Жертвой буллинга может стать любой ребёнок, особенно если он чем-то не похож на других, новенький в классе/группе или слишком ранимый, чувствительный, неуверенный в себе.
Буллинг (от англ. bullying – приставать, издеваться, запугивать) в школьной среде является, к сожалению, распространённой проблемой как в России, так и в других странах. В разных формах травля встречается уже в детском саду и начальных классах, и неважно, о какой образовательной организации идёт речь: бесплатной государственной или престижной частной, большой городской или маленькой сельской.
По оценкам специалистов, по всему миру примерно 15% детей регулярно подвергаются травле и примерно 7% травят других. Если в коллективе возникает буллинг, то в процесс так или иначе оказываются вовлечёнными все – в качестве агрессоров, жертв или свидетелей.
Жертвой буллинга может стать любой ребёнок, особенно если он чем-то не похож на других, новенький в классе/группе или слишком ранимый, чувствительный, неуверенный в себе. Словесные оскорбления и провокации, бойкот, физическая расправа, порча имущества – с такими проявлениями знакомы представители разных поколений, попадавшие когда-либо в ситуацию травли.
«Опыт жертвы буллинга, как шрам, остаётся на всю жизнь, и часто человек рискует снова оказаться в подобной ситуации уже во взрослой жизни. Не полезен этот опыт и агрессорам-буллерам, ведь это опыт безнаказанного зла – а оно в конце концов приводит человека к неприятностям с законом и часто ломает судьбы», — уверена кандидат педагогических наук, доцент, автор публикаций о буллинге в школьной среде Светлана Кривцова.
Сложность состоит в том, что проблему часто не замечают или не воспринимают всерьёз. Дети не всегда рассказывают родителям о происходящем, а родители, в свою очередь, нередко дают своему ребёнку совет игнорировать обидчика, что только усиливает буллинг. Педагоги могут путать проявления буллинга с обычными конфликтами, без которых, как известно, не обходится в любом коллективе.
«Нужно различать агрессию, которой всегда много в школе, где дети только учатся разрешать конфликты и отстаивать свои границы, часто делая это неумело, и буллинг. Первый тип ситуаций ведёт к укреплению "Я" ребёнка, получению социального опыта, росту самоуважения, углублению личности через умеренный по объёму опыт страдания. Ничего этого не достигается при буллинге: ни жертвы, ни агрессоры не растут в личностном плане на фоне буллинга», – Светлана Кривцова.
Психологи уверены, что гарантированно на 100 процентов предупредить буллинг невозможно, но он победим, если не закрывать глаза на происходящее, а реагировать. При этом действовать нужно совместно, привлекая всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учеников.
Феномен буллинга в настоящее время достаточно изучен отечественными и зарубежными специалистами. Описаны признаки буллинга и его отличия от конфликта, составлены психологические портреты агрессора и жертвы, разработаны способы профилактики и эффективные методы борьбы с этим сложным и опасным явлением. Такая информация представлена, например, в книгах Светланы Кривцовой, выпущенных издательством «Русское слово» в серии «Мир без агрессии». Пособие «Вместе против насилия в школе» адресовано педагогам и руководителям образовательных организаций, а «Буллинг в классе. Как избежать беды?» – родителям. Издания помогут обеспечить безопасность образовательной среды, снизить уровень тревожности детей и не допустить в школе стрессовых ситуаций, связанных с физическим и психологическим насилием. Приёмы и советы, данные в пособиях серии «Мир без агрессии», подкрепляются научными исследованиями и проверены на практике.
Предупреждён – значит вооружён! Очевидно, что современным взрослым необходимо знать о таком явлении, как буллинг, быть максимально внимательными по отношению к детям и уметь правильно действовать в случае опасности.
«Буллинг как весенние одуванчики – вовремя скошенные, они не засеют всё поле и не навредят посевам», – уверена Светлана Кривцова. Остаётся только пожелать родителям и педагогам успехов в противостоянии буллингу!