Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Как быть, если ребенок делает «не то»?

Разберем ситуации, в которых ваш ребенок чем то занят, что то делает, но делает, по вашему мнению, «не так», плохо, с ошибками..

Разберем ситуации, в которых ваш ребенок чем то занят, что то делает, но делает, по вашему мнению, «не так», плохо, с ошибками.

Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо: мозаики рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: «Подожди, — говорите вы, — надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».

Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да и ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «сенце», «чюствую»... Как же не заметить и не поправить? Но ребенок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.

Однажды мать заметила уже довольно взрослому сыну: «Ой, как у тебя получается неуклюже, ты бы сначала научился...». Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми — как умел. После этих слов он сел на стул и мрачно просидел весь остаток вечера, мать же обиделась на его обиду. День рождения был испорчен.

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!». Как будто бы реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему?

Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми.

Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!». Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно?».

Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что либо делать сам!
 

Вмешательство родителей и реакции детей.

Как же научить, если не указывать на ошибки?

Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во первых, не стоит замечать каждую ошибку; во вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает — так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что то получается, ведь он уже «идет», пусть пока нетвердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.

 

 

Отрывок из книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
 

2180
Комментарии (24)
ТЕ
Тараскина Елена
01 октября 2013
Спасибо вам большое за такие статьи,очень понятные, с удовольствием периодически перечитываю!!!!!
ответить
еще 1 ответ
ТЕ
Тараскина Елена
30 сентября 2013
Очень хорошие книги,а главное лёгкие на прочтение, настолько доступно всё написано,что прочла в несколько присестов!!!! Для меня было полезно и как для мамы,и как для студентки педагогического института!!!!
ответить
еще 1 ответ
Елена
18 октября 2010
Спасибо за отзыв! В шкафу лежат книги Ю.Б., думаю пора перечитать! Еще мне очень нравится "Как говорить, чтобы дети слушали..." Очень много полезных советов для мамочек! Единственное, очень тяжело следовать советам...
ответить
еще 1 ответ
A
asiya
15 октября 2010
спасибо за статью!)) бедные дети ,как некоторые мамы мучают их во время развития, совершенно забывая их первые шаги.!
ответить
еще 1 ответ
Потапова Светлана
13 октября 2010
Спасибо! Эта статья напомнила, что неплохо бы перечитать книги Гиппенрейтер, а то они у меня завалялись где-то..
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё