Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Загадка как средство развития мышления малыша

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними иногда неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс находил свое отражение в загадке.

 Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними иногда неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс находил свое отражение в загадке.


Загадки в детских сказках

 

В сказках часто использовались загадки, как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а иногда и жизнь. В русских русалочьих песнях юношам задавались коварные вопросы: Что растет без коренья (Камень.) Что цветет без цвету? (Папоротник.) Что бежит без повода? (Вода.).

Например, А.Платонов в своей сказке «Умная внучка» загадывал такие загадки «кто решит, тот и жеребенка получит»: «Что всего на свете сильней и быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще «Что всего мягче и что всего милее?». А отгадки такие замысловатые, что сразу и не догадаешься - «Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего — так это каряя кобыла из вашей конюшни: коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего — так это тоже ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!».

 

И Ивану-дураку не раз приходилось «ломать голову» над загадками. В «Сказке про Ивана-дурака и Марью-царевну» царь в качестве развлечения загадывает вельможам загадки, а Иван-дурак помогает им разгадывать:

"Бьют меня палками да молотками,
Держат меня в каменной пещере,
Жгут меня огнем, режут ножом.
За что меня так губят?
За то, что любят".

  Вельможа думает: «Про меня загадка-то. Всегда под ударом царского глаза, живу в палатах каменных. Вот царь нас всех и губит за то, чтоб почтение к царю имели… Так что ответ: бояре да вельможи». И смотрит на Ивана-дурака. А Иван-дурак тихо ему и говорит: «Это хлеб».

  Загадка – это вопрос, в котором дается описание главных качеств какого-либо предмета или явления.



Учим детей находить отгадки


  Вряд ли приходится надеяться на природную смекалку маленьких слушателей - дети не способны без подготовки и обучения разгадывать даже самые простые, на наш взгляд, загадки. Если дети затрудняются найти решение, взрослые, иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают им смысл загадки, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять.

Наберитесь терпения, не торопитесь с ответом. Ведь смысл загадки не в правильном ответе, а в мыслительном процессе, поиске решения путем многочисленных подборок и ассоциаций на основе личного опыта и наблюдений детей.



  Как научить детей отгадывать загадки?


  Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

  Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Поэтому дети только тогда смогут отгадать загадку, когда мы их подробно ознакомим с предметами или явлениями, о которых собираемся спросить.

  При рассмотрении птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и т.д.), особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и др.).

Рассматривая, например, гуся, отмечают, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. Знание этих особенностей поможет ребенку отгадать различные загадки про гуся:

Длинная шея,
красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь.)



Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь
Кто же это? (Гусь.)

 

Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.

Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда (например, как делают гнезда ласточки, грачи), муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы и насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок:

Без рук, без топоренка построена избенка (Гнездо.)

Мужики без топоров срубили избу без углов. (Муравьи, муравейник)

Висит сито, не руками свито. (Паутина)


  Есть много явлений природы, которые с течением времени меняются. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщенных выводов человека по результатам длительных наблюдений:

Зимой лежал, а весной в реку побежал (Снег.)

  В шубе летом, а зимой – раздеты. (Деревья.)

  Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: В огне не горит, в воде не тонет; на дворе горой, а в избе водой, надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. Они являются ключом к отгадке.

  Пользуясь различными орудиями труда, дети отмечают, например, какая тяжелая головка у молотка, видят, как с каждым его ударом всё глубже уходит в доску гвоздь, как «поет» и «визжит» при работе пила. Отмечая это, они легко отгадывают загадки про молоток и другие предметы:

Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь.)


  Играя с мячом, дети устанавливают: он упругий, чем сильнее удар, тем выше он подпрыгивает; у волчка всего одна ножка, и он «не умеет» на ней стоять, зато «весело поет», когда крутится. Знание этих особенностей помогает отгадать загадки о мяче, волчке:

Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет;

Одноногий Ивашка, расписная рубашка, петь, плясать – мастак, а стоять – никак.

 

 

Загадки для малышей 3-4 лет

Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). Например, о кошке:

Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет
Мягкие лапки, а в лапках царапки.

  Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

  Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

 

 

Загадки для детей 5 лет


  Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов, явлений.

 Детям 4 - 5 лет предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

  Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(Петух.)

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж.)


  Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.

 


Загадки для детей 6-7 лет


  Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена, отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

  Готовясь к школе, дети проявляют повышенный интерес к книге, к знаниям.

  У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

  В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

  Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные.


  Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный:


Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)

С. Маршак


  В этой загадке названо несколько определительных признаков («бьют его рукой и палкой», «никому его не жалко» и др.), но среди них есть самый существенный — «он надут». Выделение этого признака в сочетании с другими обеспечивает безошибочную отгадку — это мяч.

  Другая загадка: Маленькая собачка домок стережет (замок) — более лаконична. Однако в ней назван самый важный, самый существенный признак — «домок стережет», который в сочетании с другим («маленькая собачка»), и обеспечивает отгадывание.

  Трудными загадками для старших дошкольников будут те, которые сложны по языку, художественному образу. Они могут строиться:

- на многозначности слова:

Зубов много, а ничего не ест (Пила.)

Не шагает, а ходит. (Дверь);


- на далеких сравнениях:

Не зверь, не птица ,а нос, как спица. (Комар.)

В них могут быть:

- неожиданные уподобления:

Круглая гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток);

- незнакомые слова:

Белые хоромы, красные подпоры. (Гусь.)

  Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений и вычленении сходных признаков, т. е. загадки метафорические:

Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (жук),


Загадки про корову для детей разных возрастов


Мычит: «Му-у!»
Кто это? Не пойму.

Загадка основана на звукоподражании, рекомендуется для младших детей.

Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.

В загадке названы действия и отмечена польза, которую приносит животное. Слова понятны, конкретны. Загадка доступна детям 3-5 лет.

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.


  Данная загадка трудна, так как указан всего один признак, причем нетипичный. Здесь дети могут опереться на легко возникающее в сознании словосочетание белое молоко. Загадку можно предложить старшим дошкольникам.

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди — вилы,
Сзади — метла.

 

Загадка целиком построена на переносном употреблении слов корова — копна, рога — вилы, хвост — метла. Может быть предложена детям 6-7 лет после предварительной работы.

Таким образом, фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.
 

14749
Комментарии (3)
Елена Прекрасная
19 апреля 2013
Спасибо. Очень интересно
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё