Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90-х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 — 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист.

С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Создание методики «Музыка с мамой»

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.

Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:

• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Принципы методики

1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.

3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

Серии дисков для малышей

Диски предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения.

Во многих альбомах после пропевания песенки звучат нотки. Таким образом, дети смогут быстро освоить музыкальную грамоту. После песенок идет мелодия, так называемая, караоке-версия, под которую мама и малыш смогут петь самостоятельно.

Диски с колыбельными - русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др.

Диски с песенками–потешками - обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких - «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др.

Диски с пальчиковыми играми - развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки».





(Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы)).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)).

Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Каркает:"Вот и обед !"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь -
(Разводим руками)

а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

Диски с подвижными играми – хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др.

Диски с песенками – инсценировками - сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка – «Наши ручки», « Едем – едем», «Два кота», «Мой зонтик» и др.

Мишку на руки возьми

Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:



Мишку на руки возьми, и повыше подними,
Маме лапочкой одной помаши над головой.
Мишку на пол посади и один гулять иди,
По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
На руки его возьми, крепко-крепко обними.
Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай.

Диски с физкультминутками (жестовые и подражательные игры) - формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов.

Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др.


У жирафов

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев ("собираем складки" - щипает себя)

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

Диски со сказочками–шумелочками для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах. Развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение –«Трусливый заяц», «Зима в лесу», «Танец для мышки», «Дождь и радуга», «Страшный Пых», «Ветер», «Концерт на кухне или чей голос лучше» и др.

Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(барабаним пальчиками по барабану или пустой коробке)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по нескольким бокалам)



Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(играем на треугольнике или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(играем на деревянных ложках)

грызли зёрнышки
(играем на рубеле или расчёске)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(шуршим бумагой)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(царапаем пластик барабана или дощечку)

А снаружи на землю каждый день падал снег
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по бокалам)
Шумел ветер, (дудим в бутылку)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(играем на ксилофоне или барабаним пальчиками по пустой коробке).

Диски с игровыми массажами – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение - «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.

Все фонограммы серии "Музыка с мамой» прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ и могут быть основой для эстетического и духовного развития детей.

Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей по методике Железновых.

Недочеты методики Железновых

Каких-то существенных замечаний по этой методике нет. Есть информация к размышлению о том, на какие моменты следует обратить внимание:

- Некоторые стишки и движения из программы Железновых детям не так-то просто запомнить и повторить.
- Детям предлагается следовать строго по инструкции, а возможно стоит в чём-то предоставить ребенку возможность действовать в соответствии со своим внутренним побуждением.
- В основной своей массе стишки однотипные, с одними и теми же словами - существительными (мишка, зайки) и глагольными рифмами (погулять, поспать).

Список литературы.

Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Бим - бом» для детей 2-6 лет.
Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Чижик» для детей 3-6 лет.
Е. Железнова. А под пальмой краб сидит…
Е. Железнова. Наша – то Катюша умная была…
Е. Железнова. Паучок ходил по ветке…
Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (полный сборник пальчиковых игр)


Все диски Железновых в нашем магазине


Автор: Дарья Колдина

159148
Комментарии (58)
Баранова Светлана
23 января 2013
Я тоже музыкальный руководитель в детском саду. И ко всему звучащему на моих занятиях материалу отношусь критически. В том числе и к «Музыке с мамой» Железновых. Аранжировки неплохие. Тексты игр для малышей тоже заслуживают внимания. Но вот вокал... Почему для издания серии дисков нельзя было пригласить профессиональных исполнителей? Считаю, что такое пение детям слушать, мягко говоря,  неполезно. Хорошее исполнение только на диске №1 с колыбельными и диске №3 с аранжировками русских народных песен, собранных Балакиревым в 19 веке. И ещё у меня вопрос»: а зачем развивать абсолютный слух? При дальнейшем обучении музыке это погоды не сделает. Любой педагог-музыкант знает, что для успешного обучения нужен не абсолютный, а хорошо развитый относительный музыкальный слух. Абсолютный слух – редкое явление в природе. Чаще всего он бывает врождённым. Абсолютным слухом обладали далеко не все композиторы-классики, но это не помешало им оставить след в мировой художественной культуре. Поэтому обещание Железновых развить у ребёнка абсолютный слух является не более, чем рекламной уловкой.
ответить
еще 1 ответ
Баранова Светлана
23 января 2013
Я тоже музыкальный руководитель в детском саду. И ко всему звучащему на моих занятиях материалу отношусь критически. В том числе и к «Музыке с мамой» Железновых. Аранжировки неплохие. Тексты игр для малышей тоже заслуживают внимания. Но вот вокал... Почему для издания серии дисков нельзя было пригласить профессиональных исполнителей? Считаю, что такое пение детям слушать, мягко говоря,  неполезно. Хорошее исполнение только на диске №1 с колыбельными и диске №3 с аранжировками русских народных песен, собранных Балакиревым в 19 веке. И ещё у меня вопрос»: а зачем развивать абсолютный слух? При дальнейшем обучении музыке это погоды не сделает. Любой педагог-музыкант знает, что для успешного обучения нужен не абсолютный, а хорошо развитый относительный музыкальный слух. Абсолютный слух – редкое явление в природе. Чаще всего он бывает врождённым. Абсолютным слухом обладали далеко не все композиторы-классики, но это не помешало им оставить след в мировой художественной культуре. Поэтому обещание Железновых развить у ребёнка абсолютный слух является не более, чем рекламной уловкой.
ответить
Баранова Светлана
23 января 2013
Я тоже музыкальный руководитель в детском саду. И ко всему звучащему на моих занятиях материалу отношусь критически. В том числе и к «Музыке с мамой» Железновых. Аранжировки неплохие. Тексты игр для малышей тоже заслуживают внимания. Но вот вокал... Почему для издания серии дисков нельзя было пригласить профессиональных исполнителей? Считаю, что такое пение детям слушать, мягко говоря,  неполезно. Хорошее исполнение только на диске №1 с колыбельными и диске №3 с аранжировками русских народных песен, собранных Балакиревым в 19 веке. И ещё у меня вопрос»: а зачем развивать абсолютный слух? При дальнейшем обучении музыке это погоды не сделает. Любой педагог-музыкант знает, что для успешного обучения нужен не абсолютный, а хорошо развитый относительный музыкальный слух. Абсолютный слух – редкое явление в природе. Чаще всего он бывает врождённым. Абсолютным слухом обладали далеко не все композиторы-классики, но это не помешало им оставить след в мировой художественной культуре. Поэтому обещание Железновых развить у ребёнка абсолютный слух является не более, чем рекламной уловкой.
ответить
Баранова Светлана
23 января 2013
Я тоже музыкальный руководитель в детском саду. И ко всему звучащему на моих занятиях материалу отношусь критически. В том числе и к «Музыке с мамой» Железновых. Аранжировки неплохие. Тексты игр для малышей тоже заслуживают внимания. Но вот вокал... Почему для издания серии дисков нельзя было пригласить профессиональных исполнителей? Считаю, что такое пение детям слушать, мягко говоря,  неполезно. Хорошее исполнение только на диске №1 с колыбельными и диске №3 с аранжировками русских народных песен, собранных Балакиревым в 19 веке. И ещё у меня вопрос»: а зачем развивать абсолютный слух? При дальнейшем обучении музыке это погоды не сделает. Любой педагог-музыкант знает, что для успешного обучения нужен не абсолютный, а хорошо развитый относительный музыкальный слух. Абсолютный слух – редкое явление в природе. Чаще всего он бывает врождённым. Абсолютным слухом обладали далеко не все композиторы-классики, но это не помешало им оставить след в мировой художественной культуре. Поэтому обещание Железновых развить у ребёнка абсолютный слух является не более, чем рекламной уловкой.
ответить
Баранова Светлана
23 января 2013
Я тоже музыкальный руководитель в детском саду. И ко всему звучащему на моих занятиях материалу отношусь критически. В том числе и к «Музыке с мамой» Железновых. Аранжировки неплохие. Тексты игр для малышей тоже заслуживают внимания. Но вот вокал... Почему для издания серии дисков нельзя было пригласить профессиональных исполнителей? Считаю, что такое пение детям слушать, мягко говоря,  неполезно. Хорошее исполнение только на диске №1 с колыбельными и диске №3 с аранжировками русских народных песен, собранных Балакиревым в 19 веке. И ещё у меня вопрос»: а зачем развивать абсолютный слух? При дальнейшем обучении музыке это погоды не сделает. Любой педагог-музыкант знает, что для успешного обучения нужен не абсолютный, а хорошо развитый относительный музыкальный слух. Абсолютный слух – редкое явление в природе. Чаще всего он бывает врождённым. Абсолютным слухом обладали далеко не все композиторы-классики, но это не помешало им оставить след в мировой художественной культуре. Поэтому обещание Железновых развить у ребёнка абсолютный слух является не более, чем рекламной уловкой.
ответить
Почитать ещё