Доктор психологических наук, профессор, научный руководитель программы «От рождения до школы», ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса рассказал Школе Семи Гномов, что читать современным детям и с каких книг начинать.
Доктор психологических наук, профессор, научный руководитель программы «От рождения до школы», ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса рассказал Школе Семи Гномов, что читать современным детям и с каких книг начинать.
– Николай Евгеньевич, сейчас для детей издается огромное количество литературы. Какие книги вы можете порекомендовать?
– В первую очередь, на мой взгляд, детям следует читать классические сказки разных народов мира. Желательно, чтобы они были не обновленные, но и не на сложном языке. В сказках существуют встроенные модели мышления, которые полезно осваивать ребенку. Например, сюжет о ковре-самолете развивает воображение ребенка. Также детям стоит читать стихотворения классиков. Есть еще такие детские авторы как Барто, Чуковский с простыми бодрящими сюжетами, но поэзия Пушкина, Лермонтова и зарубежных писателей помогает прочувствовать эмоциональность жизни.
Мы недооцениваем возможности дошкольников: они могут читать и Толстого, и Шекспира. Не оригиналы и не целые романы, а фрагменты из произведений, рассказы.
– Как побудить ребенка к чтению?
– Чтение должно стать семейным ритуалом. Родителю нужно выделить определенное время, будь то перед тихим часом или в конце дня и приглашать ребенка к чтению: «Мы сейчас садимся и читаем». Этот ритуал должен включать обсуждение прочитанного. Ребенку нужно задавать наводящие вопросы, давать ему пространство для размышления, позволить ему глубже прочувствовать содержание.
Книги – это целый мир, в котором есть свои коллекции, библиотеки, золотые фонды. Если ребенку не раскрыть этот мир – это станет большим упущением в его жизни. Что уж говорить, если этого мира не существует для некоторых взрослых.
– С какого возраста читать с ребенком?
– С самого рождения. Здесь есть один нюанс: чем меньше ребенок – тем меньше чтения и больше обсуждения сюжета. Хорошо, когда родитель знает стихотворения и может прочитать ребенку что-нибудь наизусть в любое время, если книга не оказалась под рукой. Младенцы чувствуют ритм стихотворений, находясь в утробе. Можно начать чтение с дошкольником с книжек-картинок, и обязательно много разговаривать с ним о сюжете.
В Лондонской библиотеке я увидел произведение Шекспира в комиксах. Детям нравится рассматривать картинки, так они могут начать знакомиться с классическим произведением, а уже потом перейти к тексту. Дошкольники все хорошо чувствуют, им интересны такие темы как жизнь, рождение ребенка, смерть. Чтение очень помогает ребенку увидеть перспективы этого мира.
– Много ли читают современные дети?
– Существует такая проблема, как цифровизация. Сама по себе цифровизация имеет и положительные, и негативные стороны, но она сворачивает чтение. Полезно ставить детям аудиокниги для прослушивания или водить на спектакли с сюжетами из книг, но полностью заменить этим чтение не получится. Чтение очень важно в жизни ребенка, оно делает его человеком, строит образы будущего и формирует личность.