Внимательные родители всегда отмечают, что в поведении их ребенка появляется что-то нового, и с удовольствием сообщают об этом родным и близким. Но вот наступает период, когда новшества накапливаются так быстро и в таком количестве, что не успеваешь отмечать. При этом не всегда новые проявления радуют родителей. Часто приходится слышать жалобы на то, что малыш, который раньше был такой хороший, ласковый, послушный, теперь стал упрямым, сердится, дерется, а ему всего-то 11 месяцев! Или: "Такая стала обидчивая, слова не скажи! Я ей - не лезь к утюгу, горячий, обожжешься! А она такую скорчит гримасу, губки надует, отвернется, обижается". А вот наиболее распространенный случай: "Ему говоришь "нельзя", а он нарочно делает и смотрит, ждет, что ты скажешь".
Что же стоит за подобным поведением малыша? Не правда ли, это похоже на стремление утвердиться, противопоставить взрослому? Упрямство и негативизм обычно считаются признаками кризиса трех лет. Но и в год проявляются похожие признаки. Психолог Т.В. Гуськова изучала кризис трех лет и выявила, что за кризисными негативными явлениями обязательно стоят и положительные, продуктивные приобретения. Она связывает кризис трех лет с формированием психологического новообразования, названного "гордостью за достижения". Гуськова разделяет понятие "кризиса" на два: развития и недоразвития. Внешние проявления "кризиса" связаны с тем, как взрослые реагируют на новшества в поведении ребенка: забегают ли они вперед, требуя от малыша большего, чем он может, или задерживают его, по-старому относясь к ребенку, недооценивая его возможности. Экскурс в будущее малыша потребовался нам для того, чтобы пояснить подходы к явлению "кризиса", которые использовались нами.
Главное, что должны понимать родители: случаи упрямства, негативизма малыша надо воспринимать как естественные признаки утверждения зарождающейся личности. Однако негативные проявления вовсе не обязательны, кризис может протекать и без них. Отличительная особенности кризиса - быстрое накопление новых проявлений, черт в поведении ребенка.
Что же нового появляется в поведении малыша? У детей, воспитывающихся в семье, - это в основном признаки самостоятельности, настойчивости, противопоставления себя взрослому и вместе с тем усвоение многих умений и навыков. У детей из домов ребенка в меньшей степени проявляются признаки настойчивости и противопоставления себя взрослому, у них появляются новые навыки и умения, а среди эмоциональных проявлений - обидчивость. Основное различие касается таких качеств, как поиск сопереживания, попытки разделить радость или огорчение со взрослым. У воспитанников домов ребенка они почти отсутствуют.
В этом возрасте у детей возникает отношение к себе как к "деятелю". Малыши учатся оценивать свои действия, радуются успеху и огорчаются из-за неудачи, а на порицание взрослого склонны реагировать во многих случаях отрицательно. Мы связываем подобные проявления также с процессами становления личности. Только отношение ребенка к себе как к личности может вызвать такие реакции на оценку взрослым его умений.
Итак, к году младенец успешно овладевает не только сложными движениями, действиями с предметами, двумя формами общения (эмоциональной и деловой), понимает речь, не только преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития. Это обстоятельство нельзя игнорировать. Теперь вы имеете дело с настоящим маленьким человеком, и, хотя ему еще предстоит многое усвоить, фундаментальные основы для его развития уже заложены. Желают того родители или нет, но они внесли свой вклад в формирование личности малыша, и то, каким он будет дальше, в значительной мере зависит от взаимоотношений, сложившихся у них с ребенком на первом году жизни.
Отрывок из книги Н.Н. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой "Вы и Ваш младенец".