Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Второй «секрет» методики Зайцева: использование складового способа чтения

Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Теперь склад снова вернулся к нам. И в этом — заслуга Н. А. Зайцева.
Второй «секрет» методики Зайцева: использование складового способа чтения

Что такое склад:

➡ слияние согласной с гласной, иначе говоря, «слог слияния», например: МА, ПА, РИ, ЩУ, ЖИ;

➡ отдельно гласная в качестве слога: А-ня, О-сы, Я-ма;

➡ отдельно согласная (в закрытом слоге): коТ-лета, паро-хоД;

➡ согласная с твёрдым или мягким знаком: РЬ, БЪ, МЬ.

Когда говорим ребёнку «Читай по слогам», то как-то забываем: русский слог может содержать от одной до десяти букв. Вот примеры этому: 1) а, у; 2) он, вы; 3) рак, сад, кто; 4) аист, гриб, сплю; 5) празд-ник, встре-ча; 6) власть, Кремль, взгляд; 7) всплеск и т. д.

До сих пор продолжаются споры о том, как делить слова, как их переносить на письме: ЛО-ЖКА или ЛОЖ-КА, КА-СТРЮЛЯ, КАС-ТРЮЛЯ или КАСТ-РЮЛЯ? Границу между слогами определить довольно сложно, а вот между складами легко: ЛО-Ж-КА; КА-С-Т-РЮ-ЛЯ. И всем становится понятно, что переносить можно в любом месте «стыковки» складов.

Эффективно использовать склад в обучении ребёнка чтению помогут ДВА основных «фактора» — слагаемых успеха системы Н. А. Зайцева:

1 Специальная система из 236 складов.

2 Специальный инструментарий — комплекс учебных материалов, называемый для краткости «Кубики Зайцева».

Специальная система из 236 складов

В методике Н. А Зайцева все существующие в русском языке 236 складов выведены в определённой системе (чего нельзя сделать со слогами):

➡ склады, произносимые с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отведён назад и вниз), типа МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М;

➡ склады, произносимые с маленьким объёмом резонатора (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и почти вверх), типа МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ.

Такая система подачи складов не случайна. Николай Александрович учитывает то, что в русской речи присутствуют два тона: низкий и высокий. Чем твёрже (с большим объёмом резонатора) научится произносить ребёнок твёрдые звуки и чем мягче (с меньшим объёмом резонатора) — мягкие, тем чётче будет его артикуляция, а значит, отчётливой и понятной станет речь.

«Отработать» произнесение гласных звуков малышу помогут «образные» подсказки в виде клубнички и землянички, нарисованные на гранях кубиков с гласными буквами. Представляя у себя во рту на язычке то большую ягодку, то маленькую, ребёнок старается открыть ротик так, как требуется для произнесения звука. Чем больше малыш исполняет «песенки» с гласными и согласными звуками, тем интенсивнее происходит тренировка артикуляционного аппарата.

Кубики Зайцева

Комплекс учебных материалов «Кубики Зайцева»

Склады помещены на грани кубиков двенадцати видов и в настенные таблицы двух видов. В «Таблице № 1» склады соотнесены по звонкости-глухости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / П-ПА-ПО-ПУ-ПЭ), а в «Таблице № 2» — по твёрдости-мягкости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БЕ).

Благодаря кубикам и таблицам ребёнок видит склады мобильно, как бы с разных сторон, что предельно облегчает ему их запоминание, узнавание и воспроизведение.

Таблицы и кубики со складами в системе Н. А. Зайцева дополнены другими пособиями автора, которые все вместе составляют игровой (учебный) комплекс «Кубики Зайцева». Такой комплекс позволяет научить ребёнка плавному слоговому чтению, минуя этап отрывистого слогового  чтения, и значительно сокращает время овладения чтением целыми словами.

Малыши двух-трёх лет овладевают навыками чтения и письма по «Кубикам Зайцева» в различных видах деятельности в среднем через восемь-девять месяцев домашних занятий (при условии проведения занятий 3–4 раза в день по 5–10 минут), а то и раньше.

Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа:

Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребёнка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребёнок двигается от таблицы к таблице  и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.

Результат: у ребёнка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.

Второй этап: воспроизведение складов. Ребёнок всё более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.

Результат: ребёнок полностью овладевает навыком складового чтения.

Автор статьи: Мальцева Ирина Владимировна.

5627
Комментарии (22)
Е
елена
22 декабря 2022
всегда нравились занятия по кубикам
ответить
Zolushka
21 мая 2011
огромное спасибо за вашу заботу о наших малышах!
ответить
M
madama
22 февраля 2011
Моей дочери 2 годика и нам в методике Зайцева больше нравятся именно таблицы.Я ей пою попевки, пока начала с гласных и ей очень нравится, а вот сами кубики она видит только в качестве строительного материала и нервничает, если я на кубике, который она взяла проговариваю слоги.Что делать, подскажите!
ответить
еще 1 ответ
Елена
29 октября 2010
Отличная статья!
ответить
Мария
26 ноября 2009
мы купили пластмассовые, но разница не особо большая. Они хоть и пластмассовые, но все равно обклеены бумажками, т.е. обгрызть их тоже особого труда не составляет. Мне подсказали обклеить их скотчем. И на самом деле так намного удобнее. Потому что даже если и не давать грызть кубики и отнимать при потере интереса, он все равно втихоря от меня успевает его на вкус попробовать.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё