Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Развитие слуха у детей первого года жизни

Еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. И это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне – мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку...

Еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. И это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне – мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

В первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. Но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. Младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.

Постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.

 

На 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.

 

А в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. Малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. В этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание игрушек и мелодий.

Во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. Поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины – ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».
 

К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. Ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. Малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию – улыбнуться.
 

В 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе – малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.

На третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. В ответ на разговор взрослого проявляется комплекс оживления – радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. В этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.
 

К 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. Малыш  начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. Реакция на обращения взрослого становится более бурной – малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.
 

В 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. Понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. Проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. В этот период детям очень нравится слушать музыку.
 

С 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. Начинает улавливать интонацию голоса взрослого – похвалу, порицание, вопрос, запрет. Повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают звучащие игрушки, из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.
 

В 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.
 

К 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.
 

К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. Появляются первые осознанные простые и облегченные слова – «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.
 

Как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха

 

Речь ребенка развивается параллельно со слухом, поэтому развитие слуха станет основой будущей речи малыша. Сначала ребенок будет узнавать слова, которые слышит, потом начнет их понимать, а позже – произносить.
 

•    Разговариваете с малышом ласковым, нежным и естественным голосом.

•    Иногда родители интуитивно начинают «сюсюкаться», меняя интонацию и говоря на тон выше – и это правильно - так ребенку легче воспринимать речь взрослых.

•    Разговаривая с малышом, дотрагивайтесь до него и проявляйте эмоциональность.

•    Для развития слухового восприятия используйте погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, аудиозаписи и другие предметы, которые издают какое-то звучание – шелест бумаги, хруст оберточной упаковки и т.п.

•    Музыкальные игрушки должны быть мелодичными по своему звучанию, с отсутствием громких и резких звуков.

•    Внимательно следите за ребенком – не пугают ли его какие-то музыкальные игрушки или посторонние звуки (например, шум пылесоса).

•    Называйте малыша по имени и ласковыми прозвищами (мой милый, мой хороший, мой любимый и др.)
 

Что нужно знать о развитии слуха малыша:

 

10 дней   

Вздрагивает и моргает при резком звуке.

Прислушивается к голосам взрослых.   
 

18-20 дней   

Успокаивается при сильном звуке.

Затихает и прислушивается к звуку погремушки или колокольчика   
 

1 мес.   

Начинается длительное слуховое сосредоточение – прислушивается к голосу взрослого и звуку игрушки.

Различает тембр, громкость и высоту звука.   
 

2 мес.   

Прислушивается к тихим звукам

Поворачивает голову в поисках источника звука или голоса взрослого

Улыбается в ответ на обращенное к нему звучание или голос мамы   

 

2,5 мес.   

Замирает при появлении нового звука на фоне других (например, гудение пылесоса).

Бурно реагирует на резкие и неприятные звуки

С радостью и большим вниманием прислушивается к мелодичным звукам, маминым песенкам, звукозаписям.   
 

3 мес.   

Поворачивает головку к источнику звука.

Реагирует на голос мамы, которую даже не видит

На эмоциональный разговор с мамой – отвечает активными движениями ручек и ножек, издает оживленные звуки

Подражает услышанным звукам –«гыкает»   
 

4 мес.   

Откликается на своё имя

Находит взглядом невидимый источник звука.

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Выдувает пузыри, громко гулит, пускает слюни   
 

5 мес.   

Узнает голос близкого человека, поворачивает к нему голову

Различает строгую и ласковую интонацию голоса взрослого.

Прислушивается к собственно – издаваемым звукам   
 

6 мес.   

По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Начинает понимать смысл слов и фраз   
 

7 мес.   

Понимает источник звука – включенное радио, звонок телефона

Поворачивается в сторону называемого предмета

Смотрит в направлении источника звука или пытается схватить предмет, издающий звук (сбоку, на уровне талии).   
 

8 мес.   

Поворачивается на голос и смотрит то на один, то на другой источник звука или пытается схватить, когда два звука предъявляются с разных сторон.

Занимается звукоподражанием – как кися мяукает – «мяу», как мычит корова - «му», как ежик пыхтит – «фу-фу»

Учится произносить лепетные слова тихо и шепотом   
 

9 мес.   

Имитирует звуки – чихает, кашляет, бурчит

Выполняет танцевальные движения под плясовую мелодию.

Пытается подпевать любимым мелодиям   

 

10 мес.    

Повторят звуки вслед за взрослыми

Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой.

Отыскивает предмет по названию

Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди»   
 

11 - 12 мес.  

Знает имена близких людей и показывает на них

Понимает часто употребляемые слова

Показывает на знакомые предметы или части тела, которые называют

Понимает и выполняет простые просьбы   

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 


Книги для развития малыша
Игры на развитие слуха 0-6 мес
Игры на развитие слуха 7-12 мес

Автор: Дарья Колдина

19315
Комментарии (5)
Елена
16 декабря 2010
Очень понравилась статья! Спасибо, Даша!!!
У нас тут на днях в гости приходила мама с мальчиком, рожденным в один день с Ванюшей. Когда мальчика стали собирать домой он начал плакать... Ваня услышал, в лице весь изменился, бровки домиком, и вроде не плакать, а как-то возмущаться начал... Так интересно! Лишний раз убедилась, что дети общаются на своем языке. Мне так показалось он хотел маме мальчика сообщить, что она что-то не то делает!
ответить
еще 1 ответ
Нина
09 декабря 2010
Спасибо. так интересно!
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё