Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Как воспитывать маленького меланхолика

Предупреждайте страхи малыша. Очевидно, что такого ребенка ни в коем случае нельзя пугать, внимательно следите, чтобы этого не делал никто из окружающих. Не показываете ему страшных фильмов и внимательно относитесь к выбору книг для чтения...

                                
                            Берегите его от тяжелых впечатлений  и выясняйте его страхи


   Предупреждайте страхи малыша. Очевидно, что такого ребенка ни в коем случае нельзя пугать, внимательно следите, чтобы этого не делал никто из окружающих. Не показываете ему страшных фильмов и внимательно относитесь к выбору книг для чтения.
 

Маленький меланхолик живет богатой внутренней жизнью, но, при всей  близости с родителями, он не склонен делиться всеми  своими мыслями и переживаниями. Старайтесь замечать его переживания, задавайте ему вопросы, помните, что такой ребенок не всегда по своей инициативе расскажет родителям о том, что его беспокоит.
    

Ваня (5 лет) однажды услышал от бабушки, что Великая Отечественная война началась, когда все еще спали, утром люди проснулись и узнали, что случилось. После этого рассказа мальчик по вечерам долго не мог уснуть, потому что боялся, а, вдруг, ночью война начнется, но ничего не говорил об этом своим родителям.  Только спустя несколько месяцев, однажды, когда родители вечером уложили Ваню  в постель, он, не выдержав, разрыдался и рассказал о своих переживаниях.


   С очень большой осторожностью такому малышу следует объяснять, что означают такие слова, как «умереть», «убить», «война» и т.д., не следует в его присутствии говорить о болезнях.
                            

Отрицательные переживания и душевное равновесие   


    Мы уже говорили о подверженности такого ребенка разного рода страхам в связи с его впечатлительностью и чрезвычайно развитой фантазией.

Кроме того, у маленького меланхолика сильно развито самовнушение. Поэтому иной раз совершенно невозможно предугадать, что он может себе вообразить, и что может оказаться источником его страха или неприятных ощущений.
   От родителей ребенка с такими особенностями требуется поддерживать в ребенке оптимизм и помогать ему вернуть душевное равновесие, когда тот сильно взволнован.
   

Пример. Мама приносит своей пятилетней дочери пакетик с круглыми конфетами-драже. «Это драже», - поясняет мама, вручая пакетик малышке. Казалось бы, невероятно, что такое невинное событие может доставить ребенку какие-либо отрицательные переживания! Но вот девочка неприятно удивлена таким странным, с ее точки зрения, названием, однако, чтобы не обидеть маму, с деланной радостью открывает пакетик и съедает несколько конфет. Через некоторое время она с затаенной тревогой говорит матери: «Я от этих драже  вся дрожу». (И это не пустая фантазия, а результат сильного самовнушения). Мама со скрытой обидой прохладно говорит дочери: «Ну что же, тогда выброси их». Малышка берет конфеты и без всяких сомнений выбрасывает их в помойное ведро. Прошло немало времени, прежде чем девочка перестала избегать конфет с таким названием.


    Этот случай наглядно демонстрирует степень впечатлительности ребенка-меланхолика, а заодно - насколько далек от понимания ребенка может быть взрослый человек, и как неверно он может среагировать на поведение ребенка.


Ошибка № 1. Девочка осталась при своем ошибочном представлении, мать ничего не объяснила ей.


Ошибка № 2. Мать не сняла отрицательные переживания своей дочери.


Ошибка № 3. Проявив скрытое осуждение, мать усугубила отрицательные переживания ребенка. Ведь девочка-меланхолик чутко уловила реакцию матери (скрытое недовольство, выраженное деланно спокойной, прохладной интонацией), и к страху, что с ней теперь что-то неведомо страшное из-за этих конфет может приключиться,  добавилось отрицательное переживание, что на нее обиделась мама.
  

В этом случае правильная реакция была бы следующей. Для начала мать должна была разобраться в чувствах ребенка и спросить: «А почему ты решила, что дрожишь из-за конфет?». И, услышав, например, такое объяснение: «Я почувствовала, что дрожу, а конфеты ведь так и называются: «Драже»!», выяснить, насколько ребенок напуган, и проявить понимание: «Ты испугалась, что заболеешь от этих конфет?».

Затем нужно было попытаться снять напряжение ребенка, например легкой шуткой: «Наверное, конфеты оказались ужасно невкусными! От вкусных конфет никто не задрожит! Ну-ка, дай мне попробовать, пожалуйста», - а затем спокойно объяснить, что «драже» - иностранное слово, к дрожи не имеет никакого отношения, и в магазине продается много разных конфет с таким названием, они совершенно безопасны, люди их покупают и преспокойно едят.
  

Отрицательные переживания надолго выбивают из колеи маленького меланхолика.

 

Очевидно, что родители малыша-меланхолика, при всем желании, не способны уберечь его от всех его страхов и переживаний, потому что, как видно из приведенного примера, они могут возникнуть, как говорится, на ровном месте, но взрослые всегда должны помнить об этом свойстве своего ребенка и в соответствующей ситуации стараться вернуть ему душевное спокойствие.


                                                      Как победить страхи и отрицательные эмоции


    Ребенку меланхолического темперамента свойственно «застревать» на своих отрицательных переживаниях. Это качество способствует развитию пессимизма, гасит творческую энергию ребенка, в школе мешает ему учиться.


Помогайте ребенку справляться со страхами и отрицательными переживаниями. Исподволь и терпеливо учите его этому:
 

•    Для ребенка меланхолического темперамента очень важно уметь прощать. Не жалейте времени, чтобы научить его этому. Например, если другой ребенок обидел вашего малыша, постарайтесь объяснить ему, когда он успокоится, что, в сущности, этот ребенок не виноват, постарайтесь найти объяснение его поведению.
 

•    Почаще радуйтесь вместе по самым разным поводам. Старайтесь делиться с малышом своим оптимизмом.
 

•    Обеспечьте ему достаточный приток новых, приятных и интересных впечатлений, но будьте внимательны, чтобы не перегрузить его нервную систему.
 

•    Старайтесь обеспечить его интересной и разнообразной деятельностью.
 

•    Приглашайте почаще в гости приятелей ребенка и друзей семьи. Постепенно и осторожно расширяйте границы его мира.
 

•    Приучайте своего малыша заботиться об окружающих и радоваться этому. В заботе о других  легче забудет о своих страхах и отрицательных эмоциях и приобретет уверенность в себе и своих силах.
 

•    Внушайте маленькому меланхолику уверенность в себе и веру в добрую волю других людей. Поддерживайте в нем доброжнлательное отношение к людям.
 

•    Учите своего малыша радоваться за других людей.
 

•    Не бойтесь в его присутствии проявлять некоторое легкомыслие или беспечность.
 

•    Если он чего-то сильно страшится, постройте вместе с ним логическую цепочку: даже если это так, то, что будет в результате? Сам он еще не может увидеть, чем может окончиться то или иное мнимо страшное событие, а неизвестное страшит его еще сильнее. Например, ребенок боится идти к врачу. Вы можете провести с ним приблизительно такой разговор:  «Почему?» - спрашиваете вы.  «А вдруг он меня положит в больницу!» - отвечает малыш. «Во-первых, что значит «положит»? Человек сам решает, лечиться ему в больнице или нет. А во-вторых, что страшного в больнице?». «Я останусь один». «Нет, ты ошибаешься. В больнице все дети твоего возраста лежат с мамами, а мамы им читают интересные книжки, играют с ними, пока их лечат врачи, чтобы они стали здоровыми. Но, впрочем,  тебе и не нужно лечиться в больнице, я это твердо знаю».
 

•    Никогда не упрекайте его в трусости и не заставляйте делать то, что кажется ему страшным. Если он, например, боится спать в темноте – оставляйте на ночь включенный ночник. Объясните, что все дети чего-нибудь боятся, что в детстве вы тоже испытывали разные страхи, это нормально, но человек должен уметь преодолевать свой страх, и что сам он со временем обязательно научится этому.
 

•    Помогайте ему преодолевать свои страхи. Например, малыш боится врачей. Подарите ему докторский набор и устройте веселую игру в доктора Айболита.
 

•    Даже если ваш ребенок физически не очень крепкий и часто болеет, следует избегать разговоров на эту тему в его присутствии. Внушайте ему, что он вполне крепкий и здоровый ребенок.
  

Каждый ребенок должен расти с представлением – я хороший и мир хороший. Если ваш ребенок обладает меланхолическим темпераментом, то особенно важно уделять внимание развитию в нем такого положительного представления о себе и мире.
                                                 

Отношения с родителями


    Ребенок меланхолического темперамента особенно нуждается в близких и доверительных отношениях с матерью и другими близкими взрослыми.

 

Ему совершенно необходимо чувствовать себя безусловно любимым, ощущать душевную поддержку  в самых различных случаях его жизни. Ему больше, чем кому бы то ни было требуется, чтобы его целовали и обнимали, говорили какой он хороший, милый и замечательный.


   Малыш должен быть абсолютно уверен, что с вами, его родителями, никогда не может случиться чего-то страшного и вы всегда будете вместе. Он не должен сомневаться в том, что он хороший, что вы всегда на его стороне и  всегда придете ему на помощь.


   Отношение к такому ребенку должно быть мягким, не авторитарным.
                                                                 

 

Уверенность в себе


    Меланхолику часто не хватает уверенности в своих силах, и он легко обзаводится комплексом неполноценности. Развивать его уверенность в себе можно следующими способами:
 

•    Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.
 

•    Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос «умельцем на все руки»: учился шить, строгать, пилить, плести изделия из лозы, вскапывать и полоть грядки … Чем большим количеством  умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.
 

•    Учите своего малыша прыгать с высоты, лазить по деревьям, плавать и нырять, чтобы он не чувствовал, что физически  уступает ровесникам.
 

•    Отмечайте его добрые дела и успехи. Почаще хвалите его, но только заслуженно. (Не забывайте при этом отмечать хорошие поступки и успехи других людей).
 

•    Учите его легко принимать свои неудачи. Он должен расти с понимаем: любой человек может в чем-то потерпеть фиаско, так же, как и добиться успеха.
 

•    Привлекайте ребенка к заботе об окружающих людях.
 

•    Предоставляйте как можно больше возможностей проявить самостоятельность.
 

•    Поощряйте инициативу малыша.
 

•    Всеми силами организуйте его общение с ровесниками.
 

•    Следите, чтобы в детском коллективе его никто не унижал и не обижал.
 

    Неуверенность в себе в сочетании с богатой фантазией может привести к тому, что меланхолик в подростковом периоде начинает жить своими оторванными от реальной жизни мечтаниями, что в свою очередь приводит его к еще большей неуверенности в себе – получается замкнутый круг.

 

Чтобы этого избежать, уже с раннего детства помогайте ему воплощать задуманное в реальность.
 

Все перечисленное выше поможет маленькому меланхолику чувствовать себя более уверенно и избежать комплекса неполноценности.


                                                  Общение со сверстниками


    У  детей этого темперамента в силу их особенностей иной раз возникают проблемы при общении с другими детьми.
  

Обладатели этого темперамента в любом возрасте стесняются знакомиться и проявляют закрытость при общении с новыми знакомыми, поэтому вашему ребенку может понадобиться ваша помощь при установлении его контакта с другими детьми.
  

Для этого можно взять с собой на площадку интересные игрушки и начать играть вместе со своим ребенком в какую-нибудь увлекательную игру. Наверняка к вам подойдет какой-нибудь заинтересовавшийся малыш. Познакомьтесь с ним и предложите играть вместе с вами. Помните, что ваше непосредственное участие в игре детей (но не менторское, а увлеченное) залог для установления контакта между ними.
  

Задайте вашему новому знакомому несколько простых вопросов (есть ли у него домашние животные, умеет ли он кататься на велосипеде, что он любит рисовать и т.д.), сделайте так, чтобы и ваш ребенок что-нибудь рассказал о себе.
  

Если ваш ребенок и новый знакомый хорошо нашли общий язык, познакомьтесь с его мамой и договоритесь о новой встрече. И обязательно поддерживайте новые знакомства своего ребенка.
  

Создавайте такие ситуации, в которых ваш малыш может почувствовать, что он интересен для других людей, договаривайтесь со своими друзьями, чтобы они задавали ему вопросы на близкие для него темы, просили показать свои рисунки и поделки, рассказать любимое стихотворение, спеть песню. Всячески поощряйте его рассказывать о себе другим людям или демонстрировать свои умения.


   Не вводите его сразу в большую компанию

 

Если ваш ребенок робко стоит один на детской площадке и стесняется подойти к компании играющих вместе детей, нет смысла подталкивать его: «Иди, поиграй с этими детками, не бойся!».

 

Это не только бесполезно, но может привести к обратному результату, ребенок застесняется еще сильнее. Если же вам удастся это сделать насильно, то он, оказавшись среди большого количества незнакомых лиц, потеряет остатки своей уверенности.


   Для начала лучше помочь ему подружиться с одним или двумя детьми. Так ваш ребенок будет себя  чувствовать спокойнее. А в большую компанию для шумных и веселых игр он легче вольется, если у него уже будут друзья из этой компании, или он придет туда вместе с ребенком, которого уже хорошо знает.


   Вообще, нужно отметить, что маленький меланхолик избегает больших и шумных компаний, особенно в дошкольном возрасте.
   

Обращайте внимание на характер общения ребенка с его приятелями

 

Меланхолик часто бывает ведомым в компании других детей и, иной раз, имеет низкий статус в ней. Помогите ему сделаться интересным для сверстников и завоевать достаточно высокие позиции в их компании.


   Берите с собой на прогулку интересные игрушки. Пусть ваш ребенок иногда дарит небольшие подарки своим приятелям. Устраивайте у себя дома для него и его товарищей хорошо продуманные и интересные детские праздники.


    Развивайте его инициативность. Вместе с ним придумывайте и вспоминайте интересные игры, которые ваш ребенок сможет предложить сверстникам на прогулке.


   Избегайте делать замечания своему ребенку при посторонних людях, а тем более при его сверстниках.


   Если ваш ребенок всегда подчиняется другим детям, подыщите для него товарищей, с которыми он сможет ощутить себя и в других ролях: спокойного ребенка, с которым ваш ребенок может общаться на равных, ребенка более младшего возраста, в общении с которым ваш ребенок может приобрести опыт лидера.


   Если вы заметили, что кто-то из товарищей вашего ребенка грубо зажимает его инициативу или унижает достоинство, постарайтесь дипломатично пресечь это общение.


   Если ваш маленький меланхолик испытывает трудности в общении из-за своей чрезмерной обидчивости, мы советуем воспользоваться советами, приведенными в главе «Как победить страхи и отрицательные эмоции».
   

Поддерживайте и развивайте в своем малыше чувство собственного достоинства. Иной раз из робости или во избежание конфликта меланхолик не противится беспардонному обращению с собой. Учите его защищать и отстаивать свои интересы и права. Объясняйте своему малышу, что никто не имеет право его обижать. Не позволяйте, чтобы вашего ребенка кто-то унижал или оскорблял.
  

Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, ни в лучшую, ни в худшую сторону. Его можно сравнивать только с самим собой, с его прежними достижениями. Это правило, которое распространяется на воспитание всех детей, особенно важно соблюдать при общении с ребенком-меланхоликом.
                                                                          

Детский сад


    Дети-меланхолики обычно плохо переносят детский сад. Поэтому лучше всего оставить  такого ребенка дома, где он чувствует себя наиболее комфортно. Очевидно, что при этом следует обеспечить ему общение с другими детьми, приток новых впечатлений и создать хорошую развивающую среду.
 


   Постарайтесь гулять с малышом на детской площадке тогда, когда там гуляют его сверстники, запишите его в какие-нибудь кружки или секции. Время от времени совершайте культурные походы на выставки, в театры и музеи. Занимайтесь с ним дома. За год до поступления в школу, чтобы приучить ребенка к большому детскому коллективу целесообразно записать его в прогимназию или на занятия по подготовке к школе.


   Многие родители тревожатся, что их ребенок, не посещающий детский сад, не имеет  необходимых для обучения в школе навыков и привычек, поэтому они предпочитают отдать ребенка в детский сад хотя бы перед школой. Что ж, у этих опасений есть некоторые основания. 


   Если вы приняли такое решение, лучше выбрать тот детский сад, куда ходят сверстники, хорошо знакомые вашему малышу по детской площадке.

 

Внимательно присмотритесь к тому, как воспитательница общается с детьми в группе, и какие отношения приняты между детьми. Приучать ребенка к детскому саду следует очень осторожно и постепенно, первое время лучше приводить его туда на 1 час. Очень вероятно, что ваш малыш не захочет оставаться в детском саду на дневной сон. В таком случае желательно забирать его домой сразу после прогулки или после обеда.
  

Если ребенок, невзирая на все ваши старания, невзлюбил детский сад и ходит туда с явной неохотой, разумней всего оставить эту затею и готовить его к школе другими способами, описанными выше. В конце концов, душевное равновесие и комфорт – это самое важное для вашего ребенка.  
                                                                     

Школа, 1 класс


 Чтобы ребенок-меланхолик легче адаптировался к школе очень важно:

 

•    чтобы он учился в одном классе со своими друзьями; если это невозможно, помогите ему найти друзей среди его одноклассников;

 

•    попросите учителя, чтобы ваш ребенок на первых порах сидел за одной партой со своим другом;

 

•    для вашего ребенка совершенно не важно, насколько престижна школа, в которую его определят родители, но для успешной учебы в течение 11 лет, он должен чувствовать себя в школе свободно и   уверенно; поэтому для учебы в младшей школе выбирайте не школу, а учителя;

 

•    сделайте так, чтобы ваш ребенок принимал активное участие во всех классных мероприятиях;

 

    ребенок этого типа отличается утомляемостью, поэтому не бойтесь иногда оставить его дома, но следите, чтобы это не происходило слишком часто, иначе ваш ребенок привыкнет ощущать себя в стороне от одноклассников.
                                      

Автор: Осипова Ирина
 

Статья по теме:

Маленький меланхолик: воспитание в зависимости от черт характера

19655
Комментарии (1)
Баранова Светлана
29 июня 2013
Какая замечательная статья! Я сама в основном меланхолик + немного флегматик. Ещё в меньшей степени сангвиник, а от холерика во мне почти ничего нет. Поэтому многое из описанного тут справедливо для меня. Помню свои детские страхи и переживание их в одиночестве. Потому что родители-сангвиники пару раз посмеялись над ним. И всё. Я от родителей закрылась. И до конца доверительных отношений у нас не было. А они, имея счастливый легкомысленный характер, и теперь не догадываются о том, как сильно может переживать ребёнок. Хотя я всегда знала, что родители меня любят, и я их любила (и теперь люблю). Но очень тяжело было осознавать, что в очередной раз они меня не поймут, посчитают значимое для меня глупостями. Поэтому с некоторых пор сокровенным ни с мамой, ни с папой, и уж тем более с бабушкой не делилась.
Смотрю теперь на своего сына и боюсь обнаружить в нём признаки меланхолика. Ведь в наше, скажем прямо, беспардонное время меланхоликам приходится особенно тяжело. Но вроде бы не меланхолик у меня сынок. Скорее, сангвиник. И даже что-то есть от холерика. Да и от флегматика кое-что...  :lol: А вообще трудно пока понять. Будем наблюдать. Но уже теперь вижу, что характер сына сильнее моего.
:-)
Я очень благодарна автору за цикл статей о темпераментах, и за дельные рекомендации по воспитанию.
ответить
Почитать ещё