Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Практическое руководство. Игры и упражнения Сесиль Лупан

Игры и упражнения Сесиль Лупан (по книге «Поверь в своё дитя» для детей 1-6 лет)...

Общение с ребенком
 

Отношение к ребенку сохраняйте таким же, каким оно было весь первый год его жизни.

Присутствие. Ребенку необходимо в течение большей части дня ощущать присутствие любящего его человека. 

Живой голос. Следите затем, чтобы голоса, звучащие по радио и телевизору и записанные на кассеты, не вытеснили живого голоса. 

Жизненное пространство малыша. Не ограничивайте его одним квадратным метром. Разрешайте младенцу играть в самых неожиданных местах (в кухонном шкафу, на лестничной площадке...), но, разумеется, под вашим присмотром.  

Поощряйте любопытство ребенка. Выработайте такую систему поведения, которая бы, с одной стороны, стимулировала любопытство малыша, а с другой - не позволила ему превратиться в вашего тирана: ребенок должен понять, что всегда найдет у вас поддержку, даже если ему придется для этого иногда подождать своей очереди. 
 

Двигательная активность
 

                                                      В возрасте от 1-2 лет  

Длинные прогулки. Если есть хоть какая-то возможность, совершайте с ребенком длительные прогулки. Достаточно тренированный малыш может пройти пять-шесть километров по сложным дорогам уже в возрасте полутора-двух лет. Конечно, нужно держать его за руку, петь ему песенки и рассказывать что-либо интересное, чтобы шагалось веселее. 

Чтобы научить ребенка бегать, нужно заставлять его ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит сам и не обрадуется этому новому ощущению. Когда он поймет, что для него означает бег, устраивайте во время прогулок одну или две пробежки. Покажите ребенку, до каких пор вы можете пробежать вместе, чтобы он видел перед собою цель.
   

Прыжки. Есть два вида прыжков: первый, чтобы победить страх (например, кинуться с какой-то высоты к вам в руки), второй - при котором ребенок должен просто научиться прыгать (например, через пороги в квартире). Показав малышу, как это надо делать, станьте лицом к нему, возьмите его за руки и заставьте спрыгнуть к вам вниз со ступеньки.
 

                                                В возрасте от двух до шести лет 

Физическая активность. Очень важно чередовать ходьбу, бег, умение сохранять равновесие, делать прыжки.    

Танцы и ритмическая гимнастика. Когда малыш научится бегать, он готов к занятиям ритмическими танцами.

Наблюдение за старшими. Желательно, чтобы малыш в возрасте до двух лет мог наблюдать раз в неделю, как занимаются физическими упражнениями дети на год старше его.  

Все виды спорта. В этот период можно обучать ребенка любому виду спорта, который вам доступен: лыжи, верховая езда, гимнастические снаряды, коньки, велосипед, танцы и, конечно, плавание и т.д.

Развитие речи и поэзия
 

                                                        Звукопроизношение

Если ребенок плохо выговаривает отдельные звуки, путает порядок слогов или пропускает отдельные из них в сложных словах, нужно заставлять его произносить слоги друг за другом. Например, ребенок говорит "лелевизол" - попросите его сказать отдельно слог "те", затем "теле" и только потом "визор", и, наконец, медленно-медленно - "те-ле-ви-зор". Когда малышу это удастся, вы вместе будете забавляться, повторяя слово все быстрее и быстрее.
   

Слова, которые младенец уморительно коверкает – можно ввести в домашнюю речь, при условии, что, употребляя его, вы подмигнете, давая понять, что оно произносится с искажением. И при этом следует спросить: "Ну, а по-настоящему как нужно сказать?" Ребенок будет счастлив ответить вам верно.
 

                                                                  Поэзия
   

Рассказывайте ребенку потешки, песенки, стихи, считалки и т.д.
   

Первый этап: ребенок дополняет ваши фразы. В полтора-два года малыш уже начинает связно говорить. Каждый день повторяйте ему короткие стишки нараспев, и он очень скоро научится заканчивать начатые вами фразы.

Второй этап: предложите ребенку вместе рассказать хорошо знакомое ему стихотворение: он начинает стихотворные фразы первым, вы повторяете ее, а ребенок затем говорит следующую строчку. То, что вы повторяете кусочек фразы, которую он только что произнес, служит ему как бы трамплином для ее продолжения.

Настоящая поэзия. Когда ребенок сможет пересказать много маленьких стихотворений с вашей помощью, переходите к настоящей поэзии.

Зачем знакомить ребенка со словами и выражениями, которые он неспособен понять? Очень важно, чтобы ребенок постоянно узнавал живо и интересно все новые и новые понятия. Это поможет ему приобрести привычку смотреть на мир шире.

Первая басня. Чтобы предложить ее ребенку, очень важно самому хорошо знать эту басню. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят "Ворону и Лисицу". Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять ее смысл.

Театр. Если вы хоть чуть-чуть артистичны и сами интересуетесь театром, то к различным занятиям с ребенком можно добавить еще и театр.

Контакт с книгой. Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять.  

Великие мифы. У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии.

Кино. С двух лет вы можете водить ребенка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте малыша к себе на колени и на ухо шепотом рассказывайте ему, что происходит на экране.
                                                       

                                                            Словарный запас

Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми. Изготовьте карточки с изображением различных животных, рассказывайте ребенку о тех, кто на них изображен и как называется звук, который они издают (осёл ревет, индюк кулдыкает, голубь воркует и т.д.). Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: "Какая птичка так поет?" и "Как лает собачка?"
   

 Научные термины. Для игр с ребенком вы можете составить карточки научных терминов (орнитология - наука о птицах, ихтиология - наука о рыбах, кардиолог - врач, который лечит сердце, стоматолог - врач, который лечит зубы и т.д.).
   

Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы, которые вы сможете подобрать к нему, потом проверьте себя по словарю. 
 

                                                               Грамматика
В два-три года малыш начинает болтать без передышки, радуясь тому, что наконец-то овладел разговорной речью. Значит, наступил подходящий момент, чтобы помочь ребенку осознать природу слов и структуру фразы. 
   

Расчленение фразы на слова. Стихотворение, которое ребенок знает наизусть, напишите большими буквами, выделяя отдельные слова. Попросите малыша прочесть это стихотворение наизусть и научите его показывать пальцем каждое слово. Подобное упражнение - прекрасная подготовка к чтению. 
   

Грамматическая категория рода. Объясните ребенку различие между мужским, женским и средним родом. Расскажите, что род легко определить, если к слову добавить местоимения "мой, моя, мое" или "он, она, оно". Потом назовите несколько существительных и попросите определить их род.
   

Единственное и множественное число существительных. Объясните ребенку, что существительные бывают во множественном и единственном числе. 
   

Подлежащее и сказуемое. Объясните ребенку, что подлежащее - это тот, кто делает, а сказуемое - это то, что делают. (Петя пьет, мама ест, папа спит).
 

Грамматическая категория времени. Объясните ребенку разницу между настоящим, прошедшим и будущим временем. Говорите фразы, начинающиеся со слов "вчера", "сегодня", "завтра". Помогите ребенку разобраться и самому употребить в данной фразе единственно верную форму. 
 

Чтение и письмо

Методика обучения чтению по системе Лупан опирается на два основных принципа: 
-Нужно, прежде всего, знать что-то, чтобы затем это понять (упражнения, позволяющие ребенку незаметно и в процессе игры запомнить алфавит, гласные, согласные, а также правила чтения некоторых буквосочетаний).
- Чтение есть способ получить доступ к определенному содержанию, а не упражнение в расшифровке бессмыслицы (материал для чтения, который близок ребенку и внушает ему уверенность в том, что чтение есть для него первейшая необходимость).
 

                                                             Песенка алфавита.
     На мотив любой детской песенки пропойте названия букв. Это упражнение можно начинать сразу после рождения ребенка, оно должно стать основным в вашем "репертуаре". Тогда малыш сможет спеть эту песенку уже в двухлетнем возрасте или даже раньше. 
    Когда песенка пропета сотни раз, и ребенок станет узнавать ее, можно перейти к песенкам сначала о гласных (при этом вместо согласных поется м-м-м), а потом о согласных (при этом вместо гласных поется тот же звук м-м-м). 
 

                                                              Слова и буквы.
Интерес к графической форме слова у ребенка может возникнуть только в том случае, если это слово ему чем-то близко. Показ карточек с написанными на них абстрактными словами (как это предлагает Глен Доман) вызывает у ребенка весьма слабый интерес. Тем не менее, необходимо, чтобы написанные слова окружали ребенка постоянно. 

Для тех, кто хочет начать как можно раньше. Лупан считает, что наилучший момент для занятий чтением наступает тогда, когда младенец начинает говорить. Приколите в его комнате на стенку большой лист белой бумаги и напишите на нем первые слова, которые говорит ваш ребенок. Постепенно добавляйте к списку новые слова малыша. 

Слово вместе с предметом. Приготовьте десяток картонных карточек и напишите на них названия находящихся в комнате предметов: шкаф, стол, кровать, ковер, дверь, окно и т.д. В отсутствие ребенка прикрепите эти надписи к предметам, которые они обозначают. Потом торжественно отведите его в комнату и покажите, что на каждом предмете появилось название. Регулярно обращайте внимание малыша на эти таблички и читайте, что на них написано.

Как писать слова. Доман считает, что все слова надо писать большими красными буквами и постепенно переходить к маленьким черным буквам. Другие авторы используют или одни красные, или одни черные буквы. А кто-то раскрашивает буквы во все цвета. Сесиль Лупан попробовала все эти методы и убедилась, что наилучший из них - писать так, как советует Рашель Коэн: согласные - черным цветом, а гласные - красным.        Высота строчных букв, у которых нет выступающих вниз или вверх частей (а м т и т.д.), должна составлять не менее двух сантиметров, всех других букв (р у и т.д.) - четырех сантиметров. Если ребенку нет еще двух лет, буквы должны быть еще больше. Очень скоро вы научитесь чувствовать, когда он сможет воспринимать более мелкие буквы. 

Алфавит. Когда ребенок выучит песенку алфавита, пришло время придать ей смысл. Для этого нужно сделать буквы привлекательными. Буква изображается черными жирными линиями, рисунок - тонкими красными линиями. Каждую букву (высотой 6-10 см) пишут на отдельной белой карточке (размером с почтовую открытку). Эту азбуку надо представлять ребенку всегда в вопросительной форме, чтобы он отвечал вам, называя букву. 

Когда малыш выучит десять букв, покажите ему те же буквы (меньшего размера и без рисунков), написанные на маленьких кусочках картона и помогите ребенку узнать их.
 

                                                                   Книги
Чтение книг нужно превратить в увлекательное занятие, в котором ребенок будет играть активную роль. Для этого есть два простых способа. 

Первый способ - дать понять малышу, что книга - не просто предмет, который можно купить в магазине: это что-то такое, что придумывается и записывается. Предложите ребенку сочинить какую-нибудь историю и запишите ее, выполняя роль посредника.

Второй способ - сделать героем книги самого малыша.
Вы вместе с ребенком сочиняете небольшой рассказ про него самого, подбираете соответствующие фотографии и наклеиваете их на белые листы картона (25-25 см). Под каждой фотографией пишите текст, комментируя: «Ж – согласный, пишем черным цветом, е – красным» и т.д.

Как делить текст на слова. Закончив книгу, перечитайте ее вместе с ребенком, и пусть он покажет пальцем каждое слово. Очень важно приучить его к делению текста на слова.

Узнавание слов в тексте. Попросите ребенка найти в тексте то или иное слово. Или, наоборот, спросите его, что за слова вы ему показываете.  

Когда ребенок начнет понимать, что он читает, дайте ему придуманную вами книгу. Это будет первая книга, прочитанная малышом самостоятельно. Каждый день сами перечитывайте ему то, что он уже прочел. И пусть он читает ежедневно одну или даже несколько страниц.

"Следопыт". Эту игру можно вводить, как только ребенок начнет читать. С таинственным видом дайте ему бумажку, на которой что-нибудь написано. Например: "На кровати", или: "Загляни ко мне в карман". Малыш делает то, что написано в записке, и находит печенье!

Поочередное чтение - наилучший способ поддержать интерес ребенка, начинающего читать. Прочитайте первое слово, малыш прочтет второе, вы - третье и т.д. Закончив страницу, перечитайте ее, но теперь первым будет он.

Как развить вкус к чтению. Для этого нужно, во-первых, чтобы малыш понемножку (одну или две страницы каждый или почти каждый день) читал сам с вашей помощью, и, во-вторых, чтобы вы читали ему вслух гораздо более сложные и интересные для него тексты. Это совершенно необходимо, ибо только в этом случае ребенок будет всегда иметь перед собой цель, к которой надо стремиться.  

 

                                                                 Письмо

Алфавит. Обучение письму строится на подражании: покажите малышу, как надо писать буквы. Но если он все же предпочитает делать это по-своему, на первых порах не стоит с ним спорить. 
   

Первые слова. Пусть сначала просто переписывает слова, значение которых ему известно: его имя, имена близких. А затем ребенок начнет писать самостоятельно.
   

Пишущая машинка (компьютер). Когда ребенок уже знает буквы – его можно предложить писать слова на компьютере. 

 

Иностранные языки
    Если есть человек из близкого окружения ребенка, который говорит на другом языке, попросите его говорить с малышом только на его языке.   

Игра на двух языках. Если ребенок часто общается с тем, кто говорит с ним на другом языке, то, начиная с шести месяцев, надо дать почувствовать младенцу, что такое двуязычие (билингвизм). Взяв его, например, за ногу, скажите: "Это нога". Другой человек должен повторить это слово на втором языке.

На иностранном языке, как и на родном, нужно много говорить, называть ясно и четко предметы, показывая на них, рассказывать сказки, петь песенки, читать стихи и книжки.  

Использование магнитофонных кассет может быть прекрасным подспорьем, если тот, кто учит ребенка второму языку, видится с ним недостаточно часто.

Приучайте ухо малыша к различию в звучании двух языков. Прежде чем начать говорить с ним на другом языке, пойте ему песенки на этом языке, давайте слушать записи.  

Ритуал перехода с одного языка на другой. После того как ребенок уже достаточно привык к родному языку, в возрасте от восьми месяцев до года введите в свой ежедневный обиход моменты, когда вы будете говорить с малышом на другом языке. Не забудьте сопроводить переход на иностранный язык специальным ритуалом.
    На первых занятиях вы даете названия различным предметам на изучаемом языке и в то же время показываете ребенку, что вы умеете говорить на этом языке.

Книжки с картинками. Попробуйте пересказать любимую книгу малыша на другой язык.
 

Логика и счет

                                                                      Логика
    Упражнения в логике
     Для начала познакомьте ребенка с признаками и характеристиками предметов, которыми он сможет потом оперировать по правилам логики (цвета, геометрические формы, размеры, вкус, звук и т.д.). 

Положение в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в, и т.д. Что касается понятия "слева" и "справа", выработайте у себя привычку говорить об этом во время одевания малыша. Говоря "справа", сожмите его правую руку или ногу; произнося "слева", дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева.  

Объединение двух или нескольких признаков предметов. Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур (каждой по пять) пяти различных цветов и попросите его дать вам красный квадрат, голубой круг, зеленый треугольник и т.д. Таким образом, вы предлагаете ему объединить в своем сознании форму и цвет. Потом скажите, чтобы малыш положил зеленый круг справа от себя, оранжевый квадрат взял в левую руку, а коричневый треугольник бросил в коробку. При этом он связывает уже три понятия: форму, цвет и место. 

Антонимы. Поиграйте с ребенком в слова, противоположные по значению. Называйте слова, а малыш пусть отвечает вам (большой – маленький, сильный – слабый, добрый – злой и т.д.). Вариант этой игры: медленный, как... (кто, что), быстрый, как... , сухой, как…, мокрый, как...

Для него нужен... рот? (есть, пить, говорить, смеяться, улыбаться, кусаться). Или: "Что делает птица, автомобиль, кран?" 

Родственные связи (на примере вашей семьи). Объясните малышу термины родства. Задавайте ему при этом шуточные вопросы: "Кто твой дядя?.. А кто брат твоего отца?.. Конечно! Это один и тот же человек!" Затем предложите ему обнаружить те же связи в знакомых семьях или среди героев книги. 

Календарь. Познакомьте ребенка с днями недели, названиями месяцев. 

Последовательность названий или цифр. Вырежьте карточки из картона и напишите на каждой одну цифру (от 0 до 10) или день недели, или месяц, или букв. Научите ребенка расставлять карточки в нужном порядке и отвечать, между какими двумя членами ряда находится та или иная цифра, буква и т.д.
   

Название классов понятий, объединенных общим признаком. Есть два типа упражнений. 
 

Первое упражнение: вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом:  Кукла, мячик, кубики (игрушки), стул, шкаф, стол (мебель) и т.д.
 

Второе упражнение: вы называете пять слов, четыре из которых принадлежат к одному классу понятий, а пятое - к другому. Спросите у ребенка, какое слово здесь лишнее и почему: кошка, собака, голубь, лошадь, корова (голубь) и т.д.  

 

Логическое формулирование. Чтобы помочь ребенку научиться логически мыслить, поиграйте с ним в такую игру. Скажите: «Коровы едят». Потом спросите: «Что делают коровы? (Они едят). Кто ест? (Коровы)».  

Слова, выражающие отношения: "больше чем", "меньше чем", "столько же, сколько" составляют базу любого сравнения. Вводите их применительно к словам, обозначающим количество, длину, толщину, высоту, вес, и вообще ко всем словам, обозначающим размеры предметов. "Что больше, а что меньше?"; "Где меньше кубиков, чем...?"; "Кто такого же роста, как...?" 

Копирование и повторение форм. Разложите спички так, чтобы они образовали какую-нибудь геометрическую фигуру или несложный рисунок. Попросите ребенка скопировать то, что вы сделали. Когда это начнет у него легко получаться, дайте малышу посмотреть на выложенные вами фигуры, затем закройте их и попросите воспроизвести по памяти. Увеличивайте число спичек, усложняя фигуры.

Развитие воображения с помощью геометрических фигур. Подумайте вместе с ребенком, что можно нарисовать, используя в качестве основы круг: рожицу, яблоко, тарелку и т.д. Потом возьмите другую базовую фигуру. 
 

                                                                   Счет
В основе всех вычислений лежит счет, поэтому у ребенка в первую очередь и следует развивать способность считать. Но "считать" означает, с одной стороны, знать названия чисел, а с другой - понимать суть самого процесса счета.

Числа от 1 до 10. Считайте вслух (громко и четко), прежде чем что-либо сделать: потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Старайтесь делать это хотя бы раз в день. Скоро ребенок сможет назвать числа от 1 до 10.

Считать что-либо должно стать столь же обычным делом, как и говорить. Ритуалы, связанные с приемом пищи, представляют для этого наибольшие возможности. Считайте тарелки, ножи, кусочки мяса, ложки каши... Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру.

Числа больше 10. Когда ребенок (обычно в возрасте трех лет) научится пересчитывать предметы до 10, познакомьте его со следующим десятком.

Ноль. Объясните ребенку, что такое ноль. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее, - совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: "Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?»     
   

Обратный счет - очень важное упражнение, так как ребенок не научится вычитать, если он не умеет "считать назад". Тем не менее, подождите, чтобы он освоил счет до 30 (по крайней мере), прежде чем начать эту новую игру. 

Счет до заранее заданного числа. Нужно научить ребенка считать до заранее заданной цифры. Положите перед малышом горсть фасолин и попросите отсчитать 3 из них. Когда он поймет это, попросите его сделать несколько кучек фасолин - например, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если ребенок справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд. Попросите его отсчитать (дотрагиваясь до них, но, не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Наконец, проделайте то же упражнение, считая предметы, изображенные в книге.

Поочередный счет. Когда малыш хорошо выучит названия чисел, поиграйте с ним в поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д.  

Четные и нечетные числа. Чтобы объяснить ребенку это понятие, возьмите две тарелки и горсть фасолин: «Это твоя тарелка, а это - моя. Вот две фасолины. Можешь ли ты положить столько же фасолин в мою тарелку, сколько и в свою? Да, конечно! Ты можешь положить одну фасолину в свою тарелку и одну - в мою. Теперь вот тебе три фасолины, посмотри, можно ли сделать с ними то же самое?.. Нет! В одной тарелке оказывается две фасолины, а в другой - одна. Видишь, оказывается, число 2 можно разделить на две равные части (такое число называется четным), а число 3 нельзя разделить на две равные части (его называют нечетным). Посмотрим теперь, как ведет себя 4» и т.д. 

Цифры в их графической форме. Когда малыш научится хорошо считать, познакомьте его с первыми тремя цифрами. 

 

                                                                   Сложение

Какое число идет дальше? Когда ребенок хорошо освоит поочередный счет, спросите его: "Какое число стоит после цифры 3?" Вначале малыш будет вынужден начать считать вслух. Не мешайте ему, пока он испытывает в этом необходимость. Затем скажите, что считать нужно про себя.  
   

Чехарда с числами. «Я говорю 3, а ты прыгаешь через следующее число и называешь то, которое идет за ним. То есть ты перепрыгиваешь через 4 и говоришь 5 (произносите 3 обычным голосом, 4 - высоким, 5 - обычным). Это очень интересно!". 
   

Промежуточный символ между предметом и цифрой. Как говорит Энгельман, это поможет ребенку хорошо понять, что такое символ. 
   

Сложение. Покажите ребенку принцип сложения с помощью фасолин: «Положи в одну кучку 3 фасолины, а в другую - 2... Молодец! Теперь сложи их, то есть пересчитай все вместе. Готово. Получается...? Прекрасно! Итак, можно сказать, что 3+2=5. Это и называется сложением!»
   

Знаки "+" и "-" Когда ребенок научится прибавлять с помощью фасолин, возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем три точки. «Сосчитай эти точки. Их 3. Смотри внимательно, я прибавила 2 точки, их стало ...5. Молодец! Теперь запишем пример сложения, как мы это делали с фасолью! У нас 3 фасолины, нарисуй 3 точки, а теперь, напишем плюс - это такой маленький крестик! Итак, 3 плюс 2 (нарисуй две точки) равно... (равно - это две черточки одна над другой), а теперь посмотрим, сколько получилось. Пять».
 

                                                                     Вычитание 

Обратный счет - основа вычитания. Поиграйте с ребенком во все те игры, где вы считали в обычном порядке, но теперь считайте в обратном порядке: 
 

1. Считайте вслух при выполнении обычных житейских дел: перед тем, как включить телевизор или погасить свет, капая лекарство и т.д.;
 

2. Положите перед ребенком несколько предметов и попросите сосчитать их. Теперь, когда он знает, сколько их всего, попросите его убирать по одному предмету, считая назад до нуля;
 

3. Та же игра, но вы предлагаете малышу считать назад до того числа, которое вы заранее задали;
 

4. Считайте назад по очереди: вы говорите 10, он говорит 9, вы говорите 8, он говорит 7 и т.д.  

 

В вычитании первое число всегда самое большое. Усваивая этот закон, а также то, что при сложении самое большое число - это ответ, ребенок поймет: вычитание - это сложение наоборот. Например, 3+2=5 и 5-2=3 - это одни и те же числа, но в другом порядке! Выберите три числа и дайте ребенку задание придумать с ними пример на сложение. Затем вместе с малышом проверьте ответ, используя фасолины. После этого попросите ребенка придумать пример на вычитание с теми же числами. Правильность ответа он также должен проверить с помощью фасолин. 
 

                                                      Метрическая система мер и время

Рост. Прикрепите к стене ленточку длиной в метр. Покажите ребенку, какова длина метра, объясните разницу между метром и сантиметром. Помогите малышу измерить кукол. 

Вес. Дайте ребенку в руку предмет весом в килограмм. Потом поставьте малыша на весы и покажите ему, что он весит столько-то раз по килограмму! Проделайте то же самое с весом, равным 100 граммам. Помогите ребенку взвесить его игрушки. Если у вас есть весы с гирями, он еще лучше поймет, что такое вес. 

Объем жидкости. Возьмите два мерных стакана. Помогите ему налить воды в первый стакан до нужной отметки, потом перелить ее в другой. Повторите операцию. В конечном итоге уровень жидкости во втором стакане покажет результат сложения. Когда ребенок освоится с мерными линейками, сделайте упражнение на вычитание.  

Что касается определения времени, то лучше всего повесить в комнате ребенка часы с арабскими цифрами и секундной стрелкой. Поместите позади часов большой картонный круг и отметьте на нем минуты. Прежде всего, объясните малышу, что часовая стрелка движется очень медленно: за то время, что она проходит от одной цифры до другой, большая, минутная, стрелка успевает сделать полный круг. А пока минутная стрелка движется от одной цифры до другой, секундная стрелка успевает также пройти круг.


История 

Первый этап - прошлое ребенка. Возьмите фотоальбом ребенка и расскажите ему как он рос – научился сидеть, стоять, ходить и т.д.

Второй этап - история родителей. Возьмите альбом с вашими детскими фотографиями. Объясните малышу, что вы тоже когда-то были совсем маленькой, а его дедушка и бабушка в те времена - молодыми родителями.

Третий этап - история дедушек и бабушек. Объясните, что вы тоже никогда не видели своих родителей детьми (так как в то время вас еще не существовало), но его дедушка и бабушка тоже когда-то давно были маленькими.

Четвертый этап - динозавры. Когда ребенок хорошо усвоит принцип смены поколений, можно приступить к совсем удивительной теме: "Очень, очень, очень давно, задолго до того, как твоя бабушка была маленькой девочкой, совсем не было людей! Мир существовал, но не было людей! В те времена на Земле жили очень странные животные: динозавры!" Достаньте книгу с хорошими иллюстрациями на эту тему или фигурки динозавров. Перечислите названия различных динозавров.

 Пятый этап – переходите к истории вашей страны. Сесиль Лупан предлагает рассказывать о каждом правителе или историческом событии в стихах, составлять памятки – карточки правления царей, водить детей на экскурсии в музеи и к историческим памятникам.
 

География

Распределение вещей в пространстве. Примерно года в два малыш уже может визуально представить себе то, что не находится у него перед глазами. Спросите ребенка, где находится холодильник (в кухне), кровать ( в спальне) и т.д. 
   

План квартиры. На листе бумаги начертите контуры комнат и раскрасьте каждую в свой цвет, чтобы было понятно их взаимное расположение. Дайте ребенку мелкий предмет (это будет как будто ребенок) и предложите расположить себя в кухне. 
   

Звезды. Покажите ребенку звездное небо. Объясните, что на самом деле каждая звезда такая же большая, как солнце, но оттого, что она так далеко, кажется маленькой, как лампочка; так же выглядят люди и машины, когда смотришь на них с высокого этажа. 
   

Астрономия. Найдите хорошее изображение Солнечной системы. Расскажите ребенку: «Смотри, это Солнце, которое ты видишь в небе днем. Солнце - большой огненный шар, поэтому оно такое горячее. Вокруг Солнца вращаются большие шары, которые называются планетами. А вот шар совсем особый - на нем есть животные и люди. Это наша планета, и называется она Земля! На ней мы и живем, и она самая замечательная из всех! Ведь на других планетах нет ни растений, ни животных, ни людей. Но планеты совершенно не похожи одна на другую. Смотри, вот на ту, словно ожерелья, надеты кольца - ее называют Сатурн. А вот эту ты хорошо знаешь, ведь это Луна! Но она не вращается вокруг Солнца, как другие планеты, а вращается вокруг Земли, вокруг нас. Поэтому ее называют спутником Земли. И, понимаешь, каждая звезда - тоже солнце, со своими планетами. Только они так далеко от нас, что мы о них ничего не знаем. И никто не знает, есть ли в мире другая планета, такая же, как Земля!» 
Здесь уместно было бы в первый раз отправиться вместе с ребенком в планетарий. 
      

  Географическая игра в матрешку. Расскажите ребенку: «Наша семья живет в доме, а дома "живут" в городе, а города "живут" в стране! Страна - это место, где люди говорят на одном языке (о многоязычных странах вы расскажете позднее, здесь нужна простота). А страны "живут" на континенте, окруженном водой. Все континенты "живут" на планете Земля, которая, помнишь, я тебе показывала, вращается вокруг Солнца!» 
   

Страна ребенка. Покажите ребенку на карте его страну. Если есть родственники в других городах этой страны – отметьте их на карте флажками.
   

Континенты и страны. Когда ребенок научится ориентироваться в своей стране, познакомьте его с другими странами, расскажите, что там живут люди, разговаривающие на других языках.
    Можно начать более систематическое изучение географии, например по такой схеме: страны континента или области страны; столицы и крупные города; горы; реки; моря; рельеф:
 

- Иллюстрации. Собирайте открытки различных стран. Малышу нужно наглядно представлять себе, что стоит за всеми названиями и точками на карте.
 

- Игра в складывающиеся картинки из стран и различных областей. Нарисуйте на картоне контуры каждой страны или области, вырежьте их и раскрасьте в разные цвета. Покажите ребенку модель, например, континента и помогите составить карту. Пусть он назовет каждую деталь этой складывающейся картинки.
 

- Срисовывание контуров стран. Предложите ребенку срисовать форму страны с карты (достаточно приблизительного контура).     
 

- Горы. Сделайте небольшие карточки с изображением гор. Предложите ребенку расположить их на карте в соответствующих местах.
 

- Реки. Предложите ребенку нарисовать на карте крупные реки.
 

- Моря. Научите малыша очерчивать моря, произнося их названия. 
 

- Рельеф. Отыщите хорошие иллюстрации и объясните значение терминов, относящихся к рельефу, например таких: приток, пролив, лагуна, пик, дюны, морена, бухта, мыс, скала, равнина, водопад, река, ледник, полуостров, береговая полоса, остров, возвышенность, трещины, перешеек, утес, озеро, долина.


 

История искусства и рисование
 

                                                            История искусства
    Начиная с полутора лет дети с живейшим интересом рассматривают репродукции картин и другие произведения искусства (скульптура, архитектура). 

Первое посещение музея. Если вы хотите отвести малыша в музей – заранее познакомьте его с несколькими репродукциями картин, которые он там увидит.   

Сюжеты (темы). Смотреть картины с ребенком более старшего возраста лучше, группируя их не по художникам, а по тематике. Нужно выбрать сюжет, который малышу, несомненно, понравится: животные, праздники, дети, битвы, сражения и т.д.

Художественный салон. Для этой игры нужно иметь достаточное количество репродукций или открыток. Ребенок будет "продавцом" картин. Разложите перед ним произведения трех или четырех различных художников (примерно по шесть картин каждого мастера), а вы будете у него покупать картины Рембрандта или Ренуара.

Сколько картин рекомендуется показывать за один раз. Самое лучшее - ежедневно (например, перед вечерним чтением) знакомить ребенка с десятью картинами.
 

                                                                  Рисование

Самое главное - развить двигательную активность рук, хотя бы для того, чтобы научить ребенка правильно держать карандаш, легко и свободно владеть им. 

Специальный уголок для занятий ребенка рисованием. Малышу (примерно в два года) нужно выделить отдельное место, где он мог бы вволю рисовать: стол, стул, мольберт, бумага, фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки, детские ножницы (с закругленными концами), клеящий карандаш, корзинка для бумаг и папка для хранения рисунков. 

Первые силуэты. Покажите ребенку, как нужно нарисовать человека, домик, цветок, дерево, овцу, облако. Похвалите его, как бы плохо сначала у него ни получалось.

Техника рисунка. Система рисования заключается в следующем: все состоит из прямых и кривых линий и главное - определить в будущем рисунке так называемую "линию жизни" и следовать ей (на примере дерева).

 Яйцеобразная форма. Основной силуэт, который просматривается в очертаниях вазы, человеческого тела, птицы и т.п., чем-то напоминает яйцо. Для лепки яйца можно использовать пластилин или глину и маленький гончарный круг.

Силуэты рыб и птиц. Предложите ребенку нарисовать их с использованием кривых линий и яйцеобразных форм.

Цвета. Объясните ребенку разницу между основными и дополнительными цветами. Покажите ему, как можно сделать маленькую цветовую палитру (но только в общих чертах, потому что для этого требуется большое умение и терпение). Важно, чтобы ребенок знал цвета и их соотношения.
 

Музыка

                                                Игра на музыкальных инструментах

Пойте! Нужно, чтобы ребенок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам).

Как петь? Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы раз в день. Пойте ее со словами и без слов. Не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Нужно, чтобы ребенок слышал, как вы поете без слов.

Кассеты. Давайте вашему ребенку возможность слушать музыку на кассетах.       

Ребенок начинает петь. Не волнуйтесь, если этот момент наступит не сразу. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку (если возможно, в вокальном и инструментальном вариантах), прежде чем сам начнет ее петь.

Высота, длительность и громкость звуков. Предложите ребенку закрыть глаза и слушать. Сыграйте ему высокую и низкую ноты. Попросите отметить разницу между ними. Пусть малыш слушает звуки различной продолжительности, а затем звуки различной громкости. Если эта игра ему понравится, вы можете добиться, что он будет различать, какая нота выше, продолжительнее и громче другой. 

Игра в ошибки. Спойте очень хорошо знакомую ребенку песню, допуская ошибки, которые он должен заметить.

Ритмические диктанты. Прохлопайте или простучите руками по столу очень простой ритм и попросите ребенка повторить его.

Поочередное пение. Спойте хорошо знакомую ребенку песню вместе с ним, по очереди исполняя фрагменты.

Гамма. Обучите вашего ребенка гамме

 

                                                              История музыки

Знакомство с инструментами. Для начала отправьтесь в магазин музыкальных инструментов, где работает симпатичный продавец. Покажите ребенку различные инструменты и, если возможно, дайте послушать, как они звучат.

Музыка и география. Свяжите ваши уроки географии с народной музыкой разных стран. 

Музыка и история. На уроках истории слушайте музыку разных эпох. Это хороший способ подойти к изучению музыки средних веков и эпохи Возрождения. 
 

Плавание

Умение плавать в раннем возрасте имеет массу преимуществ. Если все делается правильно, малыш приобретает бесценный опыт: свободу движения, приятные ощущения и радость от собственной отваги в сочетании с безопасностью, обеспечиваемой руками мамы или папы. Ребенка с рождения до 4х месяцев нужно учить плавать в большой ванной, а потом в бассейне.
 

Верховая езда, или как обучать детей спорту

Ребенка можно обучить почти любому виду спорта, но при условии, что вы сами им хорошо владеете; это относится не только к верховой езде, но также и к конькам, лыжам, альпинизму, гимнастике и т.п. 

Более подробно о занятиях с детьми Сесиль Лупан смотрите в её книге «Поверь в своё дитя»

 

Автор: Дарья Колдина
 

18671
Комментарии (23)
M
Mamazanuda
04 марта 2014
Описанный Сесиль Лупан подход к развитию очень однобокий. Все предлагаемые упражнения развивают в основном только кругозор и логику, очень мало предлагается подвижных занятий. Всерьез рассматривать эту книгу как методику раннего развития абсолютно неприемлемо. Тут более подробные мои размышления на эту тему: http://mamazanuda.ru/?p=1261
ответить
еще 1 ответ
Елена
29 октября 2010
Хочу в бассейн!
ответить
еще 1 ответ
Светлана
27 октября 2010
неа, не читает, молчит. Поэтому и думаю теперь, что запомнила
ответить
еще 1 ответ
Светлана
25 октября 2010
Слоги, не слова и то не все. Я попробовала только первые буквы. А может она их просто запомнила. Просто ей еще года не было, а мы на асфальте писали мама, папа, баба. И вот она ба прочитала, а может просто запомнила. Но все звуки она еще не знает. Но кстати, прочитала слитно
ответить
еще 1 ответ
Светлана
24 октября 2010
Кстати, мы читать слоги начали, хотя по этой методике всего недели две занимаемся.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё