В настоящее время многие специалисты в сфере дошкольного образования заняты вопросом развития детского мышления. Когда речь идет о развитии детского мышления с помощью игры, многие в сознании представляют интеллектуальную игру - шахматы. Теоретический анализ работ, посвященных изучению влияния шахмат на детское развитие, позволяет говорить, что данная игра способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия пространственных отношений. С точки зрения социальной психологии, дети, играющие в шахматы, начинают лучше проявлять коммуникабельность со сверстниками, повышают самооценку, видят свою значимость в глазах других людей. Исследования мышления шахматистов и математиков выявили связи мыслительных процессов. Из этого следует, что раннее изучение игры в шахматы позволяет преуспеть детям в точных науках в школе, особенно в математике. Первое занятие при знакомстве с шахматами рекомендуют делать ярким, впечатляющим, с использованием дидактического материала. Не следует сразу начинать обучать детей правилам, можно дать детям просто поиграть с фигурками, для того чтобы они тактильно запомнили разность каждой из них. Часто для объяснения и мотивации педагоги рассказывают интересную сказку или легенду о создании шахмат, об их развитии. Это укрепляет интерес дошкольников к игре.
Для педагогов полезно прочитать книгу первого учителя Бориса Спасского – Владимира Зака, которую он написал совместно с детским писателем Яковом Длуголенским, «Шахматы для детей». Книга помогла в победах многим поколениям шахматистов. И напоследок автор рекомендует к прочтению книгу Т. Бардвика «Шахматы для детей», где описаны стратегии, задачи для начинающих и продвинутых игроков.
В шахматах ребенок учится усидчивости, самостоятельности, планированию, проецированию, а также анализу, когда с помощью педагога возникает возможность рассмотреть свою партию, увидеть другие варианты и последовательности своих ходов. Ко всему взрослый может предоставить детям нетрудные задачки, направление на анализ и понимание, где будет стоять вопрос, в каком направлении, в той или иной ситуации, могут двигаться фигуры. Это особый момент развития аналитического мыслительного процесса в дошкольном возрасте.
Важным является проблема принятия поражения. При правильном обучении и предъявлении ребенок не будет воспринимать проигрыш как отрицательное явление, а отнесется к поражению с точки зрения анализа своих ошибок. Одним из примеров работы с проигрышами является предоставление детям примера из взрослой жизни. Лучшим вариантом будет проигрыш известного гроссмейстера. Необходимо рассказать детям кем является данный человек, какие награды он получил. Затем показать одну проигранную партию, где упор будет сделан на том, как он воспринял поражение, пожал руку, порадовался за соперника. Затем показать игру, в которой спортсмен победил, и возможно, занял высокое место. После объяснить детям, что проигрывают даже самые лучшие игроки, но потом они стараются, на основе своего опыта научиться играть лучше. Многие психологи рекомендуют проводить соревнования между детьми с 8–12-летнего возраста.
Большинство специалистов рекомендуют начать знакомство с шахматами с 3-4-летнего возраста. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и готов к восприятию новых явлений. Многие известные гроссмейстеры начинали играть в шахматы именно в этом возрасте. При этом в обществе бытует мнение, что мальчики больше предрасположены играть в шахматы, чем девочки. На самом деле девочки довольно часто занимали высокие места в соревнованиях с мальчиками. Яркий пример показала Юдит Полгар, занявшая восьмое место в рейтинге супергроссмейстеров мира.
Игре в шахматы может научиться любой ребенок. Многие родители утверждают, что подвижность их чада не позволит согласиться с таким мнением. Но это не так. Практика показывает, что развитие детей дошкольного возраста, а также формирование образного мышления, установление связей между действием и явлением позволяют дошкольнику довольно долго концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Успешное освоение игры подразумевает занятия для детей от 3 до 5 лет продолжительностью не более 15-25 минут. Для более старших детей от 20 до 35 минут. Стоит учитывать содержание занятия, эмоциональный настрой детей. В середине занятия проводить физкультминутки, а после не допускать ситуаций, при которых дошкольник потеряет интерес к игре. Не стоит ожидать от детей до 5 лет, что они будут играть партии как знатоки. В таком возрасте необходимо заложить основы мотивации к изучению шахмат, а также правила и стратегии игры.
Несомненно, шахматы несут в себе много полезного для развития, становления и дальнейшего обогащения. Но стоит помнить, что недостаточно изучать только шахматы. В современном мире тенденция образования направлена на формирование разносторонне развитой личности. То же самое это касается успешности игры в шахматы, так как, по мнению большинства гроссмейстеров, необходимо уделять шахматам достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитии.
Подводя итоги, можно сказать, что шахматы, как вид спорта, при освоении несут интеллектуальное развитие, самостоятельность, усидчивость, ответственность. Родителям не стоит насильно заставлять ребенка играть в шахматы. Такой почин должен исходить от самого дошкольника. Это возможно при интересном предъявлении материала, учете мнения самого ребенка, показа на собственном примере интереса к шахматам. Главное вначале сделать усилия для того, чтобы малыш понял, как важно уметь играть в шахматы, чтобы затем увидеть, как он становится настоящим профессионалом, и что самое главное, ему это будет нравиться.
Рекомендуя литературу для знакомства детей с миром шахмат, родителям автор посоветовал бы особое внимание уделить книге международного гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей», а также книге известного автора многочисленных публикаций, посвященных шахматам, И. Г. Сухина «Шахматы для самых маленьких», которые помогут родителям в обучении своих малышей. Не менее важными являются издания Л. Я. Береславской «Шахматы для малышей», И. А. Романовой «Шахматы для детей с наклейками», Ф. Халас , З. Геци «Приключения в шахматном королевстве», которые несут в себе не только полезную информацию благоприятного обучения детей, но и ключевые моменты воспитания будущего чемпиона.