Еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. И это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне – мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.
В первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. Но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. Младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.
Постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.
На 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.
А в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. Малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. В этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание игрушек и мелодий.
Во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. Поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины – ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».
К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. Ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. Малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию – улыбнуться.
В 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе – малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.
На третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. В ответ на разговор взрослого проявляется комплекс оживления – радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. В этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.
К 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. Малыш начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. Реакция на обращения взрослого становится более бурной – малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.
В 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. Понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. Проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. В этот период детям очень нравится слушать музыку.
С 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. Начинает улавливать интонацию голоса взрослого – похвалу, порицание, вопрос, запрет. Повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают звучащие игрушки, из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.
В 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.
К 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.
К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. Появляются первые осознанные простые и облегченные слова – «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.
Как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха
Речь ребенка развивается параллельно со слухом, поэтому развитие слуха станет основой будущей речи малыша. Сначала ребенок будет узнавать слова, которые слышит, потом начнет их понимать, а позже – произносить.
• Разговариваете с малышом ласковым, нежным и естественным голосом.
• Иногда родители интуитивно начинают «сюсюкаться», меняя интонацию и говоря на тон выше – и это правильно - так ребенку легче воспринимать речь взрослых.
• Разговаривая с малышом, дотрагивайтесь до него и проявляйте эмоциональность.
• Для развития слухового восприятия используйте погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, аудиозаписи и другие предметы, которые издают какое-то звучание – шелест бумаги, хруст оберточной упаковки и т.п.
• Музыкальные игрушки должны быть мелодичными по своему звучанию, с отсутствием громких и резких звуков.
• Внимательно следите за ребенком – не пугают ли его какие-то музыкальные игрушки или посторонние звуки (например, шум пылесоса).
• Называйте малыша по имени и ласковыми прозвищами (мой милый, мой хороший, мой любимый и др.)
Что нужно знать о развитии слуха малыша:
10 дней
Вздрагивает и моргает при резком звуке.
Прислушивается к голосам взрослых.
18-20 дней
Успокаивается при сильном звуке.
Затихает и прислушивается к звуку погремушки или колокольчика
1 мес.
Начинается длительное слуховое сосредоточение – прислушивается к голосу взрослого и звуку игрушки.
Различает тембр, громкость и высоту звука.
2 мес.
Прислушивается к тихим звукам
Поворачивает голову в поисках источника звука или голоса взрослого
Улыбается в ответ на обращенное к нему звучание или голос мамы
2,5 мес.
Замирает при появлении нового звука на фоне других (например, гудение пылесоса).
Бурно реагирует на резкие и неприятные звуки
С радостью и большим вниманием прислушивается к мелодичным звукам, маминым песенкам, звукозаписям.
3 мес.
Поворачивает головку к источнику звука.
Реагирует на голос мамы, которую даже не видит
На эмоциональный разговор с мамой – отвечает активными движениями ручек и ножек, издает оживленные звуки
Подражает услышанным звукам –«гыкает»
4 мес.
Откликается на своё имя
Находит взглядом невидимый источник звука.
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Выдувает пузыри, громко гулит, пускает слюни
5 мес.
Узнает голос близкого человека, поворачивает к нему голову
Различает строгую и ласковую интонацию голоса взрослого.
Прислушивается к собственно – издаваемым звукам
6 мес.
По-разному реагирует на свое и чужое имя.
Начинает понимать смысл слов и фраз
7 мес.
Понимает источник звука – включенное радио, звонок телефона
Поворачивается в сторону называемого предмета
Смотрит в направлении источника звука или пытается схватить предмет, издающий звук (сбоку, на уровне талии).
8 мес.
Поворачивается на голос и смотрит то на один, то на другой источник звука или пытается схватить, когда два звука предъявляются с разных сторон.
Занимается звукоподражанием – как кися мяукает – «мяу», как мычит корова - «му», как ежик пыхтит – «фу-фу»
Учится произносить лепетные слова тихо и шепотом
9 мес.
Имитирует звуки – чихает, кашляет, бурчит
Выполняет танцевальные движения под плясовую мелодию.
Пытается подпевать любимым мелодиям
10 мес.
Повторят звуки вслед за взрослыми
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой.
Отыскивает предмет по названию
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди»
11 - 12 мес.
Знает имена близких людей и показывает на них
Понимает часто употребляемые слова
Показывает на знакомые предметы или части тела, которые называют
Понимает и выполняет простые просьбы
(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.).
Книги для развития малыша
Игры на развитие слуха 0-6 мес
Игры на развитие слуха 7-12 мес
Автор: Дарья Колдина
У нас тут на днях в гости приходила мама с мальчиком, рожденным в один день с Ванюшей. Когда мальчика стали собирать домой он начал плакать... Ваня услышал, в лице весь изменился, бровки домиком, и вроде не плакать, а как-то возмущаться начал... Так интересно! Лишний раз убедилась, что дети общаются на своем языке. Мне так показалось он хотел маме мальчика сообщить, что она что-то не то делает!