Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Сосание пальцев и другие навязчивые действия

Многие мамы жалуются, что их дети сосут пальцы или края одежды, грызут ногти и игрушки, ковыряют пупок, наматывают волосы на пальцы и пр.

Сосание пальцев и другие навязчивые действия

Про девочку, которая сосёт палец
Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы — не конфетки.
(Э. Успенский)

Многие мамы жалуются, что их дети сосут пальцы или края одежды, грызут ногти и игрушки, ковыряют пупок, наматывают волосы на пальцы и пр. «И чего только я с этим не делала! — сетуют мамы. — Уж, и по-хорошему объясняла, и ругала, и наказывала, и обещала купить игрушку! Никак не могу отучить его от этой дурацкой привычки!».

Действительно, никакие «воспитательные меры» не помогут и даже усугубят ситуацию, пока не будут выяснены и устранены истинные причины подобного поведения. Если ребёнок совершает те или иные навязчивые действия, это, как правило, является следствием какого-либо психологического или физиологического дискомфорта. Давайте выясним, возможные причины «вредных» привычек.

Первая группа причин

Если «вредная» привычка плавно перешла из грудничкового сосания пальцев или возникла вскоре после расставания с пустышкой, то, скорее всего, её причина кроется в проблемах, возникших ещё в период младенчества.

Контакт с мамой

Самое главное для новорожденного ребёнка — материнская любовь, эмоционально-физический контакт с ней и удовлетворение своих физиологических потребностей (еда, сон и т. п.). Если эти основные потребности младенца по тем или иным причинам не удовлетворяются или удовлетворяются не полностью, то абсолютное доверие к маме тоже формируется не в полной мере, а, значит, ребёнок ощущает себя в этом мире неуютно и беспокойно. И тогда он начинает искать успокоение не у мамы, а в каких-то внешних стимулах (таких, как сосание пальца, например).

Недостаточный контакт с мамой и отсутствие полного доверия к ней — одна из причин неосознанных навязчивых действий у детей.

Сосательный рефлекс

У новорожденного ребёнка чрезвычайно сильно выражен сосательный рефлекс. Стоит легонько коснуться его щёчки, как он тут же поворачивает голову и с готовностью открывает ротик в поисках материнской груди. У одних младенцев сосательный рефлекс проявляется сильнее, у других — слабее. Поэтому одним новорожденным вполне хватает тех 30-40 минут, которые они проводят у материнской груди во время кормления, а другие и в перерывах между кормлениями испытывают потребность что-нибудь пососать: пустышку, кулачок или уголок пелёнки.

Желательно, чтобы малыш проводил у материнской груди столько времени, сколько ему необходимо не только для того, чтобы насытиться, но и для того, чтобы удовлетворить свой сосательный рефлекс и получить достаточную «порцию» физического и эмоционального общения с матерью.

Обычно, если малыш удовлетворил все свои вышеперечисленные потребности, он, довольный, сам отпускает сосок или глубоко засыпает у материнской груди.

Сосательный рефлекс

Случается, что по тем или иным причинам грудное вскармливание оказывается непростым. В этом случае может помочь сертифицированный консультант по грудному вскармливанию. Но если вы решили прекратить кормить грудью и перейти на смесь, тут возникает опасность, что ребёнок не сможет насосаться вволю, не сможет отработать сосательный рефлекс. Дело в том, что из бутылки молочная смесь льётся достаточно свободно, тогда как во время сосания груди малышу приходится прикладывать значительные физические усилия, чтобы «добыть себе пропитание».

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, как правило, нуждаются в дополнительном сосании, поэтому они обязательно должны иметь возможность, помимо кормления, сосать пустышку, причём столько, сколько им это требуется. Часто, когда такой ребёнок подрастает, он ещё довольно долго любит пить из бутылки с соской или сосать пустышку.

В таких случаях некоторые родители начинают нервничать и стремятся отучить его от того и от другого. Но если ребёнок ещё не отработал свой сосательный рефлекс, он, лишившись бутылочки или пустышки, вынужден сосать свой палец, и это в дальнейшем укореняется у него как привычка.

Искусственное вскармливание затрудняет удовлетворение сосательного рефлекса у грудничков. Неотработанный до конца сосательный рефлекс у детей, находившихся на искусственном вскармливании, может перерасти в привычку сосать пальцы.

Поэтому такие дети должны пить из бутылки с соской или сосать пустышку до тех пор, пока они испытывают в этом потребность. И необходимо принимать во внимание, что ребёнок, который сосёт грудь, отрабатывает свой сосательный рефлекс гораздо раньше, чем ребёнок-искусственник, который может нуждаться в сосании ещё и в 3–4 года.

Отучение от грудного вскармливания

Проблема неудовлетворенного сосательного рефлекса может возникнуть и у ребёнка, находившегося на грудном вскармливании. Некоторые мамы стремятся отучить ребёнка от груди как можно раньше, например месяцев в 7–8, мотивируя это тем, что малыш уже большой и может пить из поильника или чашки.

Однако замечено, что когда мать кормит своего ребёнка грудью больше года, как правило, в дальнейшем у малыша не возникает привычка сосать пальцы или что-то ещё. Так что, не стоит переживать, если ваш полуторагодовалый малыш привязан к груди. Так и должно быть.

Отучение ребёнка от груди тогда, когда он к этому ещё не готов, часто становится причиной сосания пальца

Период прорезывания зубов

Когда у ребёнка начинают лезть первые зубы, он может время от времени становиться раздражительным и капризным. Это происходит не потому, что у него вдруг испортился характер, а потому, что у него в этот период сильно чешутся и зудят дёсны. Сосательный рефлекс, который, может быть, уже к этому времени начал ослабевать, опять становится очень сильным, и малыш готов до изнеможения сосать материнскую грудь или соску даже тогда, когда он сыт, причем иногда не только сосать, но и сильно кусать.

Прорезывание зубов

В этот период необходимо позаботиться о том, чтобы малыш свободно мог удовлетворять свою потребность что-то грызть и сосать. В пределах его досягаемости всегда должны находиться безопасные прорезыватели.

Привычка сосать пальцы иногда закладывается в период прорезывания зубов, если ребёнок не имел возможности в этот период вволю что-то грызть и сосать.

Оральная стадия познания мира

Примерно с трёх до девяти месяцев наступает период, когда дети всё тянут в рот. В это время ребёнок активно познает окружающий мир при помощи всех пяти чувств, и вкусовые рецепторы играют здесь далеко не последнюю роль. В этот период необходимо предоставлять малышу необходимую и разумную свободу в изучении предметов. Он должен иметь возможность трогать предметы, брать их в руки, стучать, тянуть в рот, словом, исследовать все их свойства. Для этого в поле досягаемости ребёнка должны быть безопасные игрушки, подходящие для таких исследований. Также помогайте малышу исследовать мир, находящийся за пределами той территории, где он обычно играет.

Постарайтесь, чтобы вещи, к которым прикасается ваш кроха, были более-менее чистыми и безопасными, чтобы вам не приходилось каждый раз одёргивать малыша: «Фу, какая бяка! Нельзя это брать в рот!». Если в этот период ребёнок растёт в спокойной обстановке, мама его любит, понимает, уделяет достаточно внимания и тепла, предоставляет разумную свободу в изучении предметов через вкусовые рецепторы, полноценно развивает, тактично переключая его внимание с нежелательных действий, то малышу не приходится искать компенсации и успокоения во внешних стимулах.

Если у ребёнка не было возможности благополучно пережить и завершить «ротовую» (или оральную) стадию, эта неудовлетворенная потребность может перерасти в навязчивое сосание пальцев или обгрызание ногтей (и т. п.).

Что делать, если у ребёнка присутствуют вышеперечисленные «вредные» привычки?

Постарайтесь, по возможности, восполнить упущенные потребности ребёнка. Для этого уделяйте ребёнку как можно больше времени, ласкайте его, целуйте, проявляйте свою любовь. В течение дня массажируйте область вокруг рта, делайте общий массаж, при этом особое внимание уделяйте конечностям: ступням и ладошкам.

Рот ребёнка можно занимать грызением морковки, яблок, сухариков. А руки — пальчиковой гимнастикой и играми на развитие мелкой моторики.

Необходимо также организовывать интересный досуг ребенка. Во время укладывания спать заведите определённые ритуалы: вечернее купание, рассказывание сказок, массаж, поглаживание пальчиков, щёк и т. п. И не отходите от ребёнка, пока он не заснёт.

Вторая группа причин

Стресс

Бывает, что «вредная» привычка возникает ни с того ни с сего у детей старше 2 лет. Тогда причина её возникновения, скорее всего, не связана с сосательным рефлексом, а вызвана длительным или сильным стрессом. В этом случае непроизвольные навязчивые действия служат для ребёнка способом самоуспокоения и вызваны саморегуляцией нервной системы.

Неблагоприятная обстановка в семье служит пусковым механизмом для возникновения плохих привычек, т. е. различных навязчивых действий.

Неблагоприятная обстановка для ребёнка — вовсе необязательно что-то вопиющее, как, к примеру, вечно дебоширящие родители-алкоголики. Даже внешне вполне благополучная атмосфера может оказаться для ребёнка весьма неблагоприятной. Например, натянутые и холодные отношения между взрослыми, отсутствие взаимопонимания между ними, а также непоследовательность и отсутствие единой линии воспитания могут негативно влиять на ребёнка и служить источником длительного стресса. Не менее тяжёлой ношей для ребёнка оказывается повышенная тревожность или нервозность, чрезмерная раздражительность или вспыльчивость родителей. Кроме того, если родители чересчур заняты своими проблемами и хлопотами, ребёнок чувствует себя одиноким, он чересчур предоставлен самому.

Бывает и обратная ситуация. Родители чрезмерно увлечены воспитанием малыша. Они предъявляют ему завышенные требования, заставляют посещать огромное количество кружков и ждут головокружительных результатов, надеясь, что их кроха в своём развитии оставит сверстников далеко позади. Такое хроническое переутомление и боязнь не соответствовать родительским ожиданиям могут оказаться непосильными для ребёнка и также стать для него источником стресса.

Вследствие любого из вышеперечисленных негативных аспектов малыш начинает ощущать дискомфорт, нервное напряжение или страх, чувствует неуверенность в себе.

Что делать?

Постарайтесь установить с ребёнком доверительные отношения, будьте внимательны к нему, выясняйте его тревоги и страхи. Помогайте их преодолеть, успокаивайте, отвлекайте и не забывайте подбадривать.

Почаще обнимайте и целуйте малыша, вместе радуйтесь его достижениям и так же, вместе, печальтесь по поводу его неудач. Искреннее сочувствие очень важно вашему ребёнку! Учите его переживать не только за себя, но и за других (переносите его внимание на других людей). Будьте последовательны в установленных правилах, запретах и требованиях. Помните, что настоящих запретов должно быть немного.

Уменьшите эмоциональную и интеллектуальную нагрузку ребёнка, если его стресс был связан с переутомлением. Или, наоборот, увеличьте эмоциональное и интеллектуальное содержание в его жизни, если вы понимаете, что до этого ваш ребёнок был одинок, предоставлен самому себе и ему не хватало внешних впечатлений.

Особенности нервно-психического состояния ребёнка

Особенности нервно-психического состояния ребёнка, такие как повышенная впечатлительность, ранимость, сильная мнительность и тревожность, быстрая утомляемость, тоже могут оказаться причиной его нервного перенапряжения.

Что делать?

Для такого ребёнка очень важна размеренность и стабильность его ежедневной жизни. Поэтому необходимо соблюдать установленный распорядок дня и ежедневные ритуалы (при утреннем вставании, отходе ко сну, во время принятия пищи и т. д.). И необходимо помнить, что режим и нервные нагрузки для вашего малыша должны быть щадящими. Развивайте у него любознательность, самостоятельность, вселяйте уверенность в себе, чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки, спокойные и активные занятия. Насыщайте жизнь ребёнка положительными эмоциями и общением с другими детьми. Но всего этого должно быть в меру.

Контролируйте время просмотра телевизора и ограничьте доступ к компьютеру. Кроме того, такого ребёнка необходимо оберегать от тяжёлых впечатлений. Не читайте и не рассказывайте ему страшные истории. Старайтесь, чтобы ребёнок чаще был в спокойном и радостном настроении.

Ослабленное здоровье

Ослабленное здоровье, частые простудные болезни, аллергические реакции, хронические заболевания являются нагрузкой для нервной системы ребенка и тоже могут оказаться причиной сосания пальца или иных навязчивых действий.

Что делать?

Старайтесь укрепить иммунитет ребёнка. Делайте ему массаж, закаливайте, поощряйте двигательную активность. Внушайте и поддерживайте в нем оптимистичное и радостное отношение к жизни.

Изменения в привычном жизненном укладе

Изменение состава семьи (появление братика или сестрёнки, смерть близкого человека), существенные изменения в жизни ребёнка (переезд на другую квартиру, выход мамы на работу, период адаптации к детскому саду), перенесённый страх — любые изменения в привычном укладе жизни — всегда стресс для ребёнка.

Что делать?

Помогите ребёнку приспособиться к новой обстановке. Говорите с ним о его чувствах и отношении к новому событию.

Постарайтесь объяснить, почему так произошло и какие положительные стороны есть у этого изменения, конечно, при условии, что это возможно в сложившейся ситуации. Например: «Нам было тесно в той маленькой квартире, и мы переехали в большую. Я понимаю тебя, ты скучаешь по прежнему дому. Зато посмотри, какой красивый вид теперь у нас из окошка!». Приложите максимум усилий, чтобы новые обстоятельства как можно меньше повлияли на привычную жизнь ребёнка. Придерживайтесь, по возможности, привычных для ребёнка режима, ритуалов и традиций, дающих чувство защищённости и стабильности.

Общие рекомендации

К вышесказанному хочется добавить, что, конечно же, нельзя нагнетать обстановку, акцентировать внимание ребёнка на его проблеме, ругать, шантажировать, наказывать, насильно вынимать пальцы изо рта, намазывать их горчицей и т. д. Лучше, как бы невзначай отвлекать малыша с помощью игрушек, книжек, поручений, да и, просто, объятий или поцелуев.

Невозможно ожидать, что ваши действия по отучению ребёнка от вредной привычки принесут быстрые плоды.

Скорее всего, даже тогда, когда стресс будет снят или существенно скомпенсирован, малыш ещё долго будет грызть ногти, сосать палец или совершать другие навязчивые действия. Со временем, при благоприятных обстоятельствах и адекватной родительской поддержке, когда нервная система ребёнка окрепнет, эта привычка отпадёт сама собой.

В некоторых сложных ситуациях малышу может потребоваться помощь психолога или невропатолога.

Видео
78229
Комментарии (18)
Т
Татьяна
28 августа 2022
Моему ребёнку 3.8 сосёт палец и грызёт ногти, что можно сделать подскажите пожалуста
ответить
еще 1 ответ
Bazhena
18 января 2012
Моему маленькому чуду - Стефаньке - 1г и 7 мес, до сиз пор спит с пустышкой и иногда в течение дня ее требует. Но проблема не в этом. Меня тревожит то, что во время просмотра мультфильмов она держит пальцы во рту. Зубки уже вроде все прорезались. Даю ей морковку грызть, сухарики и тп, но не хочу ее приучать постоянно что-то есть (хотя она только рада хомячить целый день :D )
Я ей постоянно напоминаю чтобы она убрала ручки изо рта, помогаю ей, но потом все равно руки во рту. Когда мы чем-то заняты такого нет.
Что делать? Как быть? Я даже причину не вижу
ответить
еще 1 ответ
Валентина
01 мая 2011
Даша, а вот что делать с большими "детьми", которые грызут ногти в 30 с лишним лет? У меня муж  и его брат-близнец оба грызут ногти. В их случае, дуамаю, проблема уходит корнями в ранне детство. Свекровь отвезла их к бабушке, когда малышам исполнился 1 месяц, а вернулась за ними, когда им было уже 7 месяцев. :sad: Естественно, грудью она не кормила. Так что не только сосательный рефлекс не был удовлетворен, но и материнского тепла мальчишки недополучили. А теперь вот что с ними делать? :-?
ответить
еще 1 ответ
Валентина
01 мая 2011
Большое спасибо за статью, Дарья. У нас пока нет привычки сосать палец или грызть ногти, но сын пока еще раз в сутки сосет грудь и, когда ему нужно, сосет пустышку. От груди все хочу отучить (ему уже 1 и 7), но все никак не могу с духом собраться. А пустышку пока планирую оставить в арсенале ребенка, особенно если грудь убирать. Он же ее не постоянно сосет, а только когда нуждается в этом. :-)
ответить
еще 1 ответ
Вероника Малкина
30 апреля 2011
Очень дельная и толковая статья. Спасибо. Много полезных сведений
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё