многочисленные научные исследования не только в Германии, но и во всем мире.


– Семья, заботливые родители не могут обеспечить такие условия?

– Современные семьи в основном маленькие, большие встречаются очень редко, у многих малышей нет ни братьев, ни сестер. Также мало детей и в окружении: в семьях друзей, родственников, на детских игровых площадках. Все реже можно наблюдать картину, когда дети просто свободно сами играют во дворе (например, дети 5–7 лет), поэтому если дети остаются дома лишь под присмотром родителей, то, как минимум, они не получают стимулов для развития социального взаимодействия.


– Детский сад можно считать «вторым домом»?   


– Дети проводят в детском саду большую часть дня, в связи с этим меняется значение и определенные характеристики этой организации. Детский сад становится действительно вторым домом, ведь здесь, конечно, с учетом потребностей детей, определяется распорядок дня ребенка, это место, где он получает опыт сосуществования в социуме, для него раскрываются новые понятия, он узнает, что такое расположение и надежность, многому учится у людей, которые для него важны и являются примером. Соответственно, на детский сад возлагается еще больше ответственности, чем раньше. Ввиду увеличения количества времени, которое дети ежедневно проводят в ДОО, фазы отдыха и активных занятий должны быть интегрированы в распорядок дня таким образом, чтобы в достаточном объеме удовлетворялись как потребности детей в отдыхе и сне, так и их потребности в интеллектуальной деятельности, физической активности, социальных контактах, игре и исследовательской деятельности. Именно здесь дети знакомятся с культурными практиками, нормами и ценностями, принятыми в нашем обществе, и поэтому необходимо наполнить культурными смыслами ежедневные занятия в дошкольной образовательной организации. Это можно делать во время приветствия и прощания или приемов пищи. Детям объясняют, каким образом вырабатываются правила, какие правила устанавливаются и какие санкции применяются в случае нарушений. В связи с этим перед педагогами встают новые вызовы. Они должны быть не только образцом для подражания, но и уметь отвечать на сигналы о потребности в общении и контакте со стороны детей. От педагогов требуется высокое профессиональное мастерство, ведь возраст детей, которые начинают посещать детский сад, становится все меньше, т.е. они начинают посещать ДОУ в более раннем возрасте. Еще важный и достаточно сложный момент для педагогов, они должны действовать и как «посредники культуры», быть социальным примером. Разнообразие культур, к которым принадлежат семьи детей, нужно воспринимать с должным уважением. Чуткое отношение к разным культурам со стороны педагогов становится обязательным условием. Не следует забывать, что детский сад – это место для знакомства ребенка с основными демократическими общественными структурами и принципами. Это предполагает постоянное осмысление педагогами собственного отношения к демократии и власти, а также готовность и способность организовать структуры и процессы, которые обеспечили бы возможность участия в делах, в принятии решений и в мероприятиях и программах для детей и семей.


– Соответствует ли квалификация педагогов таким серьезным требованиям?

– Это достаточно большая проблема, потому что у нас не хватает заинтересованных людей, которые хотят стать воспитателями и выполнять эту важную работу. Отчасти это связано с тем, что это низкооплачиваемая профессия, по крайней мере в Германии, и я знаю, что во многих других странах тоже. В Германии наблюдается достаточно большая нехватка воспитателей, в ближайшие пять лет нам будет не хватать порядка 250 тысяч специалистов.


– Как решается эта проблема?

– Сейчас мы делаем все возможное, чтобы привлечь сотрудников из смежных специальностей. Вместе с тем мы не забываем, что есть потенциал среди мигрантов. У нас сейчас большой поток беженцев, таким образом мы привлекаем воспитателей, которые являются носителями разных языков и представителями разных культур. Мы прилагаем большие усилия, но я думаю, что нам не обойти такой вопрос, как финансирование. Важно, чтобы работа педагогов оценивалась по-другому, чтобы этому направлению в образовании придавали большее значение. Нам нужно привлечь высококвалифицированные человеческие ресурсы. Около десяти лет у нас сохраняется тенденция, что, по крайней мере, ведущие сотрудники должны иметь высшее образование, но в то же время люди, которые получают высшее образование, также задумываются о том, сколько они потом будут зарабатывать, и если они понимают, что студенты на других направлениях будут зарабатывать больше, то, конечно, уходят из профессии. И это большая проблема. Ситуацию нужно менять. Такие примеры у нас есть. Крупный учредитель нескольких детских садов в Германии разработал гибкую систему тарифов оплаты труда (которую согласовали с профсоюзами). В рамках этой системы оплата труда коррелируется с образованием воспитателей, в том числе есть возможности повышения квалификации. Если воспитатель повышает уровень своего образования, проходит курсы, получает дополнительное образование, то, соответственно, повышается оплата его труда. Также важно раскрыть для молодых людей важность и интересные стороны работы с детьми.


– Какими компетенциями должны обладать педагоги?

– В современном мире умение критически осмысливать, анализировать свою профессиональную деятельность выходит на первый план, при этом важно не только критически взглянуть на образовательные процессы и образовательные ситуации, но и умение разрабатывать различные альтернативные действия.
Здесь могут прийти на помощь и такие простые вещи, как воспоминания о собст­венном воспитании, нужно проанализировать собственные «привычки» и использовать эти знания в профессиональной практике. Методические инструменты каждого педагога это: осознание определенного содержания собственных поведенческих ориентиров, представлений о ценностях и нормах, о том, что такое детство вообще, как происходят процессы обучения и образования, что является целью образования и воспитания и как это можно реализовать. Крайне важным представляется и умение педагога выстраивать коммуникацию. Для этого необходимо знать, что детей интересует, какие у них интересы, заботы, уметь откликаться на них и создавать стимулы для развития. Построение коммуникации напрямую сказывается на качестве отношений педагога и ребенка. Здесь очень важна эмпатия, сопереживание проблемам детей. Опыт ребенка, связанный с надежностью, последовательностью, способностью к эмпатии, и доброжелательное внимание влияет на то, будет ли ребенок чувствовать себя хорошо в детском саду и станет ли он принимать участие в образовательных программах.
Не следует воспринимать ребенка как «чистую доску», на которую можно записать множество знаний, не работает инструмент с внешней наградой и наказанием, следует обращаться к внутренней мотивации детей и их готовности учиться и способствовать развитию позитивной самооценки.
Для достижения образовательных целей фундаментальное значение имеет ориентация на индивидуальные способности ребенка, следует опираться на ресурсы каждого ребенка и особенно тех детей, чей опыт в большей степени определяется недостатками, неудачами и небольшой уверенностью в собственных силах.
В совместной работе с семьями важно отказаться от взгляда, ориентированного на недостатки семьи, нужно сформировать уважительное, заинтересованное отношение к личным и жизненным компетенциям и мотивации членов семьи. На базе этого можно построить диалог с родителями на равных и добиться совместной поддержки образования и развития ребенка.
В дошкольных образовательных организациях мы встречаем детей и семьи, находящиеся в разных жизненных ситуациях, и с очень разнородными индивидуальными исходными ситуациями и потребностями. Целью инклюзивной педагогической работы является оптимальная поддержка каждого ребенка в процессе его развития и образования. К достижению этой цели можно приблизиться только в том случае, если педагоги отдают себе отчет в существовании этого многообразия и занимаются связанными с ним задачами.
Для обеспечения высокого уровня качества образования нам нужны педагоги с самой качественной профессиональной подготовкой, которые уважают индивидуальность и уникальность каждого ребенка, хорошие общие условия, которые должны быть обеспечены со стороны государства и учредителей ДОО, а также инструменты для оценки качества и инструменты для развития качества. Крайне важно не только проводить оценку качества, например, с каким-то определенным интервалом, но и заниматься развитием качества на постоянной основе.



Беседовала Элла Емельянова

1327
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё